Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль иностранного капитала как фактора втягивания россии в первую мировую войну 10 pageапе могут дать кредитору только оценку общей тенденции развития потенциального заемщика, основанную на динамике ряда финансовых показателей. В связи с отсутствием единой нормативной базы реальная оценка финансового состояния предприятия невозможна, потому что нет сопоставимых показателей: среднеотраслевых, минимально допустимых и наилучших для конкретной отрасли. Итак, результатом анализа кредитоспособности заемщика имеет быть определение класса кредитоспособности. Сегодня нет единого, в том числе отраслевого, классификатора кредитоспособности и надежности предприятий. В развитых странах существуют рейтинги финансового состояния, надежности и кредитоспособности фирм, периодически публикуются и дают кредитору возможность правильно оценить свой риск при выдаче кредита [15]. 15 Анализ истории зарождения кредитных отношений и обобщения характеристик, присущих современному кредитованию в области, позволяют утверждать, что кредитные отношения, одной из сторон которых выступает сельскохозяйственное предприятие, целесообразно толковать, прежде всего, как общественно-экономические, так как в настоящее время вступление кредитора и заемщика в кредитные отношения приводит множество не только экономических (в плане чисто материального аспекта получения займа, оценки кредитоспособности заемщика и т.д.), но и формальных и неформальных общественных отношений между ними. В свою очередь кредитное обеспечение сельскохозяйственных предприятий как фактор, выражающий уровень удовлетворения потребности в кредитных средствах в период наступления, находится в прямой зависимости от эффективности реализации кредитных отношений между кредитором и заемщиком. Основной спрос на банковские кредиты в течение последних 15-20 лет формируют субъекты хозяйствования отраслей со сравнительно высокой рентабельностью (предприятия розничной торговли, обрабатывающей промышленности, торговли транспортными средствами). Предприятия же низкорентабельных и капиталоемких отраслей (в том числе сельскохозяйственные) остаются вне круга потенциальных заемщиков. Ведь ориентация кредитной политики коммерческих банков направлена прежде всего на отрасли с высокой скоростью освоения кредитов и платежеспособностью предприятий. Для большинства сельхозпредприятий основным источником финансового обеспечение остается самофинансирование, при этом нередко - за счет просроченной кредиторской задолженности, наличие которой является одной из причин отказа банков в предоставлении кредита [12]. 16 Важным условием осуществления качественной оценки кредитоспособности является анализ внешней среды существования предприятия-заемщика и отраслевых особенностей его деятельности. Наличие ликвидного обеспечения, отличная кредитная история и устойчивое финансовое состояние часто не является безусловным гарантией возврата кредита. Значительная часть кредитов превращается в проблемные именно вследствие влияния внешних факторов и неучет определенных особенностей деятельности предприятий различных отраслей экономики, является причиной недостаточной осведомленности банковского менеджмента по потенциальных проблем, которые могут возникнуть у заемщика. Вообще предприятиям различных сфер деятельности и отраслей народного хозяйства присущи определенные особенности организации финансовых отношений на предприятии, формирования и использования финансовых ресурсов, производства продукции, формирования доходов, расходов и финансовых результатов, которые нужно учитывать при оценке кредитоспособности. Рассмотрим финансово-экономические особенности, которые будут влиять на условия кредитования предприятий торговли. Прежде всего торговая деятельность это инициативная, самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осуществлению покупки и продажи товаров народного потребления с целью получения прибыли [13]. Финансовое состояние торговых организаций во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров покупателям. Поэтому важным финансовым показателем деятельности торговых предприятий является скорость оборота оборотных средств, то есть время от момента оплаты полученных от поставщиков товаров до их реализации населению. Основными показателями торговой деятельности предприятий всех форм собственности являются: товарооборот в денежном выражении, расходы обращения; валовой доход; прибыль и рентабельность. На них влияют следующие факторы: рост объема розничного товарооборота; повышение производительности труда работников торговли, сокращение времени товарного обращения; рациональное использование основных и оборотных средств; повышение качества товаров и соответствие их спроса населения, сокращение потерь и спада товаров при транспортировке и хранении [19 c 53-55]. 17 Целью анализа отраслевых характеристик является определение степени отраслевых рисков в деятельности анализируемого, с помощью изучение перспектив отрасли, а также факторов конкурентоспособности, что влияющие на отрасль. К факторам, подлежащих анализу, относятся: перспективы экономического роста; циклы деловой активности; уязвимость к государственному регулированию. Существенное значение для понимания среды, в котором работает предприятие, а также для выявления основных факторов успеха в этой среде имеет анализ структуры отрасли. Чтобы сделать вывод о структуре отрасли, анализируются следующие параметры: фактическая количество фирм-конкурентов в области, доля нескольких (пяти-шести) наиболее крупных фирм на рынке; механизмы ценообразования в отрасли; динамика цен на рынка и общая тенденция их изменения; дифференциация продукции; экспортный потенциал отрасли. Анализ отраслей должен предусматривать следующие направления: - Изменение значений основных финансовых показателей; - Изменение обобщающего показателя качества источников формирования активов; - Моделирование обобщающего показателя финансового состояния и аналитическую оценку нормативных показателей по отраслям. Влияние отраслевой принадлежности на уровень перспективной платежеспособности заемщика можно определять путем сравнительного анализа (бенчмаркинга) определенных показателей финансового состояния предприятий различных отраслей. Однако следует заметить, что в методических и нормативных документах, касающихся анализа финансового состояния субъектов хозяйствования, основные показатели отличаются не только по перечню, но и названием и особенностями расчета [11, c 71-76]. Следовательно, возникает необходимость обеспечить сопоставимость основных критериев и показателей, характеризующих особенности финансового состояния предприятий различных отраслей, с теми, которые широко используются банками для оценки финансового состояния заемщиков. Качественная оценка кредитоспособности предприятия позволяет принять взвешенное 18 решение о целесообразности предоставления кредита, а затем проводить взвешенную политику в отношении определенного заемщика. Кроме того, учет отраслевых особенностей при определении кредитоспособности предприятия на основе использование как традиционных критериев оценки, так и новых показателей, способствует углублению анализа и получению объективной информации о финансовое состояние не только заемщика, но и отрасли, к которой принадлежит то или другое предприятие, и совершенствованию подходов к формированию кредитной политики банка и оценки кредитного риска [18]. 2.2 Разработка комплексной методики оценки кредитоспособности предприятий с учетом отраслевых особенностей заемщика Усиление банковской конкуренции вызывает рост требований к оперативности и надежности принятия кредитными организациями решений о предоставления кредитов с учетом высоких кредитных рисков, сопровождают кредитование реального сектора экономики [10]. В связи с этим возникает необходимость совершенствования методических подходов к качественному оценки уровня кредитоспособности заемщика, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности. Однако указанная проблема является недостаточно изученной, поскольку в теории и практике нет единого подхода к определению системы показателей, комплексно характеризовали бы кредитоспособность заемщиков. Кроме того, в большинстве случаев финансово-кредитные учреждения почти не учитывают отраслевые аспекты при оценке кредитоспособности заемщиков. Важным методологическим аспектом формирования методик оценки кредитоспособности заемщика является оптимизация состава имеющейся на сегодня большого количества разнородных показателей, на основе значений которых определяется качество финансового состояния субъектов хозяйствования. Данные показатели в совокупности должны соответствовать требованиям комплексной характеристики как текущего состояния предприятия, так и тенденций его дальнейшего развития в перспективе. 19 Проводимый анализ систем финансовых показателей, используются в различных методиках банков для анализа финансового состояния заемщиков, свидетельствует о неоднородности их состава и количества. Для избежание громоздкости методики оценки выделим 9 показателей, чаще всего используются в методиках анализа финансового состояния заемщиков (табл. 2.1). Таблица 2.1. - Основные финансовые показатели, чаще используются в методиках анализа финансового состояния заемщиков (Авторская разработка на основе [1-9]) № з / п Название показателя Способ расчета Частота использования показателя,% 1 Коэффициент покрытия Оборотные активы / Текущие обязательства 100,00 2 Коэффициент автономии Собственный капитал / Итог баланса 100,00 3 Коэффициент рентабельности деятельности Чистая прибыль / Выручка от реализации 100,00 4 Коэффициент абсолютной ликвидности ГЗ + ПФИ / Текущие обязательства 77,78 5 Коэффициент рентабельности активов Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов 77,78 6 Коэффициент маневренности собственного капитала (Оборотные активы-текущие обязательства) / Собственный капитал 44,44 7 Коэффициент оборачиваемости активов Чистая выручка от реализации / Средняя величина итога баланса 33,33 8 Коэффициент оборачиваемости ДЗ Чистая выручка от реализации / Среднегодовая ДЗ 22,22 9 Коэффициент оборачиваемости КЗ Чистая выру
|