Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие активности





Понятие «активность» в психологии многозначно и нуждается в уточнении.

Слово «активность» пришло к нам из английского языка («activity»), а туда, всвою очередь, из латыни («actio»). В обоих языках это слово означало «деятельность». В русском языке под активностью (в общем смысле) понимают любое действие (пребывание в действии или совершение конкретного поступка), движение, а так же проявление, выражение субъекта во вне. Антитезой активности является понятие «пассивность» (от англ. «passivity»), определяемое как неподвижность, бездейственность, отсутствие реакции на то, что должно вызывать видимый отклик, инертность. Интересно, что в одном из словарей как один из синонимов «пассивности» названа «созерцательность».

Н.А. Бернштейн был первым, кто разработал понятие «активности» в отечественной психологии. Бернштейн - создатель концепции «Физиологии активности». Полемизируя с И. П. Павловым, он подвергает критике павловскую теорию рефлексов, где вся жизнедеятельность организма, все внешнее его и внутреннее движение представляет собой рефлекторный ответ на различные стимулы.

Живой организм, согласно теории Бернштейна действует не только и не столько отвечая на внешние стимулы, но реализуя во вне некоторую внутреннюю программу. Существует некая изначально заложенная в живое существо информация, есть некая модель будущего, цель, к достижению которой стремится индивид. Активность же есть проявление в действии, движении пути реализации цели. Как писал Бернштейн: ««Цель... обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации. А вся динамика целеустремленной борьбы посредством целесообразных механизмов и есть комплекс, который правильнее всего объединить термином активность» [4].

Бернштейн противопоставлял «активность» - движение, имеющее внутренние причины «реактивности» - способности организма отвечать на внешний стимул. «Реактивность» организма в данном случае соответствует способности осуществлять рефлекторную деятельность и является предметом исследования в теории Павлова.

В отечественной психологии понятия «активности» и «деятельности» тесно переплетаются, их сложно дифференцировать. И «активность», и «деятельность» определяются как динамика, движение, совокупность последовательных действий, служащих реализации определенной цели.

И, как заметил в своей статье, посвященной активности И.Г. Дубов, «… тогда как одни авторы полагают деятельность целенаправленной активностью, другие считают, что активность — это целенаправленная деятельность» [7].

Тот же автор выделил две составляющие в понятии «активности». Это составляющая информационная, связанная с наличием внутренней программы реализуемой организмом (именно эта составляющая выходит на первый план в работах Бернштейна) и составляющая чисто энергетическая. В самом деле, чтобы действовать, необходим некоторой внутренней энергии. И, чем больше энергии генерируется у индивида, тем более интенсивную деятельность он способен развить. Так, З. Фрейд впервые ввел понятие «психической энергии», важнейшей из которых он считал либидо. Ряд авторов рассматривают активность как одну из устойчивых черт личности, определяющих способность личности проявлять ту или иную интенсивность.

 

Однако и при «энергетическом», и при «информационном» подходе активность является лишь частью механизма, который обеспечивает функционирование человеческого индивида. Это естественнонаучный, детерминистский подход. Здесь человек лишь машина, и нет места свободе и волеизъявлению.

Совершенно другую трактовку понятия активности предлагают представители гуманистической психологии.

Так, В.А. Петровский разработал понятие надситуативной активности. В его экспериментах испытуемые получали задание, которое он и могли выполнить, испозуя самый простой способ. Однако испытуемые часто варьировали более сложный путь для решения поставленной задачи, хотя использование более сложного алгоритма никак не поощрялось, более того, повышался риск не выполнить задание [14]. Петровский сделал вывод, что у человека есть самостоятельная мотивация, требующая от него «бескорыстного риска», выхода за рамки стандартных условий. Эволюционное значение такого поведение может заключаться в приобретении новых знаний, расширении границ и возможностей, это намеренное движение по непроторенному пути, итог которого неизвестен. Такая активность - основа человеческого творчества и познания мира. Способность человека подниматься над уровнем ситуации не укладывается в модель Бернштейна, т.к. этот выход не связан с достижением конкретной цели (цель можно достичь и более простым путем), также как стремление к цели, наблюдаемое Бернштейном не укладывалось в павловскую рефлекторную модель психики.

Идеи Петровского о надситуативной активности перекликаются с «Теорией спонтанности» Дж. Морено. Если оставить в стороне теолого-метафизические воззрения Морено, то суть теории заключается в следующем. Спонтанность – это адекватная реакция индивида на новую для него ситуацию и новая, творческая реакция на старую, привычную ситуацию. Спонтанность является универсальным и врожденным человеческим качеством, которым изначально обладает каждый ребенок. Спонтанность в процессе взросления может подавляться, а может поддерживаться и развиваться. Морено разработал сложную схему эксперимента, где испытуемым предлагалось разыграть свои действия в нестандартной ситуации (например, при пожаре). Чем более оптимальные и целесообразные действия совершал человек, тем выше оценивался его уровень спонтанности. Также высокий уровень спонтанности отражается в способности предлагать несколько различных способов решения задачи, способности пробовать новые пути решения.

Можно сказать, что надситуативная и спонтанная активность – это активность творческая. Кроме того, такая активность произвольна, а значит не укладывается в традиционную, взятую из естественных наук «причинно-следственную» (рефлекторную) схему,

Феномен активности как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также согласно схеме "целевой причинности". Это ориентация на процесс, а не на результат. Причем и сам процесс не детерминирован, а формируется посредством творческой активности.

В гуманистической психологии понятие активности тесно связано с понятиями свободы и волевого действия.

Эрих Фромм формулирует понятие "активность" не как активность в смысле внешней занятости, а как активность в смысле продуктивного использования своих человеческих потенций. Фромм называет активным только такое поведение, которое определяется внутренним свободным решением, внутренним побуждением. При этом величина человеческой активности не зависит от его занятости и интенсивности его деятельности.

Он противопоставляет активность – внутреннеобусловленную деятельность и занятость – деятельность, обусловленную внешними (социальными и др.) причинами. Фромм вводит понятие отчужденной активности – когда происходит отчуждение личности, субъекта активности от собственно деятельность. Личность не затрагивается: человек не совершает сознательного выбора, однако он оказывается вовлечен в процесс, который с одной стороны сам механически осуществляет, но в котором внутренне он никак не участвует.

 

Итак, можно выделить следующие признаки активного действия:

1. Причина действия находится в самом субъекте действия. Активное существо не просто находится в движении, оно содержит в себе источник своего движения.

2. Активное действие недетерминировано, спонтанно. Оно не определяется жестко конечной целью. Активное действие осуществляется произвольно, с участием волевой сферы.

Активность – это свобода, выраженная в действии, внешнем или внутреннем.

 

Date: 2015-07-17; view: 765; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию