Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Созерцание в искусстве





Искусство не существует без целостного восприятия мира. Произведение искусства – всегда образ, несводимый к сумме отельных деталей. Кроме того, художественное восприятие неясно нашему сознанию, не рационально. Прекрасное прочувствовывается, отзывается в душе, но не понимается умом. Более того, когда мы пытаемся осознать, что именно повлияло на нас, выделить отдельные элементы, когда начинаем анализировать источник эстетического чувства и само чувство, то исчезает это что-то, что мы чувствовали и понимали.

Сигизмунд Кржижановский остроумно называет искусство «отайнением вещей» [8]. Для него искусство – это способ размыть фокус слишком ясно видимых, слишком понятных предметов. Но это отстранение от предмета, нужно не для того, чтобы избежать истины, а для того, чтобы вернуться от частного и подробного к общему смыслу (как здесь не вспомнить Платона с его вспоминанием первоначальной идеи).

Г. В. Гегель утверждает: "Созерцание прекрасного - радость от невидимой идеи, данной под видимыми формами". То в произведении искусства, что действует на человека - это не звук, не цвет (мы знаем, что сам по себе звук и цвет не возбуждает в нас таких чувств), и не другие физические стимулы, и не их сочетания, это то, что стоит за физической формой, за материальным выражением прекрасного.

Что же есть созерцание в эстетическом восприятии искусства? Это и есть сам процесс художественного познания мира. Никаким другим - рациональным, аналитическим или чисто сенсорным путем невозможно уловить то, что мы ощущаем как прекрасное. Этот путь к красоте проходит и художник при создании своего произведения, и тот, кто осмысливает уже существующее произведение искусства. Каждый человек проходит этот путь по-своему. Понимание, улавление, удержание в своем сознании того «нечто», что составляет суть прекрасного требует от человека активности и душевного труда. Этот творческий труд, этот поиск форм, в которых может быть запечатлена природа, прекрасно отражен в стихотворении Жуковского «Невыразимое»:

 

Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья - Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена,- Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать - И обессиленно безмолвствует искусство? …

 

Рубинштейн выделил созерцание как одну из форм активности, чтобы описать именно способ реализации эстетической потребности человека.

Деятельность не подходит на роль процесса восприятия гармонии и красоты. Хотя бы потому, что деятельность всегда направлена на достижение цели, в искусстве же сам творческий процесс имеет первостепенное значение.

Date: 2015-07-17; view: 950; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию