Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вместе с тем в периоды социально-политической устойчивости и сложившейся структуры общества деловая культура в стране развивалась позитивно





Честь превыше прибыли. Российская деловая культура

Иванов Александр - кандидат экономических наук, ученый секретарь Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института.

Этика бизнеса в России складывалась под воздействием противоречивых факторов. «Мелкость и безнравственность средств для получения барышей», по оценке историка С.М. Соловьева, была характерна для людей в годы общественных катаклизмов. Вместе с тем в периоды социально-политической устойчивости деловая культура в стране достигала высокого уровня, о чем свидетельствует целая плеяда выдающихся тружеников-предпринимателей, развивших базовые отрасли народного хозяйства страны на рубеже XIX – XX вв.

Уговор дороже денег

На заре образования Московского государства, в период междоусобиц и настороженности, эпизодические, случайные торговые сделки не могли быть устойчивым мерилом деловой культуры. Давние сведения о манерах россиян разноречивы. Побывавший в Москве в начале XVI века посол императора Максимилиана I Сигизмунд Герберштейн, в частности, писал: «Народ в Московии, как говорят, гораздо хитрее и лукавее всех прочих и в особенности вероломен при исполнении обязательств». Это высказывание перекочевало затем в отчеты некоторых других заморских посланцев. Однако совсем иное мнение о жителях Московии выражает несколько лет спустя итальянец Альберт Кампенезе: «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, а о клятвопреступлении и богохульстве и вовсе не слышно».

Этика бизнеса в России складывалась под воздействием как природных, так и историко-политических и социальных факторов, что обусловливало ее изменчивость и разноликость. Суровые природные условия побуждали «наваливаться всем миром» в процессах производства и обмена, использовать коллективные формы трудовой деятельности - крестьянскую общину в сельском хозяйстве и артель в ремесленном производстве.

Традиционно слой собственников на Руси был весьма узок. Основная масса населения была отделена от частной собственности, инструментом защиты которой является право. Отсюда - массовый правовой нигилизм (и правовое невежество) у российских граждан, отношение к праву, как к помехе, которую не плохо бы устранить (по пословице: «Закон - что дышло, куда повернешь, туда и вышло»).

Разнообразие культурных и религиозных обычаев и хозяйственных укладов на Руси определяли многовариантность типов деловых людей. Среди них выделяется новгородский тип (XIV-XVI веков), который складывался под влиянием западноевропейских традиций и, в частности, Ганзейского союза. Личность предприимчивого и удачливого торговца и мореплавателя передается в образе былинного Садко.

В Северно-Восточной Руси и особенно на Юге формирование делового человека проходило под воздействием государственной власти, то есть по разрешению князя. Вместе с тем под влиянием Золотой Орды и купцов Востока в торговых обычаях русских людей и способах ведения дел все больше проявлялся оттенок восточной цивилизации. Типичной для Руси формой организации торговли становятся большие гостиные дворы по типу восточных караван-сараев, где соседствуют и рынок, и жилье. Было воспринято и характерное для ислама негативное отношение к ростовщичеству и богатству вообще. Если на Западе богатство считалось результатом деятельности человека, его деловитости, энергии и трудолюбия, создавалось трудом поколений и передавалось по наследству, то в России разбогатевший человек чаще всего считался в народе нечестным, нажившимся за счет других людей («От трудов праведных не наживешь палат каменных»).

Российская история характерна авторитарностью режимов, подавлением свободы личности, инициативы, самостоятельности решений и действий. Это порождало у подданных пассивность и внутреннее сопротивление власти. К тому же, как и на Востоке, образование богатства зависело от расположения правителя или властей, определявших льготы, привилегии, прямые поступления. В связи с этим в народе понималось, что блага, как в сказке, могут появляться по «щучьему велению», в обиход входили «обломовщина», упование на авось. Все это пагубно влияло на облик предпринимательской среды, побуждало к нечестным приемам, обману, мздоимству.

Показателен в этом смысле Указ Екатерины I от 1726 года, фактически узаконивавший сложившуюся систему взяток как единственную форму оплаты труда чиновников только что созданных Петром I коллегий (прообразов будущих министерств). Указ предписывал выдавать жалование только президентам коллегий, «а приказным людям не давать, а довольствоваться им от дел по-прежнему обыкновению с челобитчиков, кто что даст по своей воле, понеже и наперед сего им жалования не бывало, а пропитание и без жалования имели...»

Ретроспективный взгляд на исторический путь становления деловой культуры показывает, что в годы серьезных общественных катаклизмов и разгула несправедливости происходило резкое ослабление действия этических норм. О такой «провальной» ситуации в начале XVII века, в частности, упоминает в 1909 году русский историк С.Князьков: «Разгром смутного времени, тяжелые жертвы людьми и деньгами во время войны с Польшей, которыя несли московские люди, насилия и поборы своих воевод, сильных людей, отсутствие скорого и праваго суда, полное бездорожье, развитие разбойничества по дорогам, общее невежество, «от которого, - говорит С.М.Соловьев, - происходила мелкость взглядов, мелкость и безнравственность средств для получения барышей», все это имело своим следствием то, что русские торговые люди были бедны, не предприимчивы... К тому же еще при тогдашней системе финансового хозяйства частному человеку не очень и удобно было развивать свои промыслы... сейчас же лишний сбор возьмут...»

Вместе с тем в периоды социально-политической устойчивости и сложившейся структуры общества деловая культура в стране развивалась позитивно.

Существенное влияние на культуру предпринимательства в России оказала Русская Православная церковь, которая, в частности, стремилась привить такие ценности, как соблюдение десяти заповедей. Происшедшие в XVI веке церковный раскол и отделение старообрядчества разделили и предпринимателей на прогосударственных, ищущих покровительства властей, и самостоятельных. Гонения на веру заставляли людей сплачиваться. Замкнутость хозяйственных отношений в старообрядческих общинах побуждала к развитию в них доверия, уважения к данному слову, взаимной выручки и поддержки. Можно сказать, что старообрядческая среда вырастила русский капитализм, который дал целую плеяду выдающихся тружеников-предпринимателей, развивших базовые отрасли народного хозяйства страны: Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы (текстильная промышленность), Бахрушины (кожевенное производство), Кокоревы (добыча соли), Абрикосовы (кондитерские изделия), Боткины (сахарное производство и чаеторговля), Губонин, Мамонтов (строительство железных дорог) и многие другие. Их деловая этика выражалась лейтмотивом «Биржевых ведомостей» - газеты начала XX века: «Прибыль - превыше всего, но честь превыше прибыли». В ходу была и крылатая фраза П.М.Третьякова: «Мое слово тверже документа».

Date: 2015-07-17; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию