Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательных учреждений





Комплекс организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических

проявлений

Общие положения. Образовательное учреждение (школа, колледж, вуз и т.п.) является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.

С целью предупреждения и пресечения возможности совер­шения террористического акта в учебный процесс образователь­ного учреждения вводится комплекс организационно-профилак­тических мероприятий, позволяющий предотвратить или макси­мально сократить потери людей при совершении террористиче­ского акта.

Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:

1) инструктаж работников образовательного учреждения всех
уровней по противодействию террористическим проявлениям;

2) инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;

3) проведение осмотров территории и помещений;

4) организацию контролируемого въезда автотранспорта на
территорию образовательного учреждения;

5) организацию пропускного режима;

6) организацию уборки территории и помещений образова­тельного учреждения;

7) информационное обеспечение в сфере антитеррористиче­ской деятельности;

8) проверку работоспособности телефонной связи дежурной
службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;

9) плановые проверки работоспособности технических средств
защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);

 

10) проведение тренировок по антитеррористической деятельности;

11) инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.

Руководитель образовательного учреждения является ответствен­ным за состояние антитеррористической защищенности образова­тельного учреждения. Он координирует противодействие подразде­лений образовательного учреждения террористическим проявлени­ям, организует взаимодействие с территориальными органами МВД и ФСБ. Функции постоянно действующего органа управления в сфере антитеррористической деятельности выполняет антитерро­ристическая комиссия образовательного учреждения.


Антитеррористическая комиссия образовательного учреждения назначается приказом руководителя образовательного учреждения. В состав комиссии включаются: проректор (заместитель директо­ра) по безопасности (председатель комиссии), начальник штаба гражданской обороны, главный инженер, ведущие специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) и другие лица по усмотрению руководителя образовательного уч­реждения. Один из членов комиссии назначается секретарем ко­миссии и отвечает за ведение документации комиссии.

Работа антитеррористической комиссии осуществляется на ос­новании Положения об антитеррористической комиссии образо­вательного учреждения, которое утверждается руководителями об­разовательного учреждения и определяет функции и задачи ко­миссии.

Антитеррористическая комиссия разрабатывает планы: работы антитеррористической комиссии, совместных с УВД организаци­онно-профилактических мероприятий по предупреждению и пре­сечению террористических проявлений, проведения инструкта­жей и тренировок в сфере антитеррористической деятельности, другую планирующую и организационно-распорядительную до­кументацию, контролирует выполнение организационно-профи­лактических мероприятий, выявляет нарушения в антитеррори­стической защищенности образовательного учреждения, прово­дит разъяснительную работу среди работников образовательного учреждения в сфере антитеррористической деятельности и гото­вит отчеты о проделанной работе.

Антитеррористическая комиссия проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал. Заседание комиссии оформляется протоколом. Комиссия по мере необходи­мости, но не реже, чем раз в квартал, совместно с территориаль­ными органами УВД, ФСБ, охраны проводит полное детальное обследование антитеррористической защищенности образователь­ного учреждения, оформляя результат актом.

Инструктаж работников образовательного учреждения всех уров­ней по противодействию террористическим проявлениям. Инструк­таж проводится по следующей тематике:

1. Действия работников и должностных лиц образовательного
учреждения при получении сообщения о подготовке или совершении террористического акта, обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов на территории или в помещениях учреждения.

2. Проведение мероприятий по эвакуации людей.

3. Порядок доклада должностных лиц образовательного учреждения о происшествиях террористического характера.


4. О мерах личной безопасности при проведении мероприятий
в сфере антитеррористической деятельности.

5. Порядок ликвидации последствий террористических воздей­ствий.

6. Инвентаризация помещений, сдаваемых в аренду.

Инструктаж проводится членами антитеррористической комис­сии образовательного учреждения совместно с территориальным органом УВД и охраной учреждения по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.

При инвентаризации выполняются также основные мероприя­тия из представленного выше комплекса организационно-профи­лактических мероприятий по предупреждению и пресечению тер­рористических проявлений.

Инвентаризация основных и запасных входов-выходов. Для со­средоточения сил образовательного учреждения, территориаль­ных органов УВД, охраны на контроль за несанкционированным проникновением посторонних лиц на территорию в служебные, технические помещения, учебные корпуса, общежития проводится инвентаризация основных и запасных входов-выходов образова­тельного учреждения.

Инвентаризация проводится антитеррористической комисси­ей образовательного учреждения совместно с территориальными органами УВД и охраны по мере необходимости, но не реже од­ного раза в полгода.

При инвентаризации обследуются все входы-выходы с целью определения минимального количества открытых входов-выходов, обеспечивающих бесперебойную работу и контроль доступа по­сторонних лиц.

По результатам инвентаризации составляется акт, который утверждается руководителем. Остальные входы-выходы закрыва­ются и опечатываются (пломбируются). Ключи от закрытых вхо­дов-выходов находятся в опечатанном виде у дежурных служб, определенных приказом руководителя, на случай эвакуации и чрез­вычайных ситуаций.

Проведение осмотров территории и помещений. Проведение ос­мотров территории и помещений образовательного учреждения осуществляется в целях:

• обнаружения бесхозных вещей, подозрительных предметов
и лиц;

• недопущения проникновения посторонних лиц в служебные,
учебные помещения, общежития, на территорию, к системам жизнеобеспечения;

• недопущения несанкционированного въезда автомобильного транспорта на территорию и стоянки автотранспорта вблизи стен зданий.

Осмотры проводятся либо только должностными лицами об­разовательного учреждения, либо совместно с территориальны­ми органами УВД и охраны.

Для организации осмотров приказом руководителя территория или отдельные участки, помещения, в том числе подвальные, чердачные, малоиспользуемые и т.д., системы жизнеобеспечения образовательного учреждения закрепляются за должностными ли­цами, эксплуатирующими их или в чьем ведении они находятся.

Должностные лица, за которыми закреплена территория, по­мещения, проводят осмотр ежедневно. Результат осмотра фикси­руется в Журнале проведения осмотров, находящемся у должнос­тного лица, за которым закреплены территория и помещения образовательного учреждения.

Осмотры территории и помещений сотрудниками охраны про­водятся с периодичностью, указанной в табеле постам, и их ре­зультаты фиксируются в постовой ведомости. Выявленные нару­шения немедленно докладываются в дежурную диспетчерскую службу.

В журналах проведения осмотров указываются: конкретные про­веренные участки территории или помещения, кто проводил осмотр и его роспись, в какое время проводился осмотр, выяв­ленные недостатки и какие меры приняты для их устранения.


Организация контролируемого въезда автотранспорта на терри­торию образовательного учреждения. Для недопущения бесконт­рольного въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения организуется создание на путях въезда контрольно-пропускных пунктов (КПП), обслуживаемых охраной образова­тельного учреждения, обеспечивающих пропуск автотранспорта на основании разрешительной документации и контроль за его размещением на территории образовательного учреждения.

Разрешительная документация на право въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения (пропуска, списки, заявки и т.д.) и инструкции для контролеров КПП разрабатыва­ются антитеррористической комиссией образовательного учрежде­ния и утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Организация пропускного режима. Пропускной режим органи­зуется для недопущения проникновения посторонних лиц на тер­риторию, в служебные, учебные помещения, общежития, к сис­темам жизнеобеспечения образовательного учреждения.

Пропускной режим обеспечивается:

• организацией постов охраны по проверке разрешительных
документов на право входа (пропусков, служебных удостоверений и т.д.);

• установкой технических средств защиты (решеток, замков,
кодовых замков, домофонов и т.д.);

• специальным контролем всех служебных и технических вхо­дов в здание учреждения.

Организация уборки территории и помещений образовательного учреждения. Уборка территории и помещений проводится с целью

удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаруже­ния подозрительных предметов и бесхозных вещей.

Урны и мусоросборные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и заполненность, особенно в местах массового пребывания людей.

Урны и мусоросборные контейнеры устанавливаются на вид­ных местах и опорожняются по мере заполнения.

Информационное обеспечение в области антитеррористической деятельности. Под информационным обеспечением понимается звуковая и наглядная информация работников образовательного учреждения о порядке их действий при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов, при получении сообщений о готовящемся теракте, при проведении мероприятий по эваку­ации людей.

Звуковая информация передается по громкоговорящей связи дикторской или диспетчерской службой образовательного учреж­дения для всех категорий информируемых и по телефону дежур­ной службой образовательного учреждения для оповещения руко­водителей подразделений и других должностных лиц образователь­ного учреждения, находящихся вне зоны досягаемости громкого­ворящей связи.

Звуковая информация состоит:


из предупредительных объявлений, которые передаются толь­ко по громкоговорящей связи;

объявлений о проведении мероприятий по эвакуации для всех категорий информируемых, которые передаются по громкогово­рящей связи и телефону.

Наглядная информация — памятки для работников образова­тельного учреждения по антитеррористической деятельности, ко­торые должны быть на рабочих местах, и стенды «Внимание: тер­роризм» в местах с массовым пребыванием людей.

Проверка работоспособности телефонной связи дежурной служ­бы образовательного учреждения с дежурной частью УВД. Дежур­ная служба образовательного учреждения проверяет работоспо­собность прямой телефонной связи с дежурной частью УВД, а также всех телефонов с АОН. Результат проверки фиксируется в Журнале проведения осмотров территории и помещений образо­вательного учреждения.

В случае выявления нарушений в работоспособности средств связи дежурная служба образовательного учреждения немедленно докладывает руководителю образовательного учреждения для при­нятия мер к их устранению.

Плановые проверки работоспособности технических средств за­щиты. Проверку работоспособности технических средств защиты (механических, кодовых, электронных замков) выполняют должностные лица образовательного учреждения при плановых ос­мотрах территории и помещений. Результат проверки фиксирует­ся в Журнале проведения осмотров.

О выявленных нарушениях в работоспособности технических средств защиты должностные лица докладывают руководителю образовательного учреждения для принятия мер к их устране­нию.

Проведение тренировок по антитеррористической деятельности. Тренировки в сфере антитеррористической деятельности являются итоговым этапом комплекса организационно-профилактичес­ких мероприятий по противодействию террористическим прояв­лениям на предприятии.

В ходе тренировок проверяются и отрабатываются практиче­ские действия сотрудников и должностных лиц:

• по организации осмотров территории и помещений с целью
обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов;

• действиям при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;

• организации взаимодействия с территориальными органами
УВД, охраны при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании образова­тельного учреждения;

• организации оповещения;

• организации эвакуации персонала.

В соответствии с этими мероприятиями проводятся следующие тренировки по действиям:

1) при получении сообщения о минировании образовательно­го учреждения;

2) обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов;

3) эвакуации людей.

Тренировки проводятся как независимо одна от другой, так и комплексно. При комплексной тренировке объединяется прове­дение тренировки 1 или 2 с тренировкой 3.

К тренировкам 1, 2 и комплексным привлекается весь личный состав образовательного учреждения.

Тренировки 1—3 проводятся из расчета по одной в год с каж­дым подразделением образовательного учреждения.

Комплексные тренировки проводятся из расчета по одной в год для всего образовательного учреждения.

Тренировки проводятся самостоятельно или совместно с тер­риториальными органами УВД.

Антитеррористическая комиссия образовательного учреждения разрабатывает план проведения тренировок и учебно-методиче­ские руководства по проведению тренировок, согласуя их при необходимости с территориальными органами УВД, и утвержда­ет у руководителя образовательного учреждения.

Руководство всеми тренировками возлагается на председателя антитеррористической комиссии образовательного учреждения, комплексными — на руководителя образовательного учреждения. Результаты тренировки отражаются в приказе «Об итогах прове­дения объектовой тренировки», по материалам которого с уча­ствовавшими в ней работниками и должностными лицами обра­зовательного учреждения проводится разбор их действий.

Инвентаризация помещений, сдаваемых в аренду. Она прово­дится антитеррористической комиссией образовательного учреж­дения совместно с территориальными органами УВД и охраной учреждения по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. При инвентаризации проводятся также основные мероп­риятия из представленного выше комплекса организационно-про­филактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений.

Организация работы образовательного учреждения

при обнаружении бесхозных вещей или предметов,

при получении сообщений о минировании

и при эвакуации людей

Общие положения. Минирование территории образовательного учреждения — наиболее вероятное проявление террористической деятельности.

Любое сообщение об обнаружении бесхозных вещей, подозри­тельных предметов или о минировании образовательного учреж­дения рассматривается как реальная угроза жизни людей, нахо­дящихся на предприятии.

Решение об эвакуации людей с территории объекта и ее степе­ни принимается исключительно руководством территориальных органов УВД по результатам объективной оценки сведений об обнаруженных бесхозных вещах, подозрительных предметах. О ми­нировании образовательного учреждения сообщается через дежур­ную часть УВД в дежурную диспетчерскую службу образователь­ного учреждения.

Кроме этого дежурная часть УВД обязана передавать в дежур­ную диспетчерскую службу образовательного учреждения полную информацию о минировании образовательного учреждения, по­ступившую из централизованных источников — пульт «02» и др., а также о принимаемых по этим фактам мерах (вызов кинолога, саперов и т.д.), по фактам обнаружения бесхозных вещей или подозрительных предметов и об окончании выполнения этих ме­роприятий. Выполнение мероприятий по эвакуации обеспечива­ется совместными действиями сотрудников территориальных органов УВД, охраны, должностных лиц и работников образова­тельного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения и дежурная служ­ба перемещаются в район сбора эвакуируемых, оповещают об этом дежурную часть УВД, должностных лиц образовательного учреж­дения и продолжают выполнять свои функциональные обязанно­сти, используя мобильную связь, "Чиста эвакуированных работников образовательного учреждения.

Степени эвакуации в зависимости от нарастания обстановки могут вводиться последовательно или независимо.

При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предме­тов категорически запрещается:

• касаться подозрительного предмета и перемещать его и дру­гие предметы, находящиеся с ним в контакте;

• заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обна­руженный предмет тканевыми и другими материалами;

• пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными
устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета;

• оказывать температурное, звуковое, световое, механическое
воздействие на обнаруженный предмет.

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаруже­нии взрывного устройства или подозрительного предмета, м:

Тротиловая шашка 20 г........................... 45

Тротиловая шашка 400 г......................... 55

Граната РГД-5............................................. 30

Граната Ф-1................................................ 200

Мина МОН-50.......................................... 85

Сумка (кейс)............................................... 230

Дорожный чемодан..................................... 350

Автомобиль типа ВАЗ................................. 450

Автомобиль типа «Волга»............................ 580

Микроавтобус............................................ 920

Грузовой автомобиль.................................. 1250

Для заблаговременной подготовки к возможному проведению эвакуации людей приказом руководителя образовательного учреж­дения определяются:

• лица, ответственные в рабочее и нерабочее время за органи­зацию эвакуации людей с определенных участков территории и
из помещений, за организацию оцепления, его состав; состав эва­куируемых и районы их сбора, расположенные на безопасном уда­лении от периметра образовательного учреждения; порядок связи
с районами сбора;

• порядок оповещения ответственных за эвакуацию и выставление оцепления.

Обязанности руководителя образовательного учреждения в не­рабочее время выполняет дежурный диспетчер образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения информируется и вызывается в любое время при обнаружении взрывного устрой­ства на территории.

Руководители подразделений в нерабочее время вызываются по решению руководителя образовательного учреждения.

Действия должностных лиц и работников при обнаружении бес­хозных вещей, подозрительных предметов. Работник образователь­ного учреждения. Любой работник образовательного учреждения при обнаружении или получении сообщения об обнаружении бес­хозных вещей или подозрительных предметов обязан:

• незамедлительно уточнить место их нахождения;

• соблюдая меры предосторожности, организовать, по возмож­ности, их ограждение;

• сообщить о находке в дежурную диспетчерскую службу обра­зовательного учреждения лично или по телефону;

• далее действовать по указанию дежурной диспетчерской службы.

Дежурная диспетчерская служба образовательного учреждения. Дежурный диспетчер образовательного учреждения при получе­нии сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозри­тельных предметов обязан:

• уточнить место обнаружения находки;

• сообщить о находке руководителю образовательного учреж­дения или лицу, его замещающему;

• при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуа­цию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по
организации эвакуации;

• в нерабочее время выполнять обязанности руководителя об­разовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения. При получении со­общения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов обязан:

• находиться на своем рабочем месте и поддерживать постоянную связь с руководством УВД и дежурной службой образова­тельного учреждения;

• при принятии руководством УВД решения об эвакуации людей координировать действия подразделений учреждения по эва­куации людей.

Действия должностных лиц и работников образовательного уч­реждения при получении сообщений о минировании образователь­ного учреждения. Работник образовательного учреждения. Любой работник образовательного учреждения при получении сообще­ния о минировании образовательного учреждения обязан:


• по возможности наиболее полно и точно выяснить данные о
времени и месте заложенного взрывного устройства, его внешних
признаках, порядке и времени срабатывания;

• постараться установить внешние данные, особые приметы или
паспортные данные заявителя;

• немедленно сообщить все полученные сведения в дежурную
диспетчерскую службу образовательного учреждения лично или
по телефону;

• далее действовать по ее указанию.

Дежурная диспетчерская служба образовательного учреждения. Дежурный диспетчер образовательного учреждения при получении сообщения о минировании образовательного учреждения обязан:

• сообщить о минирований руководителю образовательного
учреждения или лицу, его замещающему;

• немедленно сообщить все сведения в дежурную часть УВД;

• оповестить о минировании образовательного учреждения территориальный орган МЧС;

• далее поддерживать постоянную связь с дежурной частью УВД;

• при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуацию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по организации эвакуации людей;

• в нерабочее время выполнять обязанности руководителя образовательного учреждения.

Руководитель. Получив сообщения о минировании образователь­ного учреждения, руководитель обязан:

• сообщить о минировании образовательного учреждения в УВД;

• находиться на своем рабочем месте и поддерживать постоянную связь с руководством УВД и дежурной службой образова­тельного учреждения;

• при принятии руководством УВД решения на эвакуацию лю­дей координировать действия подразделений образовательного
учреждения по эвакуации людей.

Действия должностных лиц и работников при поступлении ре­шения на эвакуацию людей. Сотрудники. Любой сотрудник образо­вательного учреждения при получении сообщения об эвакуации обязан немедленно прекратить работу, передать сообщение в со­седние помещения, отключить от электросети все электрообору­дование, закрыть форточки, закрыть и опечатать, при необходи­мости, помещение и убыть в установленный район сбора.

Дежурная служба образовательного учреждения. Дежурный дис­петчер образовательного учреждения при проведении эвакуации обязан:

• при получении по телефону сообщения об эвакуации позво­нить в дежурную часть УВД и уточнить причину эвакуации, ее
степень, зону эвакуации, зону выставления оцепления, кто пере­
дал сообщение;

• доложить руководителю образовательного учреждения или
лицу, его замещающему, о поступлении решения на эвакуацию
людей;

• дать указание на узел громкоговорящей связи образователь­ного учреждения о передаче объявлений о закрытии образова­тельного учреждения;

• принимать доклады от ответственных по эвакуации и выстав­лению оцепления о ходе выполнения мероприятий;

• постоянно находиться на связи с руководителем образовательного учреждения и докладывать ему о ходе выполнения ме­роприятий;

• при получении из дежурной части УВД сообщения об окончании мероприятий по эвакуации доложить руководителю обра­зовательного учреждения и после его разрешения дать указание на оповещение об открытии образовательного учреждения;

• получить в дежурной части УВД копию акта о проведенных
мероприятиях.

Лица, ответственные за эвакуацию. Ответственные за эвакуа­цию при получении сообщения об эвакуации обязаны:

• немедленно провести на закрепленных за ними участках территории и помещениях образовательного учреждения оповеще­ние людей, используя любые способы передачи информации (сред­ства связи, голос и т.д.);

• обойти все закрепленные участки территории и помещения и
убедиться, что все люди оповещены, приступили к эвакуации и
убыть в район сбора;

• в районе сбора провести регистрацию эвакуированных и до­ложить о выполнении эвакуации в дежурную диспетчерскую служ­бу образовательного учреждения и далее выполнять ее указания;

• при получении из дежурной диспетчерской службы образова­тельного учреждения информации об окончании мероприятий по
эвакуации оповестить об этом эвакуированных и обеспечить их
организованное возвращение на рабочие места.

Лица, ответственные за выставление оцепления. Ответственные за выставление оцепления при получении сообщения об эвакуа­ции обязаны:

• немедленно провести оповещение людей, участвующих в оцеп­лении, и убыть к месту выставления оцепления;

• расставить работников, участвующих в оцеплении, и по окон­чании выставления оцепления доложить в дежурную диспетчер­
скую службу и далее действовать по ее указанию;

• при получении из дежурной службы информации об оконча­нии мероприятия по эвакуации, снять оцепление и организован,
но вернуться на рабочие места.

Лица, ответственные за отключение от энерго- и газоснабжения. Ответственные за отключение от энерго- и газоснабжения образовательного учреждения при получении сообщения об эвакуа­ции обязаны:

• связаться с дежурной службой образовательного учреждения
и уточнить степень эвакуации, эвакуируемую зону;

• определить возможность отключения зданий в эвакуируемой
зоне от энерго- и газоснабжения, доложить об этом в дежурную
службу образовательного учреждения и убыть к местам отключения;

• по команде дежурной диспетчерской службы образовательного учреждения отключить энерго- и газоснабжение, убыть в установленный район сбора и находиться на постоянной связи с дежурной службой образовательного учреждения;

• при окончании мероприятий по эвакуации по команде дежурной службы восстановить энерго- и газоснабжение образова­тельного учреждения и доложить об этом в дежурную диспетчер­скую службу.

Руководитель. Руководитель образовательного учреждения при получении сообщения об эвакуации обязан:

• уточнить степень эвакуации и эвакуируемую зону;

• поддерживать постоянную связь с дежурной частью УВД и
дежурной службой образовательного учреждения, информируя их
о всех своих перемещениях и порядке связи; координировать действия подразделений образовательного учреждения по эвакуации людей;

• при получении информации об окончании мероприятий по
эвакуации дать указание на оповещение об открытии объекта.

Памятка руководителю образовательного учреждения

по мерам антитеррористической и противодиверсионной

защиты обучающихся и сотрудников

В целях реализации неотложных мер по усилению бдительно­сти, обеспечению безопасности жизни и здоровья, обучающихся и сотрудников образовательных учреждений руководитель учрежде­ния обязан:

1. Изучить руководящие документы по предупреждению диверсионно-террористических актов (Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», постановление Правительства РФ «О мерах по про­тиводействию терроризму» от 15.09.1999 № 1040; письма Мини­стерства образования РФ от 21.09.1999 № 38-55-45/38-02, от
28.10.199 № 01-50-1499/38/6, от 01.02.2000 № 38-51-02/38-06; рас­поряжения правительства Москвы, приказы Московского коми­тета образования по вопросам организации антитеррористической деятельности, настоящую памятку).

2. Взять под личный контроль организацию антитеррористи­ческой и противодиверсионной защиты учреждения, развернуть

разъяснительную работу среди обучающихся, их родителей, учи­телей, направленную на усиление бдительности, организованно­сти, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

3. Совместно с представителями исполнительной и законодательной власти с привлечением средств массовой информации, советами и попечительскими советами, родителями провести комплекс предупредительно-профилактических мероприятий по повышению бдительности, направленной на обеспечение без­
опасности обучающихся и учителей.

4. Постоянно поддерживать оперативное взаимодействие с ме­стными органами ФСБ РФ, МВД РФ, прокуратуры, военными
комиссариатами и военным командованием.

5. Ужесточить режим допуска граждан и автотранспорта на кон­тролируемую территорию, исключить бесконтрольное пребыва­ние на территории посторонних лиц.

6. Исключить возможность нахождения бесхозных транспорт­ных средств в непосредственной близости и на контролируемой
территории.

7. Усилить охрану учреждения, в случае отсутствия охраны орга­низовать дежурство преподавательского и обслуживающего пер­сонала.

8. Не допускать к ведению ремонтных работ рабочих, не име­ющих постоянной или временной московской регистрации.

9. Обеспечить надежный круглосуточный контроль за вносимы­
ми (ввозимыми) на территорию учреждения грузами и предмета­
ми ручной клади, своевременный вывоз твердых бытовых отходов.

 

10.Ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков, подсобных помещений, держать их закрытыми на замок и опечатан­ными, а также проверять состояние решеток и ограждений.

11.С началом и окончанием занятий входные двери держать в
закрытом состоянии.

12.Контролировать освещенность территории учреждения в темное время суток.

13.Проверять наличие и исправность средств пожаротушения,
тренировать внештатные пожарные расчеты.

14.Систематически корректировать схему оповещения сотруд­ников учреждения.

15.Иметь в учреждении план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (в дошкольном — инструкцию).

 

16.Обеспечить предупредительный контроль мест массового
скопления людей: классов, аудиторий и помещений, где будут
проводиться занятия, совещания, собрания, культурно-массовые
мероприятия.

17.Знать телефоны местных отделов ФСБ, МВД, прокуратуры,
военного комиссариата, противопожарной службы, скорой ме­дицинской помощи и аварийной бригады.


18. О случаях вскрытия предпосылок к возможным террористи­ческим актам, чрезвычайных происшествий немедленно докла­дывать в местные органы правопорядка, окружное управление образования, Московский комитет образования (тел. 369-73-32, 366-66-85).

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите степени опасности взрывоопасных предметов.

2. Назовите демаскирующие признаки взрывного устройства в авто­мобиле.

3. Перечислите демаскирующие признаки взрывного устройства в
письме, посылке, бандероли.

4. В каких местах помещений возможна закладка взрывных устройств?

5. Какие меры безопасности предпринимаются при осмотре помеще­ний на наличие взрывных устройств?

6. Что категорически запрещается делать при обнаружении подозри­тельного предмета?

7. Кто является старшим в критической ситуации?

8. Кто осуществляет досмотр местности и помещений по окончании
рабочего дня?

9. Каковы основные признаки взрывоопасного предмета?

 

10. Каковы обязательные требования к наружной двери квартиры?

11. Какой замок является наилучшим для наружной двери?

12. Как защитить окна, балконы?

13. Что включает в себя система сигнализации квартиры?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В России за последнее десятилетие террористические акты стали повседневным явлением, при этом постоянный рост угро­зы террористических воздействий разного масштаба происхо­дит на фоне обострения политического, этнического и религи­озного экстремизма, представляющих значительную опасность для жизненных интересов отдельной личности, общества и го­сударства, политической, военной экономической и экологи­ческой безопасности страны, ее конституционного строя, су­веренитета и территориальной целостности. В течение XX в. тер­роризм приобрел глобальный характер и несет все новые и но­вые угрозы международным отношениям, общественной безо­пасности и политической стабильности отдельных государств и целых регионов.

В процессе подготовки к печати этого учебного пособия в мире произошли события, которые вновь подтвердили необходимость всеобщего образования и достаточной информированности в об­ласти предупреждения терроризма и смягчения последствий тер­рористических воздействий, — новые террористические акты с тяжелейшими последствиями: Лондон, июль 2005 г., взрывы в метро и в автобусах — 56 погибших и более 700 раненых; Шарм-эль-Шейх, июль 2005 г., взрывы в гостиницах — 64 погибших и 120 раненых, ущерб туризму в Египте от терактов в Шарм-эль-Шейхе оценен в 1,2 млрд. долл. США.

В США (июль 2004 года) и в России (январь 2005 года) были опубликованы материалы доклада Национальной комиссии по тер­рористическим нападениям на США.

Интересно отметить, что характер дебатов вокруг выводов док­лада Национальной комиссии продемонстрировал, что обществен­ность считает более актуальными ответы на вопросы: «Что надо изменить?» и «Как предотвратить?», чем на вопрос «Кто вино­ват?». Доклад американской комиссии построен таким образом, что он не подрывает веру в способность властей противостоять терроризму, а укрепляет уверенность в том, что власти могут взять ситуацию под контроль, надо лишь обеспечить участие и коорди­нацию всех субъектов общества. Изложенная в докладе стратегия поиска и устранения системных недостатков в обеспечении нацио­нальной безопасности с учетом возможности террористических воздействий имеет целью консолидацию нации. Авторы доклада сочли возможным многократно повторить, что следует ждать но­вых террористических нападений, надо быть психологически к этому готовыми и не рассчитывать на получение мгновенного ре­зультата от антитеррористической деятельности.

В последние месяцы прошел ряд международных и нацио­нальных совещаний и дискуссий по вопросам противодействия терроризму. Опыт конца XX—начала XXI вв. убедительно пока­зал, что России важно не просто занять достойное место в гло­бальной антитеррористической коалиции, которая характеризу­ется, с одной стороны, американским лидерством с явным от­тенком американской гегемонии, а с другой — заметными «тре­щинами» в результате агрессии США в Ираке. В этих условиях России необходимо сформировать свой сектор в мировой анти­террористической коалиции, в котором на региональном уровне могут доминировать российские представления о террористиче­ских угрозах, а также собственно российские стратегия и приори­теты антитеррористических действий.

Все новостные /Каналы всего мира ежедневно дают сообщения о все новых и новых террористических актах в разных странах, ежедневно ведется подсчет жертв терактов, ежедневно подтверж­дается низкая эффективность международной системы антитер­роризма, основным слабым местом которой являются двойные стандарты по отношению к террористам. Особенно грешат этим «партнеры» России на антитеррористическом фронте — США, Великобритания. Так, общеизвестно, что воспитанный и щедро профинансированный спецслужбами США Усама бен Ладен до­вольно длительное время выполнял порученные ему американца­ми функции по организации борьбы с советскими войсками в Афганистане, а затем повернул американское оружие в руках ру­ководимой им Аль-Каиды против своих заказчиков — США. В июле 2005 г., прикрываясь словами о свободе слова и свободе печати в США, ведущие американские телевизионные компании предос­тавили эфир главарю чеченских бандитов Ш. Басаеву, который он использовал для пропаганды террористических идей в основном антироссийского характера.

Под видом усиления борьбы с терроризмом и помощи в «раз­витии демократии» США интенсивно расширяют вмешательство во внутренние дела суверенных государств и финансируют при этом подрывную деятельность: в 2005 г. в США официально при­нято решение о выделении 100 млн. долл. для «развития демокра­тии» в России, финансы ориентированы на оппозиционное сооб­щество внутри России, т.е. США ведут в России подрывную дея­тельность за счет американских налогоплательщиков, не скрывая этого от мировой общественности.

В условиях нарастания угроз террористического воздействия разных видов и масштабов, в частности государственного терро­ризма, особенно острой стала необходимость подготовки всех спе­циалистов и руководителей к практической деятельности с учетом возможной реализации угроз террористических воздействии. Введение в вузах России преподавания дисциплины «Основы про­тиводействия терроризму» весьма своевременное и вместе с тем ответственное решение. Дело в том, что с учетом сложившейся в России, как и во всем мире, обстановки нарастающих угроз тер­рористических воздействий наиболее эффективным было бы од­новременное «залповое» обучение студентов всех курсов и всех специальностей с переходом в дальнейшем на преподавание обя­зательной дисциплины «Основы противодействия терроризму» в рамках федеральной компоненты учебных планов всех видов выс­шего и профессионального обучения. Для этого с учетом нынеш­него состояния российской системы высшего и профессиональ­ного образования необходимо подготовить учебно-методическую базу и преподавателей дисциплины «Основы противодействия тер­роризму». Надеемся, что в ближайшее время обе эти задачи будут успешно решены. Одно из первых учебных пособий подготовлено по инициативе и при поддержке Федерального агентства по обра­зованию Минобрнауки России. Авторам настоящего учебного по­собия было бы интересно и полезно получить критические заме­чания и конструктивные предложения от коллег-преподавателей, от представителей управленческого и административного корпу­са, от студентов и аспирантов и других читателей. Эти замечания и предложения могут существенно помочь при подготовке следу­ющего издания учебного пособия.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Конституция Российской Федерации (извлечения)

Статья 13

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и ре­лигиозной розни.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и сво­боды человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии с настоящей Конститу­цией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие со­циальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и враж­ду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, ре­лигиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространять информацию любым законным способом. Пе­речень сведений, составляющих государственную тайну, определяется
федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запреща­ется.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.


Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» в редакции от 03.07.2005

Принят Государственной Думой

3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации

9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организаци­онные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, поря­док координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, обще­признанные принципы и нормы международного права, международ­ные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президен­та Российской Федерации, постановления и распоряжения Правитель­ства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах: 1) законность; 2) приоритет мер предупрежде­ния терроризма; 3) неотвратимость наказания за осуществление терро­ристической деятельности; 4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; 5) комплексное использование профилакти­ческих правовых, политических, социально-экономических, пропаган­дистских мер; 6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опас­ности в результате террористической акции; 7) минимальные уступки террористу; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) ми­нимальная огласка технических приемов и тактики проведения контр­террористических операций, а также состава участников указанных операций.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

терроризм — насилие или угроза его применения в отношении физи­ческих лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значитель­ного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опас­ных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на при­нятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлет­ворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной поли­тической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника междуна­родной организации, Пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользу­ющихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;

террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террори­стической акции;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физи­ческими лицами или организациями, уничтожению материальных объек­тов в террористических целях;

3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступ­ного сообщества (преступной организации), организованной группы для
совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование заведомо террористической организации или тер­рористической группы или иное содействие им;

международная террористическая деятельность — террористическая деятельность, осуществляемая:

1) террористом или террористической организацией на территории
более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более
чем одного государства;

2) гражданами одного государства в отношении граждан другого го­сударства или на территории другого государства;

3) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются
гражданами одного и того же государства или разных государств, но пре­ступление совершено за пределами территорий этих государств;

террористическая акция — непосредственное совершение преступле­ния террористического характера в форме взрыва, поджога, примене­ния или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактив­ных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравля­ющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посяга­тельства на жизнь государственного или общественного деятеля, пред­ставителя национальных, этнических, религиозных или иных групп на­селения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распростране­ния угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создаю­щих опасность гибели людей, причинения значительного имущественно­го ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

преступления террористического характера — преступления, преду­смотренные статьями 205 — 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Россий­ской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным ко­дексом Российской Федерации, если они совершены в террористиче­ских целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступа­ет в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

террорист — лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;

террористическая группа — группа лиц, объединившихся в целях осу­ществления террористической деятельности;

террористическая организация — организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возмож­ность использования в своей деятельности терроризма. Организация при­знается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подраз­делений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации;

борьба с терроризмом — деятельность по предупреждению, выявле­нию, пресечению, минимизации последствий террористической деятель­ности;

контртеррористическая операция — специальные мероприятия, на­правленные на пресечение террористической акции, обеспечение безо­пасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на ми­нимизацию последствий террористической акции;

зона проведения контртеррористической операции — отдельные уча­стки местности или акватории, транспортное средство, здание, строе­ние, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция;

заложник — физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совер­шить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом

1. Российская Федерация в соответствии с международными догово­рами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными

государствами, их правоохранительными органами и специальными служ­бами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо про­водились вне пределов Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных междуна­родными договорами Российской Федерации.

Глава II. Основы организации борьбы с терроризмом

Статья 5. Цели борьбы с терроризмом

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осу­ществлению террористической деятельности.

Статья 6. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом

1. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обес­печения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является
Правительство Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с
терроризмом в пределах своей компетенции, установленной Федераль­ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.

3. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федера­ции; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министер­ство обороны Российской Федерации.

4. Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пре­
сечении террористической деятельности в пределах своей компетенции,
являются и другие федеральные органы исполнительной власти, пере­чень которых определяется Правительством Российской Федерации.

5. В случае ликвидации, реорганизации или переименования перечис­ленных в настоящей статье федеральных органов исполнительной власти их
функции в области борьбы с терроризмом переходят к их правопреемникам.

6. Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу
с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской

Федерации или решениями Правительства Российской Федерации мо­гут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и реги­ональном уровне.

Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие ос­новные задачи: вырабатывает основы государственной политики в обла­сти борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терро­ризма и осуществлению террористической деятельности; осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации; координирует дея­тельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций; принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в облас­ти борьбы с терроризмом; вырабатывает предложения о совершенство­вании законодательства Российской Федерации в области борьбы с тер­роризмом.

Статья 7. Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу

с терроризмом

1. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом, руководству­ются в своей деятельности настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными договорами Российской Фе­дерации, а также изданными на их основе нормативными правовыми
актами (в том числе и межведомственными), регламентирующими эту
деятельность.

2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее тер­риториальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют
борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пре­
сечения преступлений террористического характера, в том числе пре­ступлений, преследующих политические цели, а также посредством пре­дупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законо­дательством проводят предварительное расследование по уголовным де­лам о таких преступлениях.

Пограничные органы осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения терро­ристами государственной границы Российской Федерации, а также неза­конного перемещения через государственную границу Российской Феде­рации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совер­шения преступлений террористического характера, участвуют в обеспече­нии безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.

3. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществля­ет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пре­
сечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

4. Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы
внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Россий­ской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а так­ же осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и меж­дународных террористических организаций.

5. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет
борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов
государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

6. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает за­
щиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружие, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасно­сти национального морского судоходства, воздушного пространства Рос­сийской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

Статья 8. Основные функции субъектов, привлекаемых к борьбе с терроризмом

Федеральные органы исполнительной власти, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах сво­ей компетенции посредством разработки и реализации профилактичес­ких, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предуп­реждения, выявления и пресечения террористической деятельности; со­здания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений террористического характе­ра; предоставления материально-технических и финансовых средств, ин­формации, транспортных средств и средств связи, медицинского обо­рудования и медикаментов, а также в иных формах, исходя из потребно­стей в области борьбы с терроризмом. Порядок предоставления матери­ально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов ус­танавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и органи­зации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

2. Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших изве­стными им сведениях о террористической деятельности и о любых дру­гих обстоятельствах, информация о которых может способствовать пре­дупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельно­сти, а также минимизации ее последствий, является гражданским дол­гом каждого.

Глава ///- Проведение контртеррористических операций

Статья 10. Управление контртеррористической операцией

1. Для непосредственного управления контртеррористической опера­цией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации
создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федераль­ной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладаю­щей в проведении конкретной контртеррористической операции.

2. В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации
могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористиче­ских акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.

3. Оперативный штаб по управлению контртеррористическими опе­рациями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руко­водитель территориального органа (подразделения) того ведомства, ком­петенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контр­
террористической операции. В случае изменения характера террори­стической акции руководитель контртеррористической операции может
быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей
межведомственной антитеррористической комиссии.

4. Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контр­
террористической операцией определяется положением, утверждаемым
председателем соответствующей межведомственной антитеррористической
комиссии. Положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией разрабатывается на основании типового положе­ния, утвержденного федеральной антитеррористической комиссией.

Статья 11. Силы и средства для проведения контртеррористической операции

Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привле­кать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполни­тельной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии -со статьей 6 настоящего Федерального закона. Федераль­ные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для про ведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.

Статья 12. Руководство контртеррористической операцией

1. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к
проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

2. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от
ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен пред­ставитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента Российской Федерации руководителем опера­тивного штаба по управлению контртеррористической операцией мо­жет быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

3. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррори­стической операцией определяет границы зоны проведения контртерро­ристической операции, принимает решение об использовании привле­каемых для проведения указанной операции сил и средств.

4. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой
должности в оперативное руководство контртеррористической операци­ей не допускается.

Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции

1. В зоне проведения контртеррористической операции лица, прово­дящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по временному ограничению
или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на ули­цах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транс­
портных средств дипломатических представительств и консульских уч­реждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо
по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а так­
же по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверя­ющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать
указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской
Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо
иные действия, направленные на воспрепятствование законным требо­ваниям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а так же действия, связанные с несанкционированным проникновением или по­пыткой проникновения в зону проведения контртеррористической опе­рации;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадле­жащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные уча­стки, на территории и в помещения организаций независимо от форм
собственности, в транспортные средства при пресечении террористи­ческой акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении
террористической акции, если промедление может создать реальную
угрозу жизни и здоровью людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртер­рористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны лич­ный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр
транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с приме­нением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая спе­циальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от
форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принад­лежащие организациям независимо от форм собственности, за исклю­чением транспортных средств дипломатических, консульских и иных
представительств иностранных государств и международных организа­ций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения терро­ристической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

2. В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Статья 14. Ведение переговоров с террористами

1. При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изу­чения возможности пресечения террористической, акции без примене­ния силы допускается ведение переговоров с террористами.

К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномочен







Date: 2015-07-17; view: 1650; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.12 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию