![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Созерцание в искусстве
Искусство не существует без целостного восприятия мира. Произведение искусства – всегда образ, несводимый к сумме отельных деталей. Кроме того, художественное восприятие неясно нашему сознанию, не рационально. Прекрасное прочувствовывается, отзывается в душе, но не понимается умом. Более того, когда мы пытаемся осознать, что именно повлияло на нас, выделить отдельные элементы, когда начинаем анализировать источник эстетического чувства и само чувство, то исчезает это что-то, что мы чувствовали и понимали. Сигизмунд Кржижановский остроумно называет искусство «отайнением вещей» [8]. Для него искусство – это способ размыть фокус слишком ясно видимых, слишком понятных предметов. Но это отстранение от предмета, нужно не для того, чтобы избежать истины, а для того, чтобы вернуться от частного и подробного к общему смыслу (как здесь не вспомнить Платона с его вспоминанием первоначальной идеи). Г. В. Гегель утверждает: "Созерцание прекрасного - радость от невидимой идеи, данной под видимыми формами". То в произведении искусства, что действует на человека - это не звук, не цвет (мы знаем, что сам по себе звук и цвет не возбуждает в нас таких чувств), и не другие физические стимулы, и не их сочетания, это то, что стоит за физической формой, за материальным выражением прекрасного. Что же есть созерцание в эстетическом восприятии искусства? Это и есть сам процесс художественного познания мира. Никаким другим - рациональным, аналитическим или чисто сенсорным путем невозможно уловить то, что мы ощущаем как прекрасное. Этот путь к красоте проходит и художник при создании своего произведения, и тот, кто осмысливает уже существующее произведение искусства. Каждый человек проходит этот путь по-своему. Понимание, улавление, удержание в своем сознании того «нечто», что составляет суть прекрасного требует от человека активности и душевного труда. Этот творческий труд, этот поиск форм, в которых может быть запечатлена природа, прекрасно отражен в стихотворении Жуковского «Невыразимое»: Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья - Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена,- Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать - И обессиленно безмолвствует искусство? …
Рубинштейн выделил созерцание как одну из форм активности, чтобы описать именно способ реализации эстетической потребности человека. Деятельность не подходит на роль процесса восприятия гармонии и красоты. Хотя бы потому, что деятельность всегда направлена на достижение цели, в искусстве же сам творческий процесс имеет первостепенное значение. Date: 2015-07-17; view: 1010; Нарушение авторских прав |