Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Имплицитное и эксплицитное моделирование в сравнении
Таблица 1 Фактически само НЛП родилось от союза эксплицитного и имплицитного моделирования. Ричард Бэндлер интуитивно, «имплицитно», смоделировал лингвистические навыки Фрица Перлза и Вирджинии Сатир по видеопленкам и непосредственному опыту общения. Бэндлеру удалось воспроизвести множество терапевтических достижений Перлза и Сатир, сходным образом задавая вопросы и используя языковые возможности. Однажды лингвист Гриндер увидел Бэндлера за работой и восхитился его способностью оказывать влияние на окружающих с помощью речи. Гриндер понимал, что в действиях Бэндлера есть определенная система, но не мог объяснить, какая именно. Не мог объяснить своих действий и Бэндлер, знающий только, что все, что он делает, так или иначе «заимствовано» из практики Перлза и Сатир. Обоих охватило желание разобраться в сути «имплицитно смоделированных» способностей, понимание которых позволило бы передать их другим как «осознанное умение». И тогда Гриндер предложил Бэндлеру: «Если ты научишь меня делать то, что ты делаешь, то я объясню тебе, что ты делаешь». В самом буквальном смысле историческое предложение Гриндера положило начало НЛП. В этих словах заключена вся суть процесса моделирования: «Если ты научишь меня делать то, что ты делаешь» (поможешь мне развить интуитивное понимание, или неосознанную компетентность, которой ты обладаешь, чтобы я смог достичь таких же результатов), «то я объясню тебе, что ты делаешь» (смогу дать внятное описание паттернов и приемов, которые мы оба используем). Обратите внимание, что Гриндер не сказал: «Если ты позволишь мне осуществить объективное наблюдение и статистический анализ того, что ты делаешь, то я объясню тебе, что ты делаешь». Он сказал: «Научи меня делать то, что ты делаешь». Моделирование производно от практического и инструментального интуитивного понимания, которое приходит вместе с опытом соответствующей деятельности. Гриндер и Бэндлер сумели создать метамодель (1975), в которой синтезировали: а) свое интуитивное понимание вербальных способностей Перлза и Сатир, б) непосредственные наблюдения (как в жизни, так и с помощью видеозаписи) за работой этих выдающихся психотерапевтов, и в) эксплицитные познания Гриндера в области лингвистики (особенно в трансформационной грамматике) (рис. 12). На следующем этапе Бэндлер и Гриндер вели совместную работу над тем, как тем же способом смоделировать некоторые из гипнотических языковых паттернов Милтона Эриксона. На этот раз и Гриндер принимал участие в исходном «имплицитном» моделировании. С тех пор и эти и другие разработчики НЛП широко применяют процесс моделирования для создания бесчисленных стратегий, техник и приемов практически в любой сфере деятельности человека. Рис. 12. Метамодель появилась в результате комбинации интуитивных прозрений Бэндлера и Гриндера, наблюдений за поведением Перлза и Сатир и эксплицитных познаний Гриндера в области лингвистики Date: 2015-07-17; view: 355; Нарушение авторских прав |