Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стратегия развития кадрового потенциала ОАО РЖД на период до 2015 года (приложение 1 часть 1) от 6 августа 2012 Г. N 1598р
Приложение N 1 SWOT-анализ факторов, влияющих на условия достижения главной цели Стратегии развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" на период до 2015 года
SWОТ-анализ реализации Стратегии развития кадрового потенциала до 2015 года ┌──────────────────────────┬─────────────────────────┐
1. Сильные стороны и конкурентные преимущества относительно высокая конкурентоспособность на рынке труда, в том числе за счет стабильности занятости, уровня оплаты труда, условий труда, социального пакета; лидирующие позиции на ряде региональных рынков труда; высокая базовая квалификация персонала, обеспеченность хорошо подготовленными профильными специалистами, наличие системы соответствия профессиональной подготовки занимаемым должностям; большое число специалистов, обеспечивающих реализацию различных бизнес-направлений деятельности; широкие возможности для внутрикорпоративного перемещения и ротации персонала; многолетние традиции целевой подготовки и взаимодействия с вузами, надежность холдинга "РЖД" как места первого трудоустройства для молодых специалистов; сложившаяся внутрикорпоративная система формирования и подготовки кадрового резерва; отлаженные внутренние технологические процессы управления персоналом; ориентация на строгое соблюдение норм трудового законодательства (как следствие - минимизация трудовых споров) и наличие развитой локальной нормативной базы в сфере управления персоналом, утепляющей стабильность трудовых отношений; значительные инвестиции в социальную сферу, устойчивая к внешним проблемам корпоративная пенсионная система, развитые возможности и приближенные к месту жительства собственные корпоративные социальные инфраструктуры (спортивные, культурные, медицинские, жилищные); сложившаяся репутация крупной и социально ответственной компании с устоявшейся корпоративной культурой; последовательная реализация комплексной молодежной политики;
2. Проблемные зоны Сравнение опыта холдинга "РЖД" в сфере управления персоналом с лучшими практиками крупных российских и зарубежных компаний позволяет считать, что системных слабых сторон, сдерживающих решение проблем в холдинге, в результате последовательно осуществляемой и планируемой на среднесрочную перспективу деятельности, практически нет. К проблемным зонам относятся те участки деятельности, где в целях повышения ее эффективности необходимы первоочередные усилия, которые диктуются требованиями постоянных улучшений, где есть наибольшие резервы для оптимизации и внедрения новых технологий. К таким условным проблемным зонам относятся: отсутствие единой методики входной оценки и проведения найма персонала; невысокая информативность оценки персонала в ходе аттестации для мотивации, профессионального развития, карьерного роста, недостаточно распространенная практика индивидуальных оценок эффективности, составления ежегодных планов развития; частичное внедрение системного планирования карьеры работников; отсутствие единой системы дистанционного обучения и контроля знаний (внедрена частично в системе Корпоративного университета ОАО "РЖД", ОАО "НИИАС" разрабатывает "КАСКОР"); ограниченный набор инструментов стимулирования самообразования и саморазвития; недостаточное количество инструментов внутренних коммуникаций, позволяющих обмениваться опытом и выстраивать неформальные связи, формировать профессиональные сообщества, доступную базу знаний (частично внедрена в системе Корпоративного университета ОАО "РЖД" и в работе с молодежью; активно развивается единый информационно- справочный ресурс - "Горячая линия" для работников ОАО "РЖД"). 3. Риски (угрозы) К рискам и угрозам с разной вероятностью реализации и степени влияния на достижение цели Стратегии относятся:
влияние демографического кризиса на комплектование вакансий специалистов и рабочих массовых профессий, сокращение числа кандидатов, а также недостаточность ресурсов для ведения профориентационной работы; большая зависимость производственного процесса от уровня подготовки работников профильных железнодорожных специальностей; снижение координации действий различных подразделений на региональном уровне в сфере управления персоналом в связи с созданием новых структур (в частности, несогласованность действий различных подразделений в рамках единого технологического процесса, в пределах регионов, узлов, железнодорожных станций, возможное уменьшение финансирования учебных центров и дортехшкол, отказ в приеме на работу молодых специалистов в период становления новых субъектов управления на региональном уровне); снижение привлекательности холдинга "РЖД" для молодых специалистов в связи с распространением субъективного подхода к оценке кандидатов на выдвижение, "замедленность" карьеры молодых специалистов, длительное использование на рабочих должностях молодых специалистов - выпускников вузов, рецидивов использования "командного", полностью административного стиля руководства; понижение уровня социальной поддержки работников по сравнению с ОАО "РЖД" при переводе их в создаваемые дочерние общества и аутсорсинговые компании; снижение качества подготовки и сложность адаптации новых работников в связи с переходом на 4-годичную подготовку бакалавров при сокращении доли инженеров со сроком обучения 5 лет; возможная "миграция" трудовых ресурсов внутри холдинга "РЖД", конкуренция между компаниями холдинга "РЖД" за персонал из-за несогласованной кадровой политики в холдинге "РЖД", возможной дифференциации в уровнях оплаты труда, разницы размера и состава предоставляемого социального пакета в филиалах ОАО "РЖД" и его дочерних и зависимых обществах. 4. Возможности Исходя из обозначенных сильных сторон, условно проблемных зон и с учетом имеющихся рисков наибольшие возможности предоставляют: комплексное использование корпоративных информационных ресурсов для ведения профориентационной работы, привлечения нужных категорий специалистов, повышения имиджа работодателя, профессионального общения, оценки знаний, обучения и саморазвития работников; ускоренное формирование и использование единой базы вакансий в холдинге "РЖД"; совершенствование системы отбора и подготовки кадрового резерва; развитие новых направлений сотрудничества с вузами, более точное определение взаимной ответственности за качество обучения, мониторинг качества подготовки и повышения квалификации; внедрение современных систем оценки деятельности персонала, в том числе для определения потенциала развития работника, планирования его профессиональной карьеры, выдвижения в кадровый резерв, разработки эффективных систем премирования и стимулирования; развитие адресной, индивидуально ориентированной системы социальной поддержки; использование корпоративной системы негосударственного пенсионного обеспечения в качестве инструмента кадровой политики; расширение сферы использования современных технологий и инструментов управления персоналом; дальнейшее развитие системы корпоративного обучения, индивидуализация повышения квалификации в соответствии с целями бизнеса, стимулирование саморазвития и самообучения; совершенствование единой системы управления персоналом в компаниях холдинга "РЖД", объединение необходимых ресурсов с дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД"; развитие комплексной молодежной политики, направленной на реализацию профессионального потенциала и стимулирование эффективности трудовой деятельности молодежи и воспитание лидеров-управленцев.
Функциональная задача 1. В рамках данной функциональной задачи сильными сторонами являются: репутация холдинга "РЖД" как надежного работодателя; относительно высокий (особенно в ряде регионов) уровень оплаты труда, привлекательный для соискателей рабочих мест; возможности более качественного отбора кандидатов и привлечения высококлассных специалистов других отраслей в условиях повышенной конкуренции на рынке труда; перспективы строительства инфраструктурных объектов в новых регионах; действенные механизмы сотрудничества с Минтрансом России, Минобрнауки России и Федеральным агентством железнодорожного транспорта; отлаженная система взаимодействия с вузами железнодорожного транспорта по профориентационной работе, подготовке специалистов-целевиков, система образовательных кредитов; внедрение региональной и корпоративной базы вакансий; положительный опыт взаимодействия с широким кругом провайдеров образовательных услуг.
Проблемными зонами являются: недостаточная мобильность персонала в плане занятия вакантных мест в других местностях; множественность процедур поиска и приема персонала в различных подразделениях холдинга "РЖД", отсутствие профессиональных стандартов, единой системы профессиональных компетенций и методики их оценки;
Демографические риски: снижение конкурентоспособности холдинга "РЖД" на рынке труда ряда регионов (региональная дифференциация); риски, сопряженные со структурными преобразованиями (необходимость перемещений между новыми подразделениями); неравномерная привлекательность разных подразделений холдинга "РЖД" с отличающимися условиями труда, внутрикорпоративная конкуренция (например, между филиалами и дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД"); отсутствие средств и недостаточная координация при ведении профориентационной работы между разными региональными подразделениями; повышение текучести персонала в случае роста конкурентных преимуществ в других отраслях (межотраслевая конкуренция); длительное становление механизмов координации на корпоративном региональном уровне при планировании и финансировании целевого приема, подготовке единого кадрового резерва; существенное отклонение в прогнозах потребностей в различных категориях персонала от реального состояния.
Функциональная задача 2. Сильными сторонами являются: расширение применения стимулирующих факторов, влияющих на эффективность деятельности; наличие пилотных проектов постановки и выполнения индивидуальных задач для менеджеров, оценки личной деятельности по современным технологиям, оценки подразделений, в том числе в рамках соревнования; наличие опыта разработки и внедрения систем мотивации по ряду поощряемых факторов (рационализаторская деятельность, обеспечение безопасности, здоровый образ жизни); высокая лояльность работников компаний холдинга "РЖД", подтвержденная результатами социологических опросов; имеющийся опыт индивидуального подхода к мотивации руководителей на основе срочных трудовых договоров в случаях, разрешенных законодательством Российской Федерации; развитие проекта обучения менеджеров в рамках внедрения системы управления качеством (хорошая осведомленность о задачах и принципах вовлеченности); приобщение персонала к корпоративной культуре холдинга "РЖД";
Проблемными зонами являются: низкая эффективность периодической аттестации как основного инструмента оценки для развития и мотивации работников; превалирование субъективных подходов при оценивании работников; ограниченность контингента, на который распространяется оценка по корпоративным компетенциям; ограниченный эффект применяемой в настоящее время системы премирования (незначительный удельный вес премии в структуре заработной платы, восприятие премии как обязательной части заработной платы); региональные диспропорции в конкурентоспособности оплаты труда работников компаний холдинга "РЖД" по сравнению с другими отраслями промышленности; отсутствие системы объективной и развернутой оценки личной эффективности деятельности, ключевых показателей эффективности; недостаточная информированность работников ОАО "РЖД" о корпоративных процессах, действующих нормативных актах, системах мотивации и недостаточная эффективность системы обратной связи с работниками в этой сфере; отсутствие широкой системы постановки личных задач на основе ключевых показателей эффективности; недостаточные финансовые возможности у руководителей подразделений по формированию адресного стимулирования работников.
Функциональная задача 3. Сильными сторонами являются: наличие системной политики в области подготовки и повышения квалификации персонала; сохранение накопленного положительного опыта железнодорожного образования; непрерывное и последовательное развитие системы обучения работников для целей холдинга "РЖД"; одна из самых крупных в стране систем корпоративного образования; сохранение и развитие (с постоянным совершенствованием учебно-лабораторной и тренажерной баз) собственных учебных центров; наличие специализированных программ подготовки работников по всем направлениям деятельности, разработанных с участием холдинга "РЖД"; развитие тесных партнерских отношений с профильными образовательными учреждениями железнодорожного транспорта; наработанная практика целевого приема студентов; разработанный порядок предоставления образовательного кредита; передовой опыт отбора перспективных студентов и организации их обучения ("авторские" классы, корпоративные требования к целевикам); широкое географическое представительство центров обучения; наличие собственных тестирующих и обучающих программ, штатных преподавателей; наличие корпоративного центра развития профессионального обучения для рабочих кадров с методологической функцией; наличие Корпоративного университета ОАО "РЖД".
Проблемные зоны: несбалансированность для некоторых категорий персонала требований к периодичности повышения квалификации; недостаточный учет индивидуальных потребностей: при повышении квалификации прослушивается полный курс, предназначенный для данной должности, или его уже ранее пройденный модуль, не связанная с деятельностью программа; отсутствие оценок эффективности обучения (результатов для обучавшегося и холдинга "РЖД"); большое число отдельных локальных и сетевых дистанционных программ обучения работников и контроля их знаний; децентрализованное управление системой дистанционного обучения (наличие большого числа учебных курсов с использованием различных программных продуктов и методик); недостаточность обучения для различных категорий работников в период их работы в Компании.
Риски и угрозы: возможное снижение уровня координации между подразделениями на региональном уровне при планировании и осуществлении подготовки и повышении квалификации персонала в связи с продолжением структурных преобразований в холдинге "РЖД"; вероятные дополнительные расходы на дообучение выпускников-бакалавров; обучение в магистратуре как отдельная ступень высшего образования и платность обучения в магистратуре (конфликт интересов студента и компании между продолжением обучения и немедленным трудоустройством); отставание уровня квалификации части выпускников от корпоративных требований; финансовые потери в связи со значительным отсевом "целевиков" в ходе обучения; отставание в уровне квалификации работников управленческих и финансово-экономических специальностей, потребность в которых появляется в результате реформирования железнодорожного транспорта, недостаточное количество выпускников или отсутствие нужных направлений подготовки в вузах. Дополнительные условия внешней среды: при реализации функциональной задачи надо учитывать ряд компонентов государственной стратегии социально-экономического развития (в сфере непрерывного индивидуализированного развития, частоты повышения квалификации, ее оценки).
Функциональная задача 4.
Сильные стороны: интегрированность системы социальной поддержки персонала и системы управления персоналом и социальной сферы (обеспечение персонала во внепроизводственной среде направлено на развитие конкурентоспособности холдинга "РЖД" как работодателя и повышение мотивированной вовлеченности персонала в эффективную работу); широкая система социальной поддержки персонала во всей внепроизводственной сфере; наличие мощной системы корпоративных объектов социальной, медицинской, физкультурно-спортивной и культурной инфраструктуры, негосударственных детских образовательных учреждений, снижающей зависимость от внешних условий; большой набор социальных гарантий по коллективному договору ОАО "РЖД"; развитие системы социальной поддержки на принципе выбора, учитывающего наиболее важные для работника формы поддержки; повышение ответственности работника за выбор социальных гарантий; совершенствование системы социальной поддержки с учетом интересов ОАО "РЖД" в отношении наиболее значимых групп персонала; положительные эффекты децентрализации (наличие локальных программ филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" с учетом местной специфики); система социальной поддержки персонала является мощным мотивационным фактором; реализация современных подходов при оптимизации системы социальной поддержки персонала; стимулирование развития корпоративной культуры; система негосударственного пенсионного обеспечения - одна из лучших в стране по объему, надежности, спектру решаемых задач и дифференцированных механизмов реализации; возможность использования корпоративной социальной инфраструктуры для оказания услуг сторонним пользователям в целях частичной компенсации социальных расходов холдинга "РЖД"; постоянное сотрудничество с Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛом) на основе социального партнерства.
Проблемные зоны: неполная согласованность локальных нормативных актов, обеспечивающих осуществление корпоративной социальной политики, при внедрении современных подходов; необходимость дополнительного финансирования в условиях удорожания программ и при их расширении; недостаточная координация с другими мотивационными программами (мотивация одних и тех же категорий работников в рамках социальных программ, оплата труда без учета совокупного эффекта); иногда сохраняется отсутствие адресности при предоставлении социальных гарантий; сложность учета пользователей социальных благ, предоставляемых через профсоюз, для целей мотивации; высокие расходы на содержание объектов социальной сферы; сложность вовлечения объектов социальной сферы в гражданско-правовой оборот. Риски: недостаточность финансирования; недостаточная информированность персонала и неактивное участие в программах; психологическая ориентация части персонала на распределительную систему социальных льгот, негативная реакция на введение индивидуализированных, нацеленных на адресную мотивацию компонентов и механизмов; сложность оценки эффективности социальных программ; рост стоимости услуг на внешнем рынке, удорожание для структур холдинга "РЖД" реализации отдельных программ; дифференциация социальных гарантий внутри холдинга "РЖД" при самостоятельной реализации дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД" социальной политики; возрастание стоимости социальных программ и проектов при их самостоятельной реализации филиалами ОАО "РЖД" и его дочерними и зависимыми обществами вне централизованных программ; сокращение доступа персонала к объектам социальной инфраструктуры при выделении их в дочерние и зависимые общества и ведении бизнес-деятельности.
Специфические риски при оптимизации системы социальной поддержки: рост расходования финансовых средств; негативный эффект опасений работников в части ухудшения их социального положения при внедрении новой системы социальной поддержки персонала.
Специфические риски при реализации жилищной политики: ухудшение макроэкономической конъюнктуры, повышение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и кризис ликвидности, влекущие удорожание кредитных продуктов; высокие темпы роста инфляции и превышающие их темпы роста стоимости жилья; слабая координация на региональном уровне между территориальными подразделениями филиалов и ДЗО ОАО "РЖД".
Date: 2015-07-17; view: 2186; Нарушение авторских прав |