![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Пз № 2. Функциональные стили речи
Задание 1. Подберите по одному отрывку каждого стиля речи. Обоснуйте свое мнение, обратив внимание на специфику лексики и грамматики текстов. 1. Научный: Среди многих причин есть основания назвать и миграцию населения, способствующую распространению и стабилизации того или иного новообразования. (впредложении отсутствует эмоциональность, слова употребляются в прямых значениях, может использоваться в выступлениях для заинтересованной аудитории); 2. Официально - деловой: По прибытии на место назначения Вам надлежит явиться по нижеуказанному адресу (предложение компактно изложено, отсутствуют выразительные средства и оценочная лексика); 3. Публицистический: Обмен визитами государственных представителей стран с различным общественным и политическим строем имеет исключительное значение для нормализации и улучшения отношений между государствами. (предложение имеет актуальное содержание, употребление общественно-политической лексики может использоваться в средствах массовой информации); 4. Разговорно - бытовой: Продвигайтесь, бабоньки, дайте залезть!....( используется нейтральная лексика, эмоциональный характер слова с оценочным суффиксом, может использоваться в неофициальной, непринужденной обстановке). 5. Литературно - художественный: Когда ж постранствуешь, воротишься домой,/И дым отечества нам сладок и приятен» (Гриб.) (использованы такие языковые средства как тропы-обороты, в которых выражение употреблено в переносном значении: дым сладок и приятен, воздействует на чувства и воображение читателя, используется в произведениях художественной литературы) Задание 2. Распределите отрывки по стилям речи. Докажите их стилевую принадлежность, используя следующий план ответа: 1) цель речи; 2) стилевые черты (лаконизм, однозначность формулировок, терминизация, непринужденность, наличие невербальных средств общения, образность и пр.); 3) языковые средства (лексические и грамматические); 4) жанр. Текст 1. Разговорно-обиходный стиль (цель речи- передать форму диалога, неофициальные отношения между говорящими, стилевые черты - лексическая разнородность, непринуждённость, простота, эмоциональность, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, языковые средства- простые предложения, вопросительные и восклицательные конструкции; жанр- рассказ ). - Кто вы такой, и что вам нужно? - спросил хозяин. Он явно не спешил открывать дверь. - Прошу прощения, мне нужен доктор Юрий Мыльников. У меня к нему дело. - Но почему в такой поздний час? - снова спросил хозяин. - Кто-то умирает? - Пока нет. Но именно в этом все дело, — ответил неизвестный. - Хм... интересно... подождите одну минуту. Дверь открылась, и посетитель вошел в дом. - Вы один в доме? - спросил вошедший. Хозяин кивнул: - Да. Я один. Текст 2. Художественный стиль (цель речи- воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателя; стилевые черты-х удожественная образность, эмоциональность, выразительность благодаря использованию всевозможных тропов; языковые средства - тропы, метафоричность, образность, смешение разных стилей, языковые игры; жанр- стихотворение ) Светло, легко и своенравно Она блестит среди болот. И к старым мельницам так плавно Несет стекло весенних вод. Несет — и знать себе не хочет, Что там, над омутом в лесу, Безумно Водяной грохочет, Стремглав летя по колесу,— Пылит на мельницах помолом, Трясет и жернов и привод — И, падая, в бреду тяжелом Кружит седой водоворот. Текст 3. Публицистический стиль (цель речи- информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, внушением ему определенных идей, взглядов; стилевые черты - документальная точность, логичность, эмоциональность; языковые средства - социально-политическая лексика; жанр – статья в газете). Эту «Россию» уже затрепали-затрепали, всякий ее проклинает ни к ляду, ни к месту. И когда чудовище СССР лез захватывать куски Азии или Африки— тоже во всем мире твердили: «Россия, русские»... А что же именно есть Россия? Сегодня. И — завтра (еще важней). Кто сегодня относит себя к будущей России? И где видят границы России сами русские? За три четверти века — при вдолбляемой нам и прогрохоченной «социалистической дружбе народов» — коммунистическая власть столько запустила, запутала и намерзила в отношениях между этими народами, что уже и путей не видно, как нам бы вернуться к тому, с прискорбным исключением, спокойному сожитию наций, тому даже дремотному неразличению наций, какое было почти достигнуто в последние десятилетия предреволюционной России. Еще б, может, и не упущено разобраться и уладить — да не в той лихой беде, как буре, завертевшей нас теперь. Сегодня видится так, что мирней и открытей для будущего: кому надо бы разойтись на отдельную жизнь, так и разойтись. И именно при этом всеместном национальном изводе, заслоняющем нас остальную жизнь, хоть пропади она, при этой страсти, от которой сегодня мало кто в нашей стране свободен. Увы, многие мы знаем, что в коммунальной квартире порой и жить не хочется. Вот — так сейчас у нас накалено и с нациями. Текст 4. Научный стиль (цель речи - знакомство читателя с научно-учебной литературой; стилевые черты - точность, логичность, непринужденность; языковые средства - профессиональная лексика, сложные предложения; жанр- отзыв-критика ) «Поэзия Пушкина, — писал Белинский, — удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом...» (2; т. 2, с. 343). Говоря далее о различии понятий «народный» и «национальный», критик как бы несколько тушуется перед абсолютизацией этих понятий и приводит такой пассаж: «...Пушкин более национально-русский поэт, нежели кто-либо из его предшественников; но дело в том, что нельзя определить, в чем же состоит эта национальность» (2; Т. 2, с. 346). И Белинский, не исключая значимости вышеупомянутых начал, провозглашает как бы общечеловеческую значимость, народность творчества Пушкина. Гете. Байрона и других великих поэтов — через высокую художественность и духовность творчества. Некоторая очевидная синонимия понятий национальный и народный всегда была неполной, в дальнейшем семантика их все более разделялась, не утрачивая и своей диалектической общности. В современном представлении о народности слиты понятия глубины и правдивости содержания и художественного совершенства произведений (см.: И. Ф. Волков. Теория литературы. М., 1995). Задание 3. 1. Прочитайте фрагмент из Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и приведите доказательства принадлежности его к официально-деловому стилю. - Фрагмент из Федерального закона «Об актах гражданского состояния» относится к официально-деловому стилю, т.к. это стиль государственных актов, юридических законов и характеризуется рядом черт: компактность изложения, стандартное расположение материала, широкое использование терминологии, наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной), повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением, тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим, полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств, слабая индивидуализация стиля. 2. Укажите в приведенном отрывке правовые термины. Date: 2015-06-11; view: 6299; Нарушение авторских прав |