Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профильный силуэт прически и его взаимосвязь с силуэтом анфас





 

Если смотреть на голову причесанного человека сбоку, то можно видеть половину модели, состоящую из полностью видимых височно-боковой и боковой зон прически и частично видимых лобной, теменной, макушечной и шейной зон, замкнутых профильным силуэтом. Причем височно-боковая и боковая зоны видятся как бы в плане, т. е. при таком взгляде мы в полной мере оцениваем рисунок входящих в них деталей, о рельефе которых (объемности) можем только догадываться по тем или иным признакам. Оценивая же детали, входящие в зоны, видимые в этом ракурсе лишь частично, мы за счет оконтуривающей их линии силуэта получаем достаточно полную информацию именно об особенностях их рельефа (конфигурация объемности), тогда как об их рисунке, опять-таки в той или иной степени, можем только догадываться. При симметричной прическе профильный силуэт позволяет получить полное представление о модели в целом. Однако в настоящий момент профильный силуэт интересует нас применительно к "работе с лицом".

Изменение моды на прическу зачастую проявляется в изменении профильного силуэта. Один и тот же человек в зависимости от изменений моды использует прически различных силуэтов, каждая из которых во время действия соответствующей моды идет к его лицу. Очевидно, существуют какие-то объективные закономерности, позволяющие привязывать прически различных силуэтов к одному и тому же лицу. Попытаемся выявить сначала самые общие принципы, которыми руководствуется модельер при работе с профильными силуэтами. Добавим, что работать модельеру приходится с самыми разными людьми.

Рассмотрим силуэты, представленные на условно-технических рисунках, отвлекаясь от требований действующей на сегодняшний день моды, чтобы судить об этих силуэтах (и их связи с человеком) в достаточной степени объективно.

На создание прически, силуэт которой изображен на рис. 76, разным людям оказывает влияние форма их головы. Применяя технические приемы, эти прически можно выработать без особых трудностей. Но этого мало. Прическу надо расположить на голове с учетом профиля лица каждого конкретного человека. Профили лица различных людей весьма отличаются друг от друга по своей конфигурации. Ограничимся рассмотрением трех профильных силуэтов лиц (рис. 77), к которым в той или иной степени тяготеют все остальные (для наглядности профили утрированы).

Рис. 76. Наименование частей прически профильного силуэта и ее расположение относительно различных контуров головы: 1 - лобная; 2 - теменная; 3 - макушечная; 4 - затылочная; 5 - линейная; 6 - височно-боковая; 7 – боковая

Если рассматриваемую прическу сделать одинаковой для всех профилей, то замкнутая кривая формообразующей линии прически на рис. 77, а образует правильный овал. Форма (комплекс лица и прически), заключенная в этот правильный овал, представляется достаточно организованной (следовательно, достаточно красивой). Описав этот же овал на рис. 77, б и в, увидим, что некоторые части лица или прически выступают за его линию, - это говорит о явной дезорганизации формы.

Каким образом можно скрыть объективные недостатки лиц, используя прическу рассматриваемого силуэта?

Попытаемся расположить овал относительно лица таким образом, чтобы лицевой силуэт мог оказаться полностью внутри него (рис. 77, д, е). Для этого в обоих случаях придется несколько повернуть этот овал (см. рис. 77, б и в). Занимающий много места лицевой силуэт заставит приподнять ту часть овала, которая образована меньшим радиусом (см. рис. 77, д). Особенность лицевого силуэта на рис. 77, е, наоборот, заставит опустить острую часть овала.

Теперь впишем силуэт прически (сохраняя его отличительные особенности: малая выпуклость - углубление - большая выпуклость) в полученные овалы (см. рис. 77, д, е) - все три варианта прически (см. рис. 77, г, ду е) окажутся несколько различными по форме и расположению относительно лица, сохраняя полностью особенность движения силуэтной линии, и все они будут достаточно приемлемыми, так как увязаны с особенностями лица (при оценке прически в профиль).

Если посмотреть на эти же прически (см. рис. 77, г, д, е) с Других позиций, то заметим, что в каждой из них различна динамика, точнее, различна ее направленность. Отсюда можно сделать вывод, что при работе с одной моделью применительно к разным людям компенсация объективных недостатков профиля лица осуществляется путем некоторого изменения динамики формы модели. Это достигается взаимосвязанным изменением объемности отдельных элементов. Например, изменение динамики формы модели (см. рис. 77, г) легкодостижимо как за счет применения в лобно-теменной зоне бигуди большего (см. рис. 77, д) или меньшего (см. рис. 77, е) диаметра, так и за счет особенностей накручивания. Если же позволяют требования моды текущего периода, то возможно использование челок различной объемности, главное - выдержать характерную особенность линии силуэта модели.

Рис. 77. Изменение направленности прически в зависимости от профиля лица

 

Аналогично решаются эти проблемы и при работе с другими силуэтами (например, с показанными на рис. 78, а, б, в). Нужно так изменять объемность отдельных элементов модели на рис. 78, б, в, чтобы профиль лица стремился приблизиться к прямому (см. рис. 78, а). Может показаться, что для этого достаточно изменить объемность только лобно-теменной части прически (рис. 78, г, д), оставив без изменения другие. Это неверно, потому что в таких I случаях зачастую нарушается координация формообразующих линий прически и динамика отдельных элементов также оказывается дезорганизованной. Если в одном месте наблюдается убывание формы, то она должна как бы перетекать в другую часть прически, - только таким образом достижимо изменение динамики формы прически при сохранении характерности и целостности модели.

Рис. 78. Перетекание масс прически в зависимости от профиля лица

 

То, что при "работе с лицевым профилем" недостаточно манипулировать только элементами прически, обрамляющими лицо, наглядно видно из следующего примера. Допустим, у клиентки лицо прямого профиля, но с очень маленьким носом. Чтобы несколько "увеличить" такой нос, необходимо как-то прижать элементы прически, обрамляющие лицо, обтянуть прической голову с таким расчетом, чтобы профиль стал казаться более выпуклым. Длинные волосы позволяют легко обтянуть лобно-теменную и височно-боковые области головы, для этого нужно только собрать волосы в пучок. Но само расположение пучка может в одних случаях почти полностью свести на нет наши усилия (рис. 79, а, б), в других - способствовать решению поставленной задачи (рис. 79, в).

Результат зависит исключительно от динамики формы прически в целом. Мощное движение формы прически по вертикали вниз или вверх (см. рис. 79, а, б) даже как бы втягивает лицо, увлекая его за собой и уменьшая и без того маленький нос, тогда как столь же мощное движение, направленное от лица по горизонтали (см. рис. 79, в), заставляет формообразующие (силуэтные) линии как бы еще больше обтягивать лицо, в результате чего нос устремляется в противоположную сторону. С возникновением этого противоположно направленного (контрастного) движения приходится очень считаться при моделировании причесок. Контрастно движению формы прически может возникнуть ненужная динамика в форме лица (подбородок - рис. 79, г, нос - рис. 79, е). При изменении направленности динамики формы прически скрадываются недостатки лица (острый подбородок - рис. 79, д и длинный нос - рис. 79, ж).

Рис. 79. Ошибочная (а, б, г, е) и верная (в, д, ж) направленность динамики прически при недостатках профильного силуэта лица

 

Теперь, абстрагируясь от силуэтной линии профиля лица, рассмотрим боковой силуэт стрижки "каре" (рис. 80, если модели развернуть лицом к зрителю, то рамка волос. будет практически одинакова). Решение, представленное на рис. 80, а, вообще-то, возможно, но интересным его не назовешь: получаемая в этом случае несколько квадратная прядь свисает довольно суховато, поскольку квадрат, созданный из волос, если и не совсем статичен, то вполне нейтрален по форме, и такое двойное повторение квадрата (наряду с квадратностью "захода пространства" в форму прически со стороны лица) придает всей модели оттенок довольно монотонной статичности, что несколько противоречит характеру самой стрижки - прическе "каре", волосы которой (следовательно, и вся прядь) должны содержать возможность движения.

При более длинных волосах на затылке и коротких у лица (рис. 80, б) боковая прядь приобретает динамичную направленность назад и вниз. В этих условиях расположение строгой вертикали на щеке выглядит очень неестественным, поскольку эта линия также стремится уйти назад в общем движении волос. Противоречие между вертикалью на щеке и направленностью динамики всей формы пряди назад и вниз указывает на ошибочность такого решения.

Наиболее плодотворным представляется вариант решения, прямо противоположный описанному (рис. 80, в). Расположение на Щеке боковой пряди полностью обусловлено направленностью динамики всей формы пряди, которая стремится занять это место. Особую остроту приобретает этот вариант решения при общей относительно небольшой длине волос на затылке. Поднимающаяся от щеки к затылку прямая линия заставляет состригать верхние волосы затылка довольно высоко, при этом открываются (и соответственно обрабатываются более тонко) прилегающие волосы нижней части затылка и шейной зоны (шейная зона при взгляде сзади чаще всего выстригается в форме мысика). Контрастность обработки элементов прически и их направленности вызывает особую силу звучания динамики доминирующей детали (боковой пряди).

Рис. 80. Оформление профильного силуэта стрижки 'Каре'

 

Если рассмотреть эти же формы стрижек с более длинными волосами (показано пунктиром), то увидим, что выявленные их особенности сохраняют свою правомерность. Например, на рис. 80, а линия плеча может разбить цельность боковой пряди, в результате чего лицевая часть этой пряди получит дополнительное обоснование своего местонахождения за счет естественно возникающей динамичности. В таких же условиях ошибочность решения модели на рис. 80, б окажется еще более подчеркнутой усилением динамичности пряди.

Достоинства модели на рис. 80, в и в этих условиях полностью сохраняются.

Говоря о работе над стрижками описанных форм (особенно с короткими волосами), следует упомянуть и о технике самой стрижки волос, предопределяемой особенностями этих моделей. Если посмотреть в фас на хорошо исполненную стрижку "каре", то "квадрат" волос, обрамляющих лицо, как бы стремится приблизиться к треугольнику, т. е. концы боковых, лежащих (висящих) на щеках прядей как бы стремятся соединиться (при некоторых наклонах головы это действительно происходит).

Боковые пряди в такой стрижке должны по возможности плотно прилегать к лицу, сохраняя, однако, возможность движения, что может быть обеспечено особенностью стрижки волос окончания пряди (рис. 81, а), т. е., начиная с нижнего (внутреннего) слоя волос лицевой части боковой пряди, каждая последующая (накладывающаяся на предыдущий слой) прядка остригается чуть длиннее предыдущей, в результате прядь приобретает вид как бы подвернутой концами внутрь. Возникающее при этом соотношение длин волос в одной пряди приблизительно соответствует тому, которое наблюдается в обычной градуировке стрижек "сэссун", с той лишь разницей, что в стрижках "сэссун" каждая последующая прядка остригается чуть короче предыдущей. Таким образом, речь идет об обратной градуировке, так называемом внутреннем срезе.

Внутренний срез, с одной стороны, обеспечивает нужное прилегание, с другой - позволяет несколько нюансировать форму, что весьма важно при окончательной отделке модели. Особенно интересно выглядит достигаемая посредством стрижки нюансировка, когда в одной модели, в одной формообразующей линии сочетается обратная градуировка с обычной (рис. 81, б). Прихотливо "перетекающая" форма в окончании пряди подчеркивает ее динамичность "и придает всей модели особую изысканность.

Рис. 81. Обратная (а) и обычная (б, в) градуировка в стрижке 'Каре'

 

Челки в стрижках "каре" (да и во многих других стрижках) зачастую обрабатываются также путем внутреннего среза, что наряду с прилеганием волос позволяет добиваться некоторой нюансировки формы самой челки.

В индивидуальном моделировании парикмахеру приходится иметь дело с заказами самих клиенток. Иногда эти заказы могут вступать в противоречие с казалось бы убедительными законами формообразования. Компромисс парикмахер может найти путем некоторого (незначительного) видоизменения формы стрижки при укладке. Используемые приемы укладки и получаемые в результате этого элементы прически не должны лишать стрижку ее характерных признаков: резко менять линию силуэта, величину, геометрический вид и расположение прядей, возможность движения волос в форме или их неподвижность и т. п., т. е. речь идет только о некоторых фасонных изменениях модели, призванных удовлетворять желания клиентки, с непременным учетом требований действующей моды.

Для примера предположим, что имеются стрижки трех форм, созданные по заказам клиенток (см. рис. 80).

Характерными особенностями, объединяющими стрижки, являются возможность движения волос в форме и расположение на щеке лицевой части боковой пряди. Следовательно, в задачу укладки входит прежде всего необходимость наиболее естественно подчеркнуть обоснованность расположения лицевой части боковой пряди, причем в ее потенциально подвижном состоянии. Кроме того, вся боковая прядь в целом после укладки должна приобрести такой вид, чтобы у зрителя не возникало сомнения в правомерности создания именно этой ее формы. Значит, в профильном силуэте необходимо подчеркнуть направленность динамики боковой пряди так, чтобы сам выход на лицо боковой пряди был наиболее естественным именно для этой формы (т. е. чтобы направление расчесывания волос и направленность динамики формы в прическе совпадали).

В этом случае возможно несколько вариантов укладки. Наиболее естественно (и технически несложно) придать направление расчесываемым волосам к лицу можно при помощи фена так, как показано на рис. 82, а, б, в: сохраняется и целостность пряди, и возможность движения самих волос. Но принципиально это мало что дает: суховатая форма стрижки на рис. 82, а выглядит чуть интереснее, острое решение модели на рис. 82, б чуточку больше подчеркивается, стрижка же на рис. 82, б практически ничего не приобретает - направление расчесывания волос в форме выглядит фальшивым, поскольку противоречит направлению динамики пряди.

При перечесывании концов волос в противоположную сторону в первой модели (рис. 82, г) опять-таки практически ничего не меняется - форма остается суховатой; в модели на рис. 82, д форма лучше - концы волос повернуты в ту же сторону, в которую движется вся форма пряди; в модели на рис. 82, е некоторое сомнете вызывает выход завитка за силуэтную линию затылка (несколько диссонирует со всей формой пряди, которая прямо от затылка устремлена вперед), расположение же на щеке лицевой части пряди в том виде, как показано на этом рисунке, представляется вполне правомерным (во-первых, тектонически возможно и, во-вторых, в общем силуэте боковой пряди не мешает динамике ее формы).

Но все три модели, изображенные на рис. 82, г, д, е, не кажутся красивыми, потому что являют собой результат прямолинейных, сухо рациональных попыток улучшения имеющихся стрижек. Формализм решений особенно явно просматривается в несомасштабности линии завитков (ее ширины) по отношению ко всей прическе в целом.

Чтобы возникло единство характера элементов и проявилась пропорциональная зависимость между ними, необходимо несколько увеличить завиток и хотя бы слегка обозначить волны в рисунке основной части пряди, т. е. показать тождественность выработки всех элементов, причем выглядеть они должны таким образом, чтобы, во-первых, выход на щеку фестона, с которого начинается завиток, был естественным (предварялся как бы обратной волной) и, во-вторых, чтобы можно было легко представить, сколько раз укладывается завиток на основной части пряди (т. е. ширина этих волн должна в какой-то степени соответствовать ширине полосы завитков).

Нюансировкой ширины полосы завитков (в определенном ритме) можно добиться эффектного завершения всей композиции (рис. 82, ж, з, и). В модели на рис. 82, ж нюансировкой ширины полосы завитков перебивается монотонность горизонтальной линии, на рис. 82, и ритмически убывающая ширина завитков сходит на нет в зоне затылка (т. е. не вылезает за силуэтную линию). В модели рис. 82, з нюансировкой этой же полосы завершается работа по оправданию такой формы боковой пряди. Динамика формы боковой пряди сохранена, но очень натурально обыгрывается: расположенный на щеке фестон своей направленностью расчесывания, по-существу, поддерживает эту динамику, но его сравнительно небольшая (из-за нюансировки) величина среди других элементов профильного силуэта не привлекает к нему излишнего внимания (внимание зрителя переадресовывается по направлению Назад и вниз), поэтому, располагаясь на щеке, он не режет глаз зрителя, свою же роль в силуэте анфас выполняет полностью.

Рис. 82. Стрижки 'Каре' (а, б, в) и варианты их укладки - удачные (ж, з, и) и неудачные (г, д, е)

 

Конечно, возможны и другие варианты решений (например, концы волос могут быть убраны вниз), однако во всех случаях изменение формы какого-то одного элемента прически влечет за собой некоторое переоформление и других ее элементов. Переход от чистой геометрической формы стрижки "каре" (см. рис. 80) к моделям, показанным на рис. 82, ж, з, и, где никакой геометрии нет и в помине, предопределен требованиями единства характера всех элементов формы.

Если в моделях, показанных на рис. 82, а, б, в, челка в том виде, в котором она бывает в прическе "каре" (см. рис. 81, а), еще возможна, то в последующих модификациях использование ее в чистом виде представляется уже значительно менее интересным: во-первых, в результате работы феном краевая линия обязательно приподнимается вверх (найденная в стрижке взаимосвязь линий может оказаться нарушенной), и, во-вторых, резко прямая форма челки зачастую может диссонировать с мягкой волнообразной поверхностью всей остальной части формы прически, поэтому необходимо видоизменить форму челки, делая ее похожей на другие элементы прически. Удобнее всего делать это, используя пробор и перечесывая челку на бок.

Объединение всех элементов прически по характеру может дать в результате (при соблюдении прочих условий) целостную форму, имеющую необходимую связь с образом клиентки (выражение формой образного содержания). Чтобы исследовать взаимосвязь профильного силуэта и силуэта анфас в свете единства характера формы всей прически в целом, рассмотрим профильные силуэты причесок, различных по характеру формы, но представляющих собой, в сущности, одну модель с незначительными фасонными изменениями (рис. 83, а, б, в). Такие варианты модели бывают вызваны к жизни именно особенностями образов клиенток (или могут быть использованы одной клиенткой, но с разным целевым назначением).

Модели в профиль (см. рис. 83, а, б, в) имеют некоторое различие в силуэтах, но главное в них - это разная степень напряженности их формообразующих линий (отсюда и разница в рисунке поверхности), соответственно и различная степень объемности похожих элементов. Различие в рельефе лобно-теменных зон всех трех моделей (см. рис. 83, а, б, в) показывает линия силуэта. Глубокий заход пространства в форму прически в височной зоне модели на рис. 83, а и расположенный здесь же крутой изгиб височно-боковой формообразующей линии сразу дают представление о том, что часть боковой пряди, прилегающая к пробору, явно приподнята и как бы направлена вверх, т. е. имеет большую объемность по сравнению с этими же частями моделей на рис. 83, б, в. Некоторое ослабление напряженности височно-боковой формообразующей линии модели на рис. 83, б прямо указывает на то, что рельеф (и рисунок) все более спрямляется и развитие формы пряди идет вниз; в модели на рис. 83, в боковая прядь вообще направлена вниз (никакой напряженности в линиях), т.е. прядь просто ниспадает. Поэтому, исходя из оценок профильных силуэтов, нетрудно вообразить их силуэты анфас (рис. 83, г, д, е) при условии, что все три модели симметричны.

Прическа на рис. 83, а, г представляет собой компактную упругую форму, объемную и как бы напряженную изнутри вверх в лобно-теменной и височно-боковой зонах (т. е. по обеим сторонам пробора) и плотно прилегающую к голове в своей нижней части.

Рис. 83. Взаимосвязь силуэта анфас с профильным силуэтом

 

Почему рисуется именно такой силуэт анфас, а не какой-то другой?

Прежде всего потому, что когда форма получает развитие вверх и это главенствует в композиции, то все формообразующие линии должны поддерживать эту направленность развития, и появление в нижней части формы объемных и резко противоположно направленных элементов (на рис. 83, г показано пунктиром) противоречило бы всему строю композиции. Такие выводы были нами сделаны, правда, при рассмотрении причесок с применением тупировки, но в данном случае принципиального отличия нет, поскольку за счет напряженности элементов волосы в форме неподвижны и только потенциально сохраняют возможность движения (сами же элементы за счет той же напряженности зафиксированы в определенных местах). Более того, сама техника исполнения буквально заставит нас при необходимости выработать именно такой силуэт анфас, т. е. чем более объемной мы будем делать верхнюю часть пряди (более крутой изгиб линии), тем менее объемной будет нижняя ее часть, т. е. тем больше будет прижиматься к лицу фестон, обрисованный нижней частью этой линии. При этом концы волос, выбивающиеся из фестона, должны быть направлены назад к затылку. Если волосы не очень длинные, то концы волос сами примут это направление.

Требование единства характера формы заставляет нас завитку, расположенному надо лбом и переходящему в височно-боковую часть прически, придать приблизительно ту же степень напряженности, которая присутствует в других элементах, т. е. выпуклость завитка по радиусу округления должна быть похожа на противолежащее углубление, а само их взаимное расположение должно быть по-возможности симметричным. Если же завиток будет менее напряжен, то он сразу же займет в прическе другое положение (на рис. 83, г показано пунктиром), в результате чего композиция окажется нарушенной. Если завиток будет более крутым, то это тоже ухудшит композицию (уменьшится его диаметр, следовательно, и величина, которая будет диссонировать с другими элементами прически симметричной формы).

Оценивая профильные силуэты на рис. 83, б, б и рассуждая сходным образом, можно легко проверить правомерность построения фасовых силуэтов на рис. 83, д, е. При этом еще раз получает подтверждение высказывание о том, что чем более вниз идет развитие формы, тем большую возможность движения получают волосы. Причем, если раньше мы говорили о взаимосвязи и взаимовлиянии сочетаемых в композиции тупированных и неначесанных элементов, то при оценке моделей, показанных на рис. 83, мы используем выражение "напряженность выработки элементов". Прическа на рис. 83, а, г из-за развития формы вверх и прямо связанной с этим большой силой напряженности элементов производит впечатление достаточно статичной (волосы в ней неподвижны). Совершенно ненапряженные волосы, вяло свисающие, в прическе на рис. 83, в, е характерны именно своей подвижностью.

Прическа на рис. 83, б, д представляет собой промежуточный вариант.

Если посмотреть на эти прически в силуэте анфас, то можно увидеть, что все три прически совершенно различны по характеру формы и по связи с лицом человека. Полная открытость лица на рис. 83, г и различная степень маскировки на рис. 83, д, е может быть вызвана либо композиционными соображениями модельера, либо конкретным заказом клиентки. Однако каждая прическа обладает единством характера формы.

Единство характера формы - это весьма важное свойство композиции, которыми обязательно обладают прически высокого эсте тического уровня. Под характером формы следует понимать совокупность чисто индивидуальных черт, отличающих формы одинаковых по конструкции причесок (одна модель), создаваемых примерно в одно время. Детали прически, одинаковые по характеру формы, в совокупности создают единое композиционное целое. Если модельеру высокой квалификации показать только одну важную часть прически и конструктивную схему ее, он должен воссоздать характер формы всех остальных ее частей.

Формы различных причесок одной модели, как и выражения лиц самих людей, могут иметь свой, индивидуальный характер - мягкий и теплый или строгий и официальный и т. д. Характер формы проявляется и в нюансных отличиях, и в тонкости отделки, и в особенностях цветовой гаммы.

Прически в зависимости от остроты проявления в них характера формы можно разделить на нейтральные и острохарактерные. Характер формы во многом обусловлен конструкцией, технологией, тектоникой, т. е. он связан с самой основой композиции прически и в общих чертах должен быть найден еще на стадии определения композиционного приема.

Предположим, необходимо создать прическу, характерную приподнятой лобно-теменной частью, напряженным завитком надо лбом и напряженным заходом пространства в форму прически в височной зоне (см. рис. 83, а, г). Тупировка исключается, в соответствии с современным стилем используется техника причесывания при помощи фена. Если волосы одной длины, то, чтобы получить возможность выработать при помощи фена избранную форму прически, необходимо прежде всего укоротить волосы на теменной части головы (рис. 84, а). Волосы остальных зон с учетом техники обработки волос, их тектоники при данной технике и в зависимости от композиционных требований к создаваемой форме прически соответственно подстригаются тоже (рис. 84, б, в).

Рис. 84. Форма стрижки, вызванная необходимостью получения прически с помощью фена

 

Следовательно, выбирая объемно-пространственную структуру прически, модельер должен проверить ее оценкой (и выбором) технических средств, необходимых для ее воплощения. Это поможет избавить форму от несообразных элементов, которые она может приобрести, когда рассматривают только ее взаимодействие с пространством, характер ее поверхности или когда при создании формы отталкиваются только от технико-конструктивной схемы, не учитывая тонкостей взаимодействия объема с пространством, особенностей характера поверхности, закономерностей взаимосвязей элементов декора, своеобразия заходов пространства в форму прически.

Легкость восприятия любой прически во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается ее композиция независимо от ее простоты или сложности. При отыскании композиционных приемов необходимо в первую очередь иметь в виду возможность построения с их помощью целостных, высокоорганизованных форм причесок. Композиционные представления можно проверить при помощи взаимосвязанных профильных силуэтов и силуэтов анфас. Причем при "работе с лицом" значительно более важную роль играет профильный силуэт, чем силуэт анфас.

Работа по "привязыванию к лицу" прически в силуэте анфас много проще, чем работа с профильным силуэтом. Она сводится к тому, чтобы частично или полностью прикрыть лоб, причем детали, прикрывающие лоб, и вся остальная часть формы прически располагаются относительно лица с таким расчетом, чтобы само лицо воспринималось, угадывалось под деталями зрителем как овальное. Делается это с учетом формообразующих линий как прически, так и самого лица.

При недостаточном внимании мастера к профильному силуэту возможно появление такой прически, как показана на рис. 85. А если у женщины острохарактерный профиль? Предположим, как на рис. 77, б? Рассматривая такое лицо в фас, можно вообще не заметить его объективных недостатков: контур лица во взаимосвязи с прической выглядит овальным, умело наложенная косметика также помогает скрадывать его недостатки. А вот недостатки лица, которые просматриваются в линии его профиля, никакой косметикой скрыть не удастся. И здесь может помочь только грамотная работа с профильным силуэтом прически.

Рис. 85. Неграмотно построенная прическа при виде в профиль

 

Чем больше (объемнее, декоративнее, с большим количеством элементов) прическа, тем легче привязывать ее к лицу любого человека.

А если это очень маленькая прическа предельно лаконичной формы или просто стрижка - одна из нескольких предлагаемых в текущий период?

Таким моделям бывают присущи острохарактерные (остромодные) формы, броские формообразующие линии, элементы, привлекающие внимание окружающих. И при работе с конкретной клиенткой задача парикмахера-исполнителя главным образом состоит в том, чтобы с максимальной точностью воссоздать такую модель, с максимальной точностью воспроизвести ее отличительные признаки. Попытки привязать такую модель к лицу, подходя к этому с методикой, которой мы пользуемся при работе с большими прическами, в большинстве случаев обречены на неудачу - модель утрачивает свою характерность. Такая модель взаимодействует не с лицом (в формальном смысле), а с личностью, т. е. с социально-психологическим образом человека. Поэтому модельер, разрабатывающий такую модель, в конструкторско-технологической схеме должен дать конкретные указания, способствующие максимально точному воспроизведению наиболее характерных черт модели. Эти рекомендации должны содержать описание технических приемов, применяя которые, парикмахер-исполнитель может легко выработать нужные элементы в их наиболее характерном виде.

Если модельер-разработчик, помещая, предположим, в экспресс-бюллетене схему стрижки острохарактерной формы (рис. 86, а), ограничится в своих рекомендациях только сообщением о том, что линия отреза челки проходит на уровне бровей и верхней части уха (в месте соединения уха с головой), то такая информация мало что даст парикмахеру-исполнителю. Если парикмахер-исполнитель будет точно выполнять это указание, то стрижки у него будут получаться самые разные: как красивые, так и некрасивые, потому что у разных людей уши располагаются по отношению к линии бровей на разных уровнях. И если взаимное расположение брови и уха оказывается приблизительно таким, как на рис. 86, б, то стрижка, если срезать челку на уровне уха, получится некрасивой - координация всех формообразующих линий стрижки будет нарушена, а сама элегантно устремленная вперед верхняя часть стрижки вместе с челкой утратит свою динамичность и характерность.

"Соль" этой стрижки не в том, что челка отрезается на уровне уха, а в горизонтальной линии отреза верхних волос всей головы, более того, даже в некотором отклонении этой линии от истинной горизонтали (чуть вверх к затылку). Если сохранить в стрижке особенность этой линии (рис. 86, в), не обращая большого внимания на расположение уха, то стрижка не утратит своей характерности. Технически это очень легкодостижимо: нижний слой волос на виске выстригается уголком, затем все волосы виска градируются так же, как и на затылке. Задача по укладке, в сущности, состоит только в том, чтобы подчеркнуть устремленность вперед всей верхней части прически, включая челку. Можно чуть-чуть тронуть феном концы верхних волос (по бокам головы), слегка подчеркивая характерную горизонтальную линию, как показано на рис. 86, г (но делать это совершенно не обязательно, так как укладкой можно испортить острохарактерную форму, полученную в результате точной формообразующей стрижки).

Рис. 86. Приемлемая (а, в, г) и недопустимая (б) форма остромодной стрижки

 

Острохарактерные формы поначалу удовлетворяют потребности лидеров моды и разбивают стереотипы, сложившиеся в общественном сознании, т. е. привычные представления людей о красоте. Со временем происходит постепенное изменение общественного сознания. Новые формы причесок, частично освобождаясь от присущего им образного содержания, начинают сначала понемногу, а затем все более и более представляться людям уже просто красивыми. Когда модные прически начинают выполняться в массовом порядке, большое внимание начинают уделять привязке прически к лицу, т. е. в отдельных случаях при помощи модной техники исполнения начинают приподнимать или опускать элементы прически на темени, расширять или сужать форму с боков, по-разному размещать различные элементы. Это явление имеет общий характер, т. е. касается не только новых стрижек, но и новых укладок.

За примером можно обратиться к 70-м годам. Тогда появились стрижки остромодной формы (рис. 87, а), обрабатываемые как при помощи новой техники стрижки волос, так и новой (новой на уровне моды) техники укладки феном. Они имели принципиальные отличия от причесок (рис. 87, б) предыдущего модного цикла практически по всем показателям, а главное, по-объемности примыкающей к лицу части формы (в силуэте анфас). После того как мода на эти стрижки стабилизировалась, начались поиски моделей, дающих возможность и "работы с лицом" (приближение контура лица к правильному овалу) с учетом новых пропорциональных соотношений лица и прически, достижимых при помощи используемой в данный период модной техники обработки волос (рис. 87, в). Но поскольку силуэт анфас во многом обосновывается особенностями профильного силуэта, совершенно естественно начинается эволюция и профильных силуэтов. А изменение профильных силуэтов абсолютно закономерно влечет за собой изменение формы затылочных частей причесок, их силуэтов (рис. 88) в соответствии с изменением динамики формы, с необходимостью выдержать единство характера формы в каждом конкретном случае и т. п.

Рис. 87. Изменение форм причесок в силуэте анфас

 

И хотя, например, прически, показанные на рис. 88, а, г и в, е, совершенно не похожи ни по одному из силуэтов (профиля, затылка, анфас), ни по пластике поверхности, тем не менее правомерность одновременного использования как той, так и другой модели в бытовой работе не вызывает никаких сомнений, поскольку обе они вполне отвечают требованиям всего строя действующей моды. Их сходство проявляется в единстве техники обработки волос - как в технике стрижки, так и в технике укладки, т. е. их общность проявляется не снаружи, а изнутри.

Рис 88. Изменение профильного силуэта и затылочной части прически в пределах действия одной моды

 

Рассмотрим еще один пример видоизменения модели (рис. 89, а) под влиянием бытовых требований, акцентируя внимание на затылочной части прически.

При увязке прически с лицом возникает необходимость несколько иной проработки лобно-теменной и височно-боковых частей прически, что в свою очередь вызывает некоторое изменение самой стрижки. Однако при некотором изменении фасона (верхняя часть напряженно проработана феном или щипцами) модель должна сохранить все свои главные отличительные особенности: направление динамики, контраст поверхностей и объемность частей формы (прическа полуприлегающего силуэта).

Если попытаться увеличить объемность нижней части затылка, оставляя при стрижке волосы более длинными, то все изящество контраста будет снято, а лобно-теменная часть прически во многом утратит свою динамичность (предполагаемое увеличение объемности на рис. 89, б обозначено большим пунктирным прямоугольником.) Без серьезного опасения лишить модель ее достоинств можно, на наш взгляд, только слегка удлинить волосы на шее, оставляя нижнюю часть прически на затылке прилегающей формы (на рис. 89, б маленький пунктирный треугольник).

В дальнейшем может возникнуть следующая модификация прически, дающая еще больше возможностей для "работы с лицом" (все волосы завиты холодным перманентом - рис. 89, в), но профильный силуэт прически становится уже менее конкретным. А люди, крайне озабоченные особенностями своего лица, ушей, шеи и т. д., могут еще более трансформировать эту прическу (рис. 89, г) - в быту появляется уже совершенно новая прическа, по-существу, другая модель.

Рис. 89. Изменение профильного силуэта стрижки под влиянием бытовых требовании

 

Фасонные изменения не должны противоречить всему строю действующей моды, т. е. должны быть выдержаны в стиле моды, что осуществляется при помощи господствующей техники обработки волос (включая и собственно причесывание). Они также не должны приводить к разнохарактерности формы прически.

Количественное накопление фасонных изменений может перейти в новое качество, т. е. реализоваться в появлении новой острохарактерной (остромодной) модели (это обстоятельство должно особенно привлекать самое пристальное внимание модельера).

Выявив тенденцию развития моды, можно в общих чертах прогнозировать развитие силуэта (следовательно, и прически) на довольно длительный срок. Трудно предугадать те или иные модные детали, но благодаря правильному пониманию логики видоизменения силуэтов появление таких деталей в моде не застанет парикмахера-модельера врасплох, он будет готов их принять, более того, он будет готов участвовать в их создании и дальнейшей разработке. Короче говоря, планомерная работа с силуэтами (особенно с профильными силуэтами) весьма активизирует творческую работу художника-модельера по созданию новых форм причесок.

Мы довольно подробно рассмотрели некоторые вопросы, возникающие при исследовании взаимосвязи профильных силуэтов и силуэтов анфас применительно к "работе с лицом", и, подводя итог, можно сказать, что работа мастера и здесь обусловлена необходимостью выражения образного содержания формой прически.

Date: 2015-07-17; view: 1027; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию