Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образовательных учреждений
Комплекс организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений Общие положения. Образовательное учреждение (школа, колледж, вуз и т.п.) является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории. С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта. Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает: 1) инструктаж работников образовательного учреждения всех 2) инвентаризацию основных и запасных входов-выходов; 3) проведение осмотров территории и помещений; 4) организацию контролируемого въезда автотранспорта на 5) организацию пропускного режима; 6) организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения; 7) информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности; 8) проверку работоспособности телефонной связи дежурной 9) плановые проверки работоспособности технических средств
10) проведение тренировок по антитеррористической деятельности; 11) инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду. Руководитель образовательного учреждения является ответственным за состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Он координирует противодействие подразделений образовательного учреждения террористическим проявлениям, организует взаимодействие с территориальными органами МВД и ФСБ. Функции постоянно действующего органа управления в сфере антитеррористической деятельности выполняет антитеррористическая комиссия образовательного учреждения. Антитеррористическая комиссия образовательного учреждения назначается приказом руководителя образовательного учреждения. В состав комиссии включаются: проректор (заместитель директора) по безопасности (председатель комиссии), начальник штаба гражданской обороны, главный инженер, ведущие специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) и другие лица по усмотрению руководителя образовательного учреждения. Один из членов комиссии назначается секретарем комиссии и отвечает за ведение документации комиссии. Работа антитеррористической комиссии осуществляется на основании Положения об антитеррористической комиссии образовательного учреждения, которое утверждается руководителями образовательного учреждения и определяет функции и задачи комиссии. Антитеррористическая комиссия разрабатывает планы: работы антитеррористической комиссии, совместных с УВД организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений, проведения инструктажей и тренировок в сфере антитеррористической деятельности, другую планирующую и организационно-распорядительную документацию, контролирует выполнение организационно-профилактических мероприятий, выявляет нарушения в антитеррористической защищенности образовательного учреждения, проводит разъяснительную работу среди работников образовательного учреждения в сфере антитеррористической деятельности и готовит отчеты о проделанной работе. Антитеррористическая комиссия проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал. Заседание комиссии оформляется протоколом. Комиссия по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал, совместно с территориальными органами УВД, ФСБ, охраны проводит полное детальное обследование антитеррористической защищенности образовательного учреждения, оформляя результат актом. Инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям. Инструктаж проводится по следующей тематике: 1. Действия работников и должностных лиц образовательного 2. Проведение мероприятий по эвакуации людей. 3. Порядок доклада должностных лиц образовательного учреждения о происшествиях террористического характера. 4. О мерах личной безопасности при проведении мероприятий 5. Порядок ликвидации последствий террористических воздействий. 6. Инвентаризация помещений, сдаваемых в аренду. Инструктаж проводится членами антитеррористической комиссии образовательного учреждения совместно с территориальным органом УВД и охраной учреждения по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. При инвентаризации выполняются также основные мероприятия из представленного выше комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений. Инвентаризация основных и запасных входов-выходов. Для сосредоточения сил образовательного учреждения, территориальных органов УВД, охраны на контроль за несанкционированным проникновением посторонних лиц на территорию в служебные, технические помещения, учебные корпуса, общежития проводится инвентаризация основных и запасных входов-выходов образовательного учреждения. Инвентаризация проводится антитеррористической комиссией образовательного учреждения совместно с территориальными органами УВД и охраны по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. При инвентаризации обследуются все входы-выходы с целью определения минимального количества открытых входов-выходов, обеспечивающих бесперебойную работу и контроль доступа посторонних лиц. По результатам инвентаризации составляется акт, который утверждается руководителем. Остальные входы-выходы закрываются и опечатываются (пломбируются). Ключи от закрытых входов-выходов находятся в опечатанном виде у дежурных служб, определенных приказом руководителя, на случай эвакуации и чрезвычайных ситуаций. Проведение осмотров территории и помещений. Проведение осмотров территории и помещений образовательного учреждения осуществляется в целях: • обнаружения бесхозных вещей, подозрительных предметов • недопущения проникновения посторонних лиц в служебные, • недопущения несанкционированного въезда автомобильного транспорта на территорию и стоянки автотранспорта вблизи стен зданий. Осмотры проводятся либо только должностными лицами образовательного учреждения, либо совместно с территориальными органами УВД и охраны. Для организации осмотров приказом руководителя территория или отдельные участки, помещения, в том числе подвальные, чердачные, малоиспользуемые и т.д., системы жизнеобеспечения образовательного учреждения закрепляются за должностными лицами, эксплуатирующими их или в чьем ведении они находятся. Должностные лица, за которыми закреплена территория, помещения, проводят осмотр ежедневно. Результат осмотра фиксируется в Журнале проведения осмотров, находящемся у должностного лица, за которым закреплены территория и помещения образовательного учреждения. Осмотры территории и помещений сотрудниками охраны проводятся с периодичностью, указанной в табеле постам, и их результаты фиксируются в постовой ведомости. Выявленные нарушения немедленно докладываются в дежурную диспетчерскую службу. В журналах проведения осмотров указываются: конкретные проверенные участки территории или помещения, кто проводил осмотр и его роспись, в какое время проводился осмотр, выявленные недостатки и какие меры приняты для их устранения. Организация контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения. Для недопущения бесконтрольного въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения организуется создание на путях въезда контрольно-пропускных пунктов (КПП), обслуживаемых охраной образовательного учреждения, обеспечивающих пропуск автотранспорта на основании разрешительной документации и контроль за его размещением на территории образовательного учреждения. Разрешительная документация на право въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения (пропуска, списки, заявки и т.д.) и инструкции для контролеров КПП разрабатываются антитеррористической комиссией образовательного учреждения и утверждаются руководителем образовательного учреждения. Организация пропускного режима. Пропускной режим организуется для недопущения проникновения посторонних лиц на территорию, в служебные, учебные помещения, общежития, к системам жизнеобеспечения образовательного учреждения. Пропускной режим обеспечивается: • организацией постов охраны по проверке разрешительных • установкой технических средств защиты (решеток, замков, • специальным контролем всех служебных и технических входов в здание учреждения. Организация уборки территории и помещений образовательного учреждения. Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения подозрительных предметов и бесхозных вещей. Урны и мусоросборные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и заполненность, особенно в местах массового пребывания людей. Урны и мусоросборные контейнеры устанавливаются на видных местах и опорожняются по мере заполнения. Информационное обеспечение в области антитеррористической деятельности. Под информационным обеспечением понимается звуковая и наглядная информация работников образовательного учреждения о порядке их действий при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов, при получении сообщений о готовящемся теракте, при проведении мероприятий по эвакуации людей. Звуковая информация передается по громкоговорящей связи дикторской или диспетчерской службой образовательного учреждения для всех категорий информируемых и по телефону дежурной службой образовательного учреждения для оповещения руководителей подразделений и других должностных лиц образовательного учреждения, находящихся вне зоны досягаемости громкоговорящей связи. Звуковая информация состоит: из предупредительных объявлений, которые передаются только по громкоговорящей связи; объявлений о проведении мероприятий по эвакуации для всех категорий информируемых, которые передаются по громкоговорящей связи и телефону. Наглядная информация — памятки для работников образовательного учреждения по антитеррористической деятельности, которые должны быть на рабочих местах, и стенды «Внимание: терроризм» в местах с массовым пребыванием людей. Проверка работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД. Дежурная служба образовательного учреждения проверяет работоспособность прямой телефонной связи с дежурной частью УВД, а также всех телефонов с АОН. Результат проверки фиксируется в Журнале проведения осмотров территории и помещений образовательного учреждения. В случае выявления нарушений в работоспособности средств связи дежурная служба образовательного учреждения немедленно докладывает руководителю образовательного учреждения для принятия мер к их устранению. Плановые проверки работоспособности технических средств защиты. Проверку работоспособности технических средств защиты (механических, кодовых, электронных замков) выполняют должностные лица образовательного учреждения при плановых осмотрах территории и помещений. Результат проверки фиксируется в Журнале проведения осмотров. О выявленных нарушениях в работоспособности технических средств защиты должностные лица докладывают руководителю образовательного учреждения для принятия мер к их устранению. Проведение тренировок по антитеррористической деятельности. Тренировки в сфере антитеррористической деятельности являются итоговым этапом комплекса организационно-профилактических мероприятий по противодействию террористическим проявлениям на предприятии. В ходе тренировок проверяются и отрабатываются практические действия сотрудников и должностных лиц: • по организации осмотров территории и помещений с целью • действиям при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании; • организации взаимодействия с территориальными органами • организации оповещения; • организации эвакуации персонала. В соответствии с этими мероприятиями проводятся следующие тренировки по действиям: 1) при получении сообщения о минировании образовательного учреждения; 2) обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов; 3) эвакуации людей. Тренировки проводятся как независимо одна от другой, так и комплексно. При комплексной тренировке объединяется проведение тренировки 1 или 2 с тренировкой 3. К тренировкам 1, 2 и комплексным привлекается весь личный состав образовательного учреждения. Тренировки 1—3 проводятся из расчета по одной в год с каждым подразделением образовательного учреждения. Комплексные тренировки проводятся из расчета по одной в год для всего образовательного учреждения. Тренировки проводятся самостоятельно или совместно с территориальными органами УВД. Антитеррористическая комиссия образовательного учреждения разрабатывает план проведения тренировок и учебно-методические руководства по проведению тренировок, согласуя их при необходимости с территориальными органами УВД, и утверждает у руководителя образовательного учреждения. Руководство всеми тренировками возлагается на председателя антитеррористической комиссии образовательного учреждения, комплексными — на руководителя образовательного учреждения. Результаты тренировки отражаются в приказе «Об итогах проведения объектовой тренировки», по материалам которого с участвовавшими в ней работниками и должностными лицами образовательного учреждения проводится разбор их действий. Инвентаризация помещений, сдаваемых в аренду. Она проводится антитеррористической комиссией образовательного учреждения совместно с территориальными органами УВД и охраной учреждения по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. При инвентаризации проводятся также основные мероприятия из представленного выше комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений. Организация работы образовательного учреждения при обнаружении бесхозных вещей или предметов, при получении сообщений о минировании и при эвакуации людей Общие положения. Минирование территории образовательного учреждения — наиболее вероятное проявление террористической деятельности. Любое сообщение об обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов или о минировании образовательного учреждения рассматривается как реальная угроза жизни людей, находящихся на предприятии. Решение об эвакуации людей с территории объекта и ее степени принимается исключительно руководством территориальных органов УВД по результатам объективной оценки сведений об обнаруженных бесхозных вещах, подозрительных предметах. О минировании образовательного учреждения сообщается через дежурную часть УВД в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения. Кроме этого дежурная часть УВД обязана передавать в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения полную информацию о минировании образовательного учреждения, поступившую из централизованных источников — пульт «02» и др., а также о принимаемых по этим фактам мерах (вызов кинолога, саперов и т.д.), по фактам обнаружения бесхозных вещей или подозрительных предметов и об окончании выполнения этих мероприятий. Выполнение мероприятий по эвакуации обеспечивается совместными действиями сотрудников территориальных органов УВД, охраны, должностных лиц и работников образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения и дежурная служба перемещаются в район сбора эвакуируемых, оповещают об этом дежурную часть УВД, должностных лиц образовательного учреждения и продолжают выполнять свои функциональные обязанности, используя мобильную связь, "Чиста эвакуированных работников образовательного учреждения. Степени эвакуации в зависимости от нарастания обстановки могут вводиться последовательно или независимо. При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается: • касаться подозрительного предмета и перемещать его и другие предметы, находящиеся с ним в контакте; • заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами; • пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными • оказывать температурное, звуковое, световое, механическое Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, м: Тротиловая шашка 20 г........................... 45 Тротиловая шашка 400 г......................... 55 Граната РГД-5............................................. 30 Граната Ф-1................................................ 200 Мина МОН-50.......................................... 85 Сумка (кейс)............................................... 230 Дорожный чемодан..................................... 350 Автомобиль типа ВАЗ................................. 450 Автомобиль типа «Волга»............................ 580 Микроавтобус............................................ 920 Грузовой автомобиль.................................. 1250 Для заблаговременной подготовки к возможному проведению эвакуации людей приказом руководителя образовательного учреждения определяются: • лица, ответственные в рабочее и нерабочее время за организацию эвакуации людей с определенных участков территории и • порядок оповещения ответственных за эвакуацию и выставление оцепления. Обязанности руководителя образовательного учреждения в нерабочее время выполняет дежурный диспетчер образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения информируется и вызывается в любое время при обнаружении взрывного устройства на территории. Руководители подразделений в нерабочее время вызываются по решению руководителя образовательного учреждения. Действия должностных лиц и работников при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов. Работник образовательного учреждения. Любой работник образовательного учреждения при обнаружении или получении сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов обязан: • незамедлительно уточнить место их нахождения; • соблюдая меры предосторожности, организовать, по возможности, их ограждение; • сообщить о находке в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения лично или по телефону; • далее действовать по указанию дежурной диспетчерской службы. Дежурная диспетчерская служба образовательного учреждения. Дежурный диспетчер образовательного учреждения при получении сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов обязан: • уточнить место обнаружения находки; • сообщить о находке руководителю образовательного учреждения или лицу, его замещающему; • при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуацию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по • в нерабочее время выполнять обязанности руководителя образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения. При получении сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов обязан: • находиться на своем рабочем месте и поддерживать постоянную связь с руководством УВД и дежурной службой образовательного учреждения; • при принятии руководством УВД решения об эвакуации людей координировать действия подразделений учреждения по эвакуации людей. Действия должностных лиц и работников образовательного учреждения при получении сообщений о минировании образовательного учреждения. Работник образовательного учреждения. Любой работник образовательного учреждения при получении сообщения о минировании образовательного учреждения обязан: • по возможности наиболее полно и точно выяснить данные о • постараться установить внешние данные, особые приметы или • немедленно сообщить все полученные сведения в дежурную • далее действовать по ее указанию. Дежурная диспетчерская служба образовательного учреждения. Дежурный диспетчер образовательного учреждения при получении сообщения о минировании образовательного учреждения обязан: • сообщить о минирований руководителю образовательного • немедленно сообщить все сведения в дежурную часть УВД; • оповестить о минировании образовательного учреждения территориальный орган МЧС; • далее поддерживать постоянную связь с дежурной частью УВД; • при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуацию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по организации эвакуации людей; • в нерабочее время выполнять обязанности руководителя образовательного учреждения. Руководитель. Получив сообщения о минировании образовательного учреждения, руководитель обязан: • сообщить о минировании образовательного учреждения в УВД; • находиться на своем рабочем месте и поддерживать постоянную связь с руководством УВД и дежурной службой образовательного учреждения; • при принятии руководством УВД решения на эвакуацию людей координировать действия подразделений образовательного Действия должностных лиц и работников при поступлении решения на эвакуацию людей. Сотрудники. Любой сотрудник образовательного учреждения при получении сообщения об эвакуации обязан немедленно прекратить работу, передать сообщение в соседние помещения, отключить от электросети все электрооборудование, закрыть форточки, закрыть и опечатать, при необходимости, помещение и убыть в установленный район сбора. Дежурная служба образовательного учреждения. Дежурный диспетчер образовательного учреждения при проведении эвакуации обязан: • при получении по телефону сообщения об эвакуации позвонить в дежурную часть УВД и уточнить причину эвакуации, ее • доложить руководителю образовательного учреждения или • дать указание на узел громкоговорящей связи образовательного учреждения о передаче объявлений о закрытии образовательного учреждения; • принимать доклады от ответственных по эвакуации и выставлению оцепления о ходе выполнения мероприятий; • постоянно находиться на связи с руководителем образовательного учреждения и докладывать ему о ходе выполнения мероприятий; • при получении из дежурной части УВД сообщения об окончании мероприятий по эвакуации доложить руководителю образовательного учреждения и после его разрешения дать указание на оповещение об открытии образовательного учреждения; • получить в дежурной части УВД копию акта о проведенных Лица, ответственные за эвакуацию. Ответственные за эвакуацию при получении сообщения об эвакуации обязаны: • немедленно провести на закрепленных за ними участках территории и помещениях образовательного учреждения оповещение людей, используя любые способы передачи информации (средства связи, голос и т.д.); • обойти все закрепленные участки территории и помещения и • в районе сбора провести регистрацию эвакуированных и доложить о выполнении эвакуации в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения и далее выполнять ее указания; • при получении из дежурной диспетчерской службы образовательного учреждения информации об окончании мероприятий по Лица, ответственные за выставление оцепления. Ответственные за выставление оцепления при получении сообщения об эвакуации обязаны: • немедленно провести оповещение людей, участвующих в оцеплении, и убыть к месту выставления оцепления; • расставить работников, участвующих в оцеплении, и по окончании выставления оцепления доложить в дежурную диспетчер • при получении из дежурной службы информации об окончании мероприятия по эвакуации, снять оцепление и организован, Лица, ответственные за отключение от энерго- и газоснабжения. Ответственные за отключение от энерго- и газоснабжения образовательного учреждения при получении сообщения об эвакуации обязаны: • связаться с дежурной службой образовательного учреждения • определить возможность отключения зданий в эвакуируемой • по команде дежурной диспетчерской службы образовательного учреждения отключить энерго- и газоснабжение, убыть в установленный район сбора и находиться на постоянной связи с дежурной службой образовательного учреждения; • при окончании мероприятий по эвакуации по команде дежурной службы восстановить энерго- и газоснабжение образовательного учреждения и доложить об этом в дежурную диспетчерскую службу. Руководитель. Руководитель образовательного учреждения при получении сообщения об эвакуации обязан: • уточнить степень эвакуации и эвакуируемую зону; • поддерживать постоянную связь с дежурной частью УВД и • при получении информации об окончании мероприятий по Памятка руководителю образовательного учреждения по мерам антитеррористической и противодиверсионной защиты обучающихся и сотрудников В целях реализации неотложных мер по усилению бдительности, обеспечению безопасности жизни и здоровья, обучающихся и сотрудников образовательных учреждений руководитель учреждения обязан: 1. Изучить руководящие документы по предупреждению диверсионно-террористических актов (Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.1999 № 1040; письма Министерства образования РФ от 21.09.1999 № 38-55-45/38-02, от 2. Взять под личный контроль организацию антитеррористической и противодиверсионной защиты учреждения, развернуть разъяснительную работу среди обучающихся, их родителей, учителей, направленную на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. 3. Совместно с представителями исполнительной и законодательной власти с привлечением средств массовой информации, советами и попечительскими советами, родителями провести комплекс предупредительно-профилактических мероприятий по повышению бдительности, направленной на обеспечение без 4. Постоянно поддерживать оперативное взаимодействие с местными органами ФСБ РФ, МВД РФ, прокуратуры, военными 5. Ужесточить режим допуска граждан и автотранспорта на контролируемую территорию, исключить бесконтрольное пребывание на территории посторонних лиц. 6. Исключить возможность нахождения бесхозных транспортных средств в непосредственной близости и на контролируемой 7. Усилить охрану учреждения, в случае отсутствия охраны организовать дежурство преподавательского и обслуживающего персонала. 8. Не допускать к ведению ремонтных работ рабочих, не имеющих постоянной или временной московской регистрации. 9. Обеспечить надежный круглосуточный контроль за вносимы
10.Ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков, подсобных помещений, держать их закрытыми на замок и опечатанными, а также проверять состояние решеток и ограждений. 11.С началом и окончанием занятий входные двери держать в 12.Контролировать освещенность территории учреждения в темное время суток. 13.Проверять наличие и исправность средств пожаротушения, 14.Систематически корректировать схему оповещения сотрудников учреждения. 15.Иметь в учреждении план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (в дошкольном — инструкцию).
16.Обеспечить предупредительный контроль мест массового 17.Знать телефоны местных отделов ФСБ, МВД, прокуратуры, 18. О случаях вскрытия предпосылок к возможным террористическим актам, чрезвычайных происшествий немедленно докладывать в местные органы правопорядка, окружное управление образования, Московский комитет образования (тел. 369-73-32, 366-66-85).
Контрольные вопросы и задания 1. Укажите степени опасности взрывоопасных предметов. 2. Назовите демаскирующие признаки взрывного устройства в автомобиле. 3. Перечислите демаскирующие признаки взрывного устройства в 4. В каких местах помещений возможна закладка взрывных устройств? 5. Какие меры безопасности предпринимаются при осмотре помещений на наличие взрывных устройств? 6. Что категорически запрещается делать при обнаружении подозрительного предмета? 7. Кто является старшим в критической ситуации? 8. Кто осуществляет досмотр местности и помещений по окончании 9. Каковы основные признаки взрывоопасного предмета?
10. Каковы обязательные требования к наружной двери квартиры? 11. Какой замок является наилучшим для наружной двери? 12. Как защитить окна, балконы? 13. Что включает в себя система сигнализации квартиры? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России за последнее десятилетие террористические акты стали повседневным явлением, при этом постоянный рост угрозы террористических воздействий разного масштаба происходит на фоне обострения политического, этнического и религиозного экстремизма, представляющих значительную опасность для жизненных интересов отдельной личности, общества и государства, политической, военной экономической и экологической безопасности страны, ее конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. В течение XX в. терроризм приобрел глобальный характер и несет все новые и новые угрозы международным отношениям, общественной безопасности и политической стабильности отдельных государств и целых регионов. В процессе подготовки к печати этого учебного пособия в мире произошли события, которые вновь подтвердили необходимость всеобщего образования и достаточной информированности в области предупреждения терроризма и смягчения последствий террористических воздействий, — новые террористические акты с тяжелейшими последствиями: Лондон, июль 2005 г., взрывы в метро и в автобусах — 56 погибших и более 700 раненых; Шарм-эль-Шейх, июль 2005 г., взрывы в гостиницах — 64 погибших и 120 раненых, ущерб туризму в Египте от терактов в Шарм-эль-Шейхе оценен в 1,2 млрд. долл. США. В США (июль 2004 года) и в России (январь 2005 года) были опубликованы материалы доклада Национальной комиссии по террористическим нападениям на США. Интересно отметить, что характер дебатов вокруг выводов доклада Национальной комиссии продемонстрировал, что общественность считает более актуальными ответы на вопросы: «Что надо изменить?» и «Как предотвратить?», чем на вопрос «Кто виноват?». Доклад американской комиссии построен таким образом, что он не подрывает веру в способность властей противостоять терроризму, а укрепляет уверенность в том, что власти могут взять ситуацию под контроль, надо лишь обеспечить участие и координацию всех субъектов общества. Изложенная в докладе стратегия поиска и устранения системных недостатков в обеспечении национальной безопасности с учетом возможности террористических воздействий имеет целью консолидацию нации. Авторы доклада сочли возможным многократно повторить, что следует ждать новых террористических нападений, надо быть психологически к этому готовыми и не рассчитывать на получение мгновенного результата от антитеррористической деятельности. В последние месяцы прошел ряд международных и национальных совещаний и дискуссий по вопросам противодействия терроризму. Опыт конца XX—начала XXI вв. убедительно показал, что России важно не просто занять достойное место в глобальной антитеррористической коалиции, которая характеризуется, с одной стороны, американским лидерством с явным оттенком американской гегемонии, а с другой — заметными «трещинами» в результате агрессии США в Ираке. В этих условиях России необходимо сформировать свой сектор в мировой антитеррористической коалиции, в котором на региональном уровне могут доминировать российские представления о террористических угрозах, а также собственно российские стратегия и приоритеты антитеррористических действий. Все новостные /Каналы всего мира ежедневно дают сообщения о все новых и новых террористических актах в разных странах, ежедневно ведется подсчет жертв терактов, ежедневно подтверждается низкая эффективность международной системы антитерроризма, основным слабым местом которой являются двойные стандарты по отношению к террористам. Особенно грешат этим «партнеры» России на антитеррористическом фронте — США, Великобритания. Так, общеизвестно, что воспитанный и щедро профинансированный спецслужбами США Усама бен Ладен довольно длительное время выполнял порученные ему американцами функции по организации борьбы с советскими войсками в Афганистане, а затем повернул американское оружие в руках руководимой им Аль-Каиды против своих заказчиков — США. В июле 2005 г., прикрываясь словами о свободе слова и свободе печати в США, ведущие американские телевизионные компании предоставили эфир главарю чеченских бандитов Ш. Басаеву, который он использовал для пропаганды террористических идей в основном антироссийского характера. Под видом усиления борьбы с терроризмом и помощи в «развитии демократии» США интенсивно расширяют вмешательство во внутренние дела суверенных государств и финансируют при этом подрывную деятельность: в 2005 г. в США официально принято решение о выделении 100 млн. долл. для «развития демократии» в России, финансы ориентированы на оппозиционное сообщество внутри России, т.е. США ведут в России подрывную деятельность за счет американских налогоплательщиков, не скрывая этого от мировой общественности. В условиях нарастания угроз террористического воздействия разных видов и масштабов, в частности государственного терроризма, особенно острой стала необходимость подготовки всех специалистов и руководителей к практической деятельности с учетом возможной реализации угроз террористических воздействии. Введение в вузах России преподавания дисциплины «Основы противодействия терроризму» весьма своевременное и вместе с тем ответственное решение. Дело в том, что с учетом сложившейся в России, как и во всем мире, обстановки нарастающих угроз террористических воздействий наиболее эффективным было бы одновременное «залповое» обучение студентов всех курсов и всех специальностей с переходом в дальнейшем на преподавание обязательной дисциплины «Основы противодействия терроризму» в рамках федеральной компоненты учебных планов всех видов высшего и профессионального обучения. Для этого с учетом нынешнего состояния российской системы высшего и профессионального образования необходимо подготовить учебно-методическую базу и преподавателей дисциплины «Основы противодействия терроризму». Надеемся, что в ближайшее время обе эти задачи будут успешно решены. Одно из первых учебных пособий подготовлено по инициативе и при поддержке Федерального агентства по образованию Минобрнауки России. Авторам настоящего учебного пособия было бы интересно и полезно получить критические замечания и конструктивные предложения от коллег-преподавателей, от представителей управленческого и административного корпуса, от студентов и аспирантов и других читателей. Эти замечания и предложения могут существенно помочь при подготовке следующего издания учебного пособия. ПРИЛОЖЕНИЕ Конституция Российской Федерации (извлечения) Статья 13 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» в редакции от 03.07.2005 Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Глава I. Общие положения Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах: 1) законность; 2) приоритет мер предупреждения терроризма; 3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; 5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; 6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; 7) минимальные уступки террористу; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций. Статья 3. Основные понятия Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: терроризм — насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, Пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений; террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя: 1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции; 2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях; 3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для 4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; 5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им; международная террористическая деятельность — террористическая деятельность, осуществляемая: 1) террористом или террористической организацией на территории 2) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства; 3) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются террористическая акция — непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; преступления террористического характера — преступления, предусмотренные статьями 205 — 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации; террорист — лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме; террористическая группа — группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности; террористическая организация — организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации; борьба с терроризмом — деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности; контртеррористическая операция — специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции; зона проведения контртеррористической операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция; заложник — физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица. Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом 1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом. 2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Глава II. Основы организации борьбы с терроризмом Статья 5. Цели борьбы с терроризмом Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях: 1) защиты личности, общества и государства от терроризма; 2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий; 3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Статья 6. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом 1. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является 2. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с 3. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации. 4. Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пре 5. В случае ликвидации, реорганизации или переименования перечисленных в настоящей статье федеральных органов исполнительной власти их 6. Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне. Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи: вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности; осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций; принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом; вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом. Статья 7. Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом 1. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом, руководствуются в своей деятельности настоящим Федеральным законом, другими 2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют Пограничные органы осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвуют в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций. 3. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пре 4. Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы 5. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет 6. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает за Статья 8. Основные функции субъектов, привлекаемых к борьбе с терроризмом Федеральные органы исполнительной власти, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности; создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений террористического характера; предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов, а также в иных формах, исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом. Порядок предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 9. Содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом 1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. 2. Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого. Глава ///- Проведение контртеррористических операций Статья 10. Управление контртеррористической операцией 1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации 2. В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации 3. Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контр 4. Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контр Статья 11. Силы и средства для проведения контртеррористической операции Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии -со статьей 6 настоящего Федерального закона. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для про ведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства. Статья 12. Руководство контртеррористической операцией 1. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к 2. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от 3. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. 4. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции 1. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право: 1) принимать при необходимости меры по временному ограничению 2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать 3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской 4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм 5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр 6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от 7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных 2. В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Статья 14. Ведение переговоров с террористами 1. При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической, акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномочен Date: 2015-07-17; view: 1650; Нарушение авторских прав |