Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возлюби ближнегоВ конце XIX века, оттеснив невежество «замоскворецких купцов», к командным высотам в российской промышленности и торговле пришло третье поколение первоначальных накопителей капитала - европейски образованные, профессионально грамотные деловые люди. Вырисовывались контуры зрелого и социально ответственного класса. Это были подвижники, воплотившие в себе славные этические традиции российского предпринимательства - благотворительность и меценатство, которые материализовывались во многих общественных учреждениях еще со времен Екатерины Великой. Помимо естественного стремления укрепить свою репутацию, заслужить уважение и признательность современников и увековечить свое имя, они были движимы изначальными христианскими заповедями о любви и помощи ближнему, а также осознанием потребностей рачительного хозяйствования. Они стремились проявлять себя в таких благородных и престижных сферах деятельности, как социальная защита, духовное и интеллектуальное развитие, оборона Отечества. Известный критик и публицист В.В.Стасов подметил, что «российские купцы, невзирая на богатство, вовсе не охочи до прожигания жизни», а одержимы заботой об общественном благе и пользе народной. По своему размаху и социальной значимости благотворительная и меценатская деятельность российских предпринимателей явила собой уникальное явление в мировой практике. О русской щедрости на добрые дела Ф.И.Шаляпин заметил в свое время: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха нигде не видел». В 1910 году в Российской империи насчитывалось 6278 благотворительных заведений, которые на 75 процентов содержались за счет частных пожертвований, только в Москве в начале века существовало 628 «богоугодных заведений» - больниц, школ, богаделен и т.п. Национальным достоянием являются и в наши дни собранные российскими меценатами сокровища Третьяковской галереи, Морозовское и Щукинские собрания западноевропейской живописи, целое столетие служат народу Бахрушинский театральный музей, Московский художественный театр, большое число Морозовских лечебных учреждений, Солдатенковская (Боткинская) больница, Алексеевская глазная больница, Родильный дом Абрикосовой, Шелапутинские лечебные и учебные заведения, Вишняковский институт (ныне Российская экономическая академия имени Г.В.Плеханова) и сотни других общественных учреждений. Многие фабриканты и банкиры постоянно участвовали в попечительстве таких учреждений. Одной из устойчивых традиций русского предпринимательства была также активная патриотическая поддержка государства в периоды войн. Еще в петровские времена Иван Посошков в своем труде «О скудостве и богатстве» писал: «Купечество и воинству товарищ, воинство воюет, а купечество помогает и всякие потребности им уготовляет». Известно, что в 1812 году было собрано 1718 тысяч рублей купеческих пожертвований - по тем временам огромные деньги. То же происходило и в Первую мировую войну. В частности, владелец рудников в Сибири, а также меднопрокатного, кабельного и электролампового заводов К.С.Алексеев (Станиславский) не только организовал в стране собственное производство вольфрамовой нити для ламп, чтобы обойтись без шведского импорта, но и наладил выпуск полевого телефонного провода, поставив за свой счет русской армии 10 тысяч верст саперного провода и 3 тысячи верст минного кабеля. В конце Первой мировой войны сумма пожертвований отдельных торгово-промышленных династий достигала, в частности: Бахрушиных - 3,4 миллиона рублей, Третьяковых - 3,1 миллиона рублей, К.Т.Солдатенкова - 2 миллиона рублей. Все свое состояние завещали иркутские золотопромышленники Иван Логинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы на строительство в Москве 5-й Градской больницы и гимназии в Староконюшенном переулке (школы, которую полвека назад окончил автор настоящей статьи, застав еще преподавателей, начавших служить в ней при жизни Чехова). И все же предпринимательский слой в начале века был неоднороден. Деловая культура России представляла собой сложное переплетение новых образцов делового поведения и старых стереотипов, обусловленных не только особенностями становления и развития великорусской нации, религии, но и влиянием государства на деловую жизнь. К тому же новые формы деловых отношений сковывались устарелыми приемами ведения дела еще во многих предприятиях. Ощущалась потребность в самоорганизации предпринимателей, что стало реализовываться через создание ассоциаций, союзов и клубов деловых людей, в частности, с целью наведения порядка в своей среде. Делались шаги и по неформальной регламентации деловых отношений. Среди них - принятие в 1912 году российским деловым сообществом «Семи принципов ведения дел в России», которые можно считать отправной точкой формирования современного этического кодекса российской деловой культуры. Эти семь принципов следующие: · уважай власть; · будь честен и правдив; · уважай право частной собственности; · люби и уважай человека; · будь верен своему слову; · живи по средствам;
|