Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные проблемы и перспективы развития пищевой промышленности в Российской Федерации





Пищевая и перерабатывающая промышленность России одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания. На долю этой отрасли промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота.

За годы осуществления реформ в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в результате просчетов в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике проявились негативные тенденции, приведшие к катастрофическому снижению объемов производства продукции, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что является одной из причин социальной напряженности в обществе.

Число заболевших, составило более 100 млн. человек. Смертность превысила рождаемость. За 10 лет численность населения уменьшилась почти на 4,5 млн.человек [19].

Из-за отсутствия средств и в ряде случаев из-за их распыления заморожено строительство большого количества объектов. Износ и выбытие основных производственных фондов стали опережать их ввод в действие, степень износа этих фондов в настоящее время составляет 40-70 %, треть оборудования отработало более 2 амортизационных сроков.

Неудовлетворительно реализуется Федеральная программа развития индустрии детского питания. Недостаточность государственной поддержки вынуждает предприятия перерабатывать сельскохозяйственное сырье на давальческих через посредников, приобретающих сырье у сельхозпроизводителей по демпинговым ценам. При этом прибыль от результатов производства в значительной степени остается у посреднических организаций, а интересы сельхозпроизводителей и переработчиков ущемляется. В настоящее время функционирует целый ряд коммерческих отраслевых организаций, таких как “Союз сахаропроизводителей России”, “Союз товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности”, “Мясной союз”, “Зерновой союз”, “Союзконсервмолоко”, “Росмясомолпром”, производственно-коммерческие фирмы “Масло”, “Росконсерв” и др., объединяющие на добровольной основе значительную часть предприятий отраслей промышленности и призванные защищать их интересы. Однако непосредственные производители соответствующей сельскохозяйственной продукции в этих организациях не представлены.

Одной из причин невыполнения Федеральной программы стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ за годы реформ является отсутствие эффективной системы управления Федеральным сектором агропромышленного комплекса и государственного регулирования секторами частной и смешанной форм собственности. Поэтому важным фактором реформирования пищевой и перерабатывающей промышленности должна стать агропромышленная интеграция, осуществляемая в таких формах, как создание финансово-промышленных групп, концернов, отраслевых региональных союзов и ассоциаций товаропроизводителей, агрокомбинатов и иных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукции и продовольственными товарами [20].

По-прежнему выявляются многочисленные факты ввоза и реализации импортных некачественных и фальсифицированных товаров. По этой причине ажиотажный спрос на импортное продовольствие резко снизился. Из поступившего в Россию импортного продовольствия забрасывают от проверочного количества: от 30 до 50 % сахара, крупы, чая, маргарина и майонеза, яиц куриных, мясо птицы, рыбы и рыбопродуктов, консервов рыбных, водки, ликероводочных изделий и вина, более половины масла животного, консервов мясных и др.

В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию особенно актуальной становится необходимость усиления роли государства в обеспечении повышения качества продукции агропромышленного комплекса. Потребуется выработать единые требования к качеству продукции, гармонизировать основные показатели ее безопасности, действующие в России и других странах.

Как известно, государственное регулирование повышения качества продукции осуществляется прежде всего через стандартизацию и сертификацию. В настоящее время фонд нормативных документов по стандартизации на пищевые продукты включает в себя около 900 межгосударственных и государственных стандартов, до 300 отраслевых стандартов, 30 республиканских стандартов, 3500 технических условий. В существующей системе государственных стандартов, к сожалению до сих пор не уделялось должного внимания контролю за предотвращением фальсификации продуктов питания, поскольку это явление не было характерно для государственных предприятий. Решение вышеперечисленных проблем напрямую связано финансированием научно-исследовательских работ. Обеспечение высокого качества и сохранности пищевой продукции практически неосуществимо без обновления материальной базы отрасли. В настоящее время готовится к рассмотрению федеральная целевая программа по стабилизации и развитию инженерной сферы АПК и созданию новой техники на 2000-2005 г.г.


Особенно остро стоит проблема повышения конкурентоспособности продукции плодоовощной промышленности. В первую очередь это относится к способу и виду упаковки готовой продукции.

Особенно тревожной практически бесконтрольная закупка предприятиями не сертифицированного оборудования за рубежом [21].Следует подчеркнуть, что многие проблемы обеспечения безопасности и сохранности пищевых продуктов, требуют решения законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Необходимо ускорить принятие Закона Российской Федерации “О качественной безопасности пищевых продуктов”, в котором определить, что финансирование прикладных научных и экспериментальных разработок в области пищевой технологии осуществляется из средств производителей пищевых продуктов путем формирования внебюджетных отраслевых фондов. Разработка системы государственных стандартов по производству продовольственных товаров и закупаемой за рубежом пищевой продукции, сертификации отечественного и импортируемого технологического оборудования, координации работ по защите потребителя от недоброкачественной продукции возлагается на федеральные органы с обязательным участием отраслевых НИИ и профильных высших учебных заведений; Лицензию на производство важнейших видов продовольствия выдаются только после обеспечения производителем пищевых продуктов гарантий страховой защиты на качество выпускаемой продукции. Федеральным органом управления могло бы стать Министерство (Государственный комитет) по регулированию производства и закупок продовольствия (табл.7.)

Таблица 7

Показатели динамики промышленности в целом

Из таблицы 7, мы видим показатели динамики промышленности в целом за период 2004-2010 годы.

 

Заключение

В заключении можно сказать, что в целом ситуация в пищевой промышленности является весьма неоднозначной. Основные тенденции, характерные для пищевой отрасли сегодня: стремительное восстановление позиций отечественных производителей, падение импорта, концентрация производств благодаря созданию крупных холдинговых структур, объединяющих ряд перерабатывающих предприятий и сырьевые хозяйства.

Для предприятий важными задачами являются: вывод на рынок новых продуктов, расширение географии продаж, использование нового современного оборудования, расширение производства.

Для поддержания наметившийся тенденции роста объемов производства основных видов продукции предприятиям необходимо предпринимать активные меры по укреплению сырьевой базы, разработать грамотную маркетинговую политику, усовершенствовать технологию производства, что потребует прежде всего умелого использования финансовых активов. В целом же шансы на успешное дальнейшее развитие будут выше у тех предприятий, которые будут реструктуризированы и войдут в состав крупных отраслевых холдингов, что позволит им улучшить качество менеджмента, а также откроет доступ к заемным ресурсам на развитие со стороны кредитных организаций.

 







Date: 2015-06-11; view: 1297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию