Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образец разбора. Сильные позиции в стихотворении ФСильные позиции в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»: заглавие, зачин, концовка. 3.1.1. Заглавие 3.1.1.1. Заглавие называет предмет изображения, поверхностную тему стихотворения, время действия, предвосхищает эмоциональный тон («весенний») 3.1.1.2. Слово гроза открывает лексико-семантическую парадигму (ряд семантически связанных слов), объединенных принадлежностью к семантическому полю «гроза и»начинающийся с лексического повтора в зачине: грозу, гром, гремят раскаты, дождик, перлы дождевые, громокипящий, Зевс. Этот словесный ряд является текстообразующим, он «ведет» не только событийный сюжет, но и (совместно с другими рядами) сюжет скрытый, когнитивный, ход мысли от явления природы к его мифологическому «второму плану»: гром - > Зевс [ громовержец]–> дождик - > золотой дождь - > мифологический сюжет, связывающий Зевса c золотым дождем. Слово весенняя во взаимодействии с первой строчкой (зачином) выдвигает смысловой компонент «начало» и связано по смыслу с рядом в начале мая -- весенний первый (гром) - (раскаты) молодые – ветреная Геба. 3.1.1.3. Слова стилистически нейтральные, активного запаса, общеупотребительные, не дают ярких стилистических ориентиров для чтения текста. 3.1.1.4. --- 3.1.1.5. Звуковое оформление заглавия А) задает тон лейтмотивной инструментовки стихотворения Б) формирует звуковые образы грозы и весны. 3.1.2. Зачин: 3.1.2.1. - уточняет тему - содержит скрытое грамматическое указание на главного лирического героя - [я] люблю - указывает на лирический характер текста (повествование от 1 лица) - указывает на главные компоненты речевой ситуации: 1-е лицо (одновременно субъект речи и субъект повествования, лирич. герой): - [Я] – говорящий, тот, кто разговаривает с ТЫ о своих чувствах; - люблю, главный объект речи, субъект чувств, о которых рассказывает стихотворение - очевидец грозы, с точки зрения которого идет ее описание. - содержит указание на два временных плана: люблю - всегда, когда гроза – в начале мая - дополняет (после заглавия) смысловые компоненты темы (концепты): весна, молодость, начало, любовь 3.1.2.2. Зачин выдвигает на 1 план слово люблю, а также лирическое я. В дальнейшем тексте есть только скрытые (имплицитные) ассоциации со смыслом этих слов. 1) люблю ------------------------- резвяся, играя, весело, смеясь: ИП - эмоции 2) -\\- ---------------------- молодые, проворный [cвойства молодости] 3) -----------------------ветреная [обычно о неверных, изменчивых в любви] 4) ---------------- Зевс – золотой дождь -----[любовь к Данае] (Я) люблю -------------- ты (скажешь): возникает предположение, что ты- возлюбленная, любимая женщина, но не обязательно, т.к. другая названная пара Зевс и Геба – не любовники. 3.1.3. Концовка: повторяет сюжет, переводя его в метафорический план и предлагая читателю мифологическую его трактовку. Здесь завершается развитие концептов: пространство (с неба … на землю), любовь (Зевс и Геба), время (переход к прошедшему времени совершенного вида говорит о том, что событие произошло и завершилось) – пролила. 3.1.4.1. ------- 3.1.4.2. привлекают внимание две двойные метафоры в середине стихотворения: [7] Повисли перлы дождевые, [8] И солнце нити золотит. См. синтагматические связи (3.3.1.1.). Выполняют функции: а) смысловой компрессии: «дождь такой сильный, что видны не капли, а струи и кажется, что они повисли, как нити; эти струи на свету переливаются и матово сияют, как жемчуг или перламутр, и приобретают золотистый цвет в лучах солнца»; б) выдвижения паралогического перехода к мысли «связь между небом и землей» и ассоциации с двумя мифологическими сюжетами (Уран и Гея, Зевс и Даная). 3.1.4.3. Весенняя, весенний; гроза, грозу. В тексте повторяются слова заглавия, подчеркивая доминирующие смысловые линии; ихрасположение не играет заметной роли. 3.1.4.4. ---------
|