Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания и упражнения





 

Типы конфликтных личностей

Личность демонстративного типа. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как она к ней относятся. Ей легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Личность ригидного типа. Подозрительна. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинейна и негибка. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается ей как обида. Малокритична по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчива, повышенно чувствительна по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Личность неуправляемого типа. Импульсивна, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимание на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритична во многих неудачах, неприятностях склонна обвинить других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Личность сверхточного типа. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенное требование к себе, к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми она работает, кажется, что она придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствительна к деталям. Склонна придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми, потому что ей кажется, что ее обидели. Страдает от себя сама, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.), не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Личность бесконфликтного типа. Неустойчива в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречива. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих. Конфликтность – не вина, а беда таких личностей.

Задание. Постарайтесь определить свой «любимый» стиль при помощи таблицы (Дж. Г. Скотт, 1991), заполняя которую, представьте свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет. Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из 4-х колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг), цифра 5 – последнее место (ранг).

 

Тест на оценку уровня конфликтности личности При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его. Например: 1 а, 2 б, 3 в.

1. Характерно ли для вас стремление к превосходству, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воли других?

а) нет;

б) когда как;

в) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят?

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

3. Кто вы в большей степени?

а) пацифист;

б) принципиальный;

в) предприимчивый.

4. Как часто вам приходилось выступать с критическими суждениями?

а) часто;

б) периодически;

в) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый коллектив?

а) разработал бы программы работы коллектива на год вперед и убедил коллектив в ее целесообразности;

б) определил, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм;

б) плохое настроение;

в) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас отстаивать и соблюдать традиции коллектива?

а) да;

б) скорее всего да;

в) нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать?

а) да;

б) скорее всего да;

в) нет.

9. Из трех личных качеств выберете то, с которым вы больше всего боретесь:

а) раздражительность;

б) обидчивость;

в) нетерпеливость к критике других.

10. Кто вы с точки зрения сотрудников:;

а) аутсайдер;

б) лидер;

в) генератор идей.

11. Каким человеком вас считают друзья?

а) экстравагантным;

б) оптимистом;

в) настойчивым.

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) несправедливостью;

б) бюрократизмом;

в) эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности;

б) оцениваю свои способности достаточно объективно;

в) переоцениваю свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?

а) излишняя инициативность;

б) излишняя критичность;

в) излишняя прямолинейность.

 

Если вы набрали более 36 баллов, это еще не означает, что вы принадлежите к какому-либо из описанных выше типов конфликтных личностей, но, скорее всего, характер у вас не из легких. Вам бывает трудно прийти к согласию не только с другими, но и с самом собой. Более того, отсутствие согласия с самим собой и является причиной вашей конфликтности.

Люди, эффективно решающие внутриличностные конфликты, находящие пути к согласию с собой, обладают следующими навыками и способностями:

• сохранять верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно;

• действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или неудобства в случае неодобрения со стороны других;

• не тратить время на чрезмерное беспокойство о вчерашнем и завтрашнем дне;

• сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности;

• ценить в каждом человеке личность и чувство полезности для других, независимо от уровня его способностей и занимаемого положения;

• уметь отстаивать свою правоту и соглашаться с мнением других;

• принимать похвалу и комплименты без притворной скромности;

• оказывать сопротивление;

• понимать свои и чужие чувства, умения подавлять свои желания;

• получать удовольствие от самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых;

• чуткое отношение к нуждам людей, соблюдение принятых норм;

• находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на недостатки.

 

Тест-тренинг

Определите, к какому типу оратора вы отнесете себя

О существовании различных типов ораторов размышлял еще Цицерон. Каждый оратор имеет свой неповторимый психологический облик. Как справедливо заметил В.Г. Белинский: «Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения и т. д.»

Известно, что успех публичного выступления зависит от многих качеств личности оратора: его коммуникативных способностей, творческого потенциала, эрудиции, логичности и доказательности суждений, опоры как на практику, так и на теоретические знания, от степени доброжелательности и интеллигентности поведения во время выступления, от оптимизма и чувства юмора и т. д.

Естественно, что не каждый оратор обладает такими качествами. Более того, в той или иной степени у каждого имеются негативные качества, а иногда они и преобладают. Принцип доминирования можно использовать при определении типа оратора.

Ткп оратора – это обобщенная характеристика наиболее развитых (доминирующих позитивных или негативных признаков) речевых способностей и особенностей личности, проявляющихся в ораторской деятельности.

Если вы (как оратор) стремитесь развить у себя положительные качества и преодолеть недостатки, то для вас представляет интерес тест, который позволит определить, к какому типу оратора вы относитесь. На основе самооценки своих действий в наиболее характерных ситуациях, личностных качеств, а также их последующего сравнения можно определить, к какому типу оратора вы относитесь.

Попытайтесь ответить на поставленные вопросы, используя 9-балльную оценочную шкалу. Ваши качества, наиболее характерные действия, мнения будут оцениваться следующим образом: 1 – очень низкий уровень, 2 – низкий, 3 – ниже среднего, 4 – чуть ниже среднего, 5 – средний, 6 – чуть выше среднего, 7 – выше среднего, 8 – высокий, 9 – очень высокий уровень. При ответе на вопрос записывайте баллы.

• Способны ли вы в процессе публичного выступления к импровизации, к гибкой перестройке плана своего выступления с учетом настроения и особенностей слушателей?

• Характерно ли для вас стремление обосновать и построить какую-либо теоретическую концепцию по решению обсуждаемой проблемы в процессе публичного выступления?

• Считаете ли вы, что на вас (как оратора) работает прежний авторитет?

• Всегда ли вы интеллигентно ведете дискуссию, спор?

• Всегда ли ваши публичные выступления носят новаторский характер?

• Как часто в процессе ваших публичных выступлений звучит смех?

• Всегда ли ваши взаимоотношения с аудиторией в процессе публичного выступления носят доброжелательный характер?

• Способны ли вы в процессе публичного выступления показать высокий уровень эрудиции и компетентности по обсуждаемым вопросам? И как часто вам это удается?

• В какой степени для ваших публичных выступлений характерны логичность, обоснованность, доказательность того, что вы отстаиваете?

• Характерна ли для вас в процессе публичного выступления опора на практические примеры, на личный опыт?

• Характерно ли для вас в процессе публичного выступления держаться перед аудиторией независимо и даже самоуверенно?

• Как часто в процессе публичного выступления вы допускаете фамильярность в диалоге с отдельными слушателями?

• Придерживаетесь ли вы по обсуждаемому вопросу общепринятой или даже консервативной точки зрения?

• Как часто в процессе публичного выступления или дискуссии ваше выступление носит пессимистический характер?

• Как часто в процессе публичного выступления или дискуссии у вас возникает спор, который даже вопреки вашим намерениям переходит в конфликт?

• Как часто в процессе публичного выступления вы замечаете за собой, что говорите не по существу, а при ответах на вопросы отделываетесь общими фразами?

После того, как вы ответили на все 16 вопросов теста и дали по 9-балльной шкале себе оценку, определите тип оратора, который наиболее характерен для вас. Ценность предложенного выше теста заключается в том, что вы можете выявить ваши наиболее позитивные ораторские качества, а также те негативные, над которыми вам предстоит еще поработать в процессе самоусовершенствования, саморазвития.

Тест для самостоятельного тренинга

1. Наш внутренний мир, мысли и чувства в ораторском искусстве прежде всего выражает:

А) голос, В) тело, С) жест, D) манера держаться.

2. Чтение должно быть:

А) урывками, В) надежным, С) систематическим^) громким

3. Этап намерения, когда говорящий решает, к кому будет обращена речь:

А) мотивация, В) подсознание, С) интенция, D) прогнозирование

4. Речь, в которой участвуют многие, —

А) полилог, В) монолог, С) диалог, D) дискуссия

5. Краткое изложение или краткая запись содержания чегонибудь:

А) суждение, В) конспектирование, С) обозначение, D) планирование

6. План включает тему речи:

А) частично, В) полностью, С) во вступлении, D) в заключении

7. Наиболее верным способом подготовки речи является:

А) запись, В) импровизация, С) экспромт, D) опора на текст

8. Общение – главная функция

А) науки, В) речи, С) политики, D) культуры

9. Потребность высказывания, превратившаяся в ясную конкретную цель:

А) прогнозирование, В) интенция, С) мотивация, D) интонация

10. В общении говорящее лицо называется:

А) речевиком, В) коммуникатором, С) диктором, D) редактором

11. Разбивка на раздел по признаку времени в плане должна быть:

А) интересна для аудитории, В) логична, С) красива, D) важна для автора

12. Когда речь, сознание автора, слушателя и слово сливаются в нераздельное единство – это:

А) понимание, В) внимание, С) общение, D) единение

13. Побуждает любознательность и дает новое представление о предмете речь:

А) интересная, В) убеждающая, С) информационная, D) агитационная

14. Чтобы конспект был ясным, кратким и отвечал специфике вопроса, нужно:

А) размышление, В) сокращение, С) дополнение, D) редактирование

15. Речь, в которой участвуют двое, —

А) монолог, В) полилог, С) диалог, D) златоуст

16. Воспроизведение стиля другой эпохи и другого автора —

А) цитата, В) повтор, С) стилизация, D) афоризм

17. Название темы должно быть:

А) длинным, В) красивым, С) ясным и кратким, D) оптимистичным

18. Тип речи, в котором раскрываются признаки предметов, живописание картин, —

А) описание, В) повествование, С) рассуждение, D) типология

19. Движение мысли от накопленных фактов по ступеням анализа к выводу – это:

А) дедукция, В) индукция, С) композиция, D) заключение

20. Выдвижение тезиса, развитие тезиса, аргументация и вывод – это

А) индукция, В) экспозиция, С) развязка, D) дедукция

21. Более существенное значение, чем одежда оратора, имеют его

А) взгляды, В) позиции, С) манеры, D) жесты.

 

Литература

 

Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология: Психология высшего образования: В 2 т. Т. 2: Прикладная креативная акмеология. Мн., 1999.

Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.

Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум: Межличностные отношения: Методич. рекомендации. СПб., 2002.

Имиджелогия. Как нравиться людям / Под ред. В.М. Шепеля. М., 2002.

Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост: Методы и техники. М., 2001.

Кристофер Э, Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.

Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. – метод. пособие. М., 2000.

Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. СПб., 2002.

Леви ВЛ. Искусство быть собой. М., 1991.

Леви ВЛ. Исповедь гипнотизера: В 3 кн. М., 1993.

Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М., 2001.

Лобанов А А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М., 2002.

Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002.

Морева НА. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.

Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. М., 2000.

Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов МА. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2002.

О_ннор К. Теория и практика игровой психотерапии. СПб., 2002.

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. М., 2003.

Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2002.

Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. СПб., 2003.

Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., 1997.

Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 2000.

Родионов ВА. и др. Я и другие: Тренинги социальных навыков. Ярославль, 2001.

Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть 2: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учеб. пособие. Мн., 1998.

Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. М., 2002.

Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб., 2001.

Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М., 2001.

Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М., 1998.

 

Date: 2015-07-17; view: 675; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию