Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Методические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольниковВажной составляющей эколого-валеологического подхода является формирование системных знаний у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни. Разработанная В. Г. Альямовской программа «Здоровье» предусматривает проведение системы занятий из серии «Забочусь о своем здоровье». Основная цель занятий-тренингов закрепление в практическом опыте детей осознанного отношения к своему здоровью, способности определить свое физическое состояние и ощущение. Автором были названы следующие направления формирования основ здорового образа жизни: − привитие культурно-гигиенических навыков; − обучение уходу за своим телом; − знание элементарных особенностей строения и функционирования организма. Каждое из них реализуется посредством занятий, на которых дети овладевают элементами ауто- тренинга, самомассажа. Они в доступной, увлекательной форме приобретают первоначальные знания о полезных и вредных растениях, правилах обработки овощей и фруктов, осваивают способы оказания элементарной медицинской помощи. В исследовании О. С. Шнайдер представлена программа обучения основам здорового образа жизни детей 4-5 лет в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Она интегрирует ряд взаимосвязанных системных блоков: «Истоки здоровья», «Устройство здорового человека», «Охрана здорового тела», «Здоровье внутреннего и внешнего мира». Учебный материал каждого из них включает три раздела: теоретический, предполагающий формирование системы знаний; практический, обеспечивающий овладение умениями и навыками здоровой жизнедеятельности; контрольный, определяющий учет результатов освоения системы знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Разработанные О.С. Шнейдер занятия валеологической направленности характеризуются специфической содержательной и организационной структурой. В содержании занятий обучающего типа можно условно выделить 3 основные части: творческую, предусматривающую поиск вариантов решения проблемной ситуации; познавательно-обучающую, в процессе которой дети осваивают информацию по изучаемой теме и закрепляют ее в валеологической игре; оздоровительную, направленную на выполнение оздоровительных упражнений. Обязательным условием освоения знаний и умений является специально организованная система повторения изученного материала. Е. А. Терпугова предлагает валеологическую программу «Азбука здоровья» (для детей 5-7 лет), цель которой − создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Задачи, представленные в программе Е. А. Терпуговой: 1. Формировать у детей представления о своем теле, его ощущениях, ценностное отношение к своему организму. 2. Создать оптимальные условия педагогического взаимодействия взрослого и ребенка для поддержания равновесия между детским организмом и природно-социальной средой. 3. Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях [21, с. 113]. Программа охватывает знания и умения детей, направленные на здоровье, по нескольким темам: 1. Познай себя. 2. Питание. 3. Личная гигиена. 4. Общественная гигиена. 5. Профилактика заболеваний. 6. Помоги себе и другим [21, с. 114]. Программа реализуется через совместную деятельность взрослых и детей (наибольшая часть); регламентируемую деятельность (специальные валеологические занятия) и свободную деятельность детей. И. Новикова предлагает педагогическую технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, которая основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: − специальная подготовка педагогов; − взаимодействие педагогов с родителями; − совместная деятельность педагогов, родителей и детей; − формирование здоровьесберегающего пространства [16]. Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о здоровом образе жизни. Содержание каждого блока работы с дошкольниками представлено на рисунке 2. Рисунок 2.1 – Содержание работы по формированию представлений дошкольников о ЗОЖ Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы: − Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей. − Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников. − Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик. − Принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, особенностях развития его познавательной деятельности. − Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка и группы в целом. − Принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о здоровом образе жизни осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов. − Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья [16, с. 24]. По мнению Е. В. Фроловой, при работе с дошкольниками особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни: − занятия физкультурой, − прогулки, − рациональное питание, − соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна, − бережное отношение к окружающей среде, к природе, − формирование понятия «не вреди себе сам» [23, с. 42]. По мнению Н. Сташевской, структура здорового образа жизни представляет собой динамическую систему, допускающую изменение элементов в соответствии с состоянием человека [20, с. 42]. Для ребенка дошкольного возраста элементами такой системы могут быть: − оптимальная двигательная активность; − положительные эмоции; − закаливание; − рациональное питание; − личная гигиена [20, с. 42]. Автор отдаёт приоритет разработке эффективных методов проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, посещающими дошкольное учреждение. По мнению Я. Л. Мархоцкого, «в деле обеспечения здоровья детей важно все: здоровый образ жизни, правильное, полноценное питание, состояние костно-мышечной системы, физкультурно-оздоровительная деятельность, оздоровление детей естественными силами природы и др.» [15, с. 31]. Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. М. Н. Кузнецова предлагает оздоровительные силы природы в процессе воспитания детей дошкольного возраста использовать в двух направлениях: 1. Как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. 2. Как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры) [10, с. 31]. Использование естественных сил природы в комплексе с гигиеническими факторами повышает работоспособность, способствует более быстрому восстановлению, служит прекрасным средством отдыха, проведения здорового досуга. Оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении рекомендуется чаще проводить на открытом воздухе. Такие занятия способствуют закаливанию организма к солнечному излучению, воздействию различных температур на организм ребёнка. Занятия у водоёмов, купание, воздушные ванны вызывают положительные биохимические процессы в организме, укрепляют здоровье и повышают иммунитет к холоду, жаре, радиации, шуму и другим сбивающим факторам, которые окружают человека. Помимо этого дошкольники на лоне природы получают экологические, эстетические знания, учатся ценить растительный и животный мир своего региона. Оздоровительные силы природы подключаются и во время регулярных прогулок на свежем воздухе, экскурсий, походов, солнечных и воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания. Таким образом, основными направлениями учреждения дошкольного образования по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста должны быть следующие:формирование системных знаний и привычек у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни; создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни; развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни: занятия физкультурой, прогулки, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, бережное отношение к окружающей среде, к природе, формирование понятия «не вреди себе сам».
|