Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





Рассматривая проблему формирования здорового образа жизни в педагогическом аспекте, учёные считают, что необходимо выделить ее узловые вопросы в воспитании дошкольников. Прежде всего, надо осознать само понятие здоровье, так как от смысла, вложенного в него, зависит направленность воспитания.

Существуют разные трактовки этого понятия. По мнению Ю. Ф. Змановского, здоровье по отношению к растущему организму следует рассматривать как «соответствие основных физиологических функций организма данному возрастному периоду или соответствие паспортного возраста биологическому» [2, с. 9]. М. В. Чечета предложил измерять здоровье по резервным мощностям организма, которые во многом зависят от правильного образа жизни человека [24, с. 108]. Е. А. Терпугова определяет здоровье как «механизм адаптации жизненного потенциала, расширение зон применения жизненных сил» [21, с. 16]. И. В. Кривошеиной здоровье трактуется как «полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка» [8, с. 6].

На наш взгляд, в нем наиболее полно просматриваются идеи педагогики здоровья. Здоровье как одна из задач воспитательного процесса и его результат, с одной стороны, напрямую зависит от «благополучных» условий жизни, а с другой стороны − создает «благоприятную» (благополучную) почву для развития ребенка.

Н. Т. Лебедева отмечает, что в современном научном понимании здоровье включает следующий комплекс признаков:

1) соответствующий возрасту уровень жизнеобеспеченности систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и др.) оценивается по возрастным нормам;

2) уровень и гармоничность физического развития (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость лёгких, сила кисти) оценивается по стандартам физического развития;

3) быстрое приспособление (адаптация) организма к новым условиям (занятиям, отдыху и т.д.) характеризуется отсутствием напряжения, замкнутости, подавленности в поведении детей;

4) высокая умственная и физическая работоспособность — ребенок без напряжения занимается, восстанавливает работоспособность после ночного сна, т.е. соответствует количественным и качественным стандартам;



5) отсутствие болезней в течение года, либо кратковременная болезнь (5-7 дней) с полным выздоровлением [12, с. 6].

Самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни. И. И. Капалыгина отмечает, что «мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Потомучто только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров» [5, с. 13].

Проявляя заботу о сохранении и укреплении здоровья, необходимо уделить особое внимание формированию потребности в здоровом образе жизни, его основ у воспитанников.

О. А. Кулаковский предлагает понимать под образом жизни систему поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения [11, с. 53].

По мненю М. В. Чечета, “здоровый образ жизни − это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, когда обеспечивает ему хорошее здоровье” [24, с. 108].

В. Г. Игнатович обращает внимание, что здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а «стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности» [3, с. 45].

Л. Шевеленко подчёркивает, что здоровый образ жизни – это “такая организация учёбы, труда, отдыха, творческого самовыражения, отправления культурных и физиологических потребностей человека, которые обеспечивают ему выполнение биосоциальных функций, физическое и психическое здоровье, активное долголетие и, в конечном счёте, гармоническое развитие во всех возрастных периодах” [25, с. 34].

Е. А. Терпугова здоровый образ жизни детей предлагает рассматривать с двух позиций: как фактор их здоровья, полноценного развития, а также в качестве главного условия формирования у них навыков здорового образа жизни.

К главным составляющим здорового образа жизни относятся эколого-гигиенические условия, правильное питание, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальный двигательный режим, адекватная особенностям здоровья каждого ребенка система закаливания. При этом каждый из компонентов здорового образа жизни является своего рода «мини-системой» с обязательными правилами выполнения [21, с. 21].

Таким образом, как видно из вышеприведённых определений, в структуре здорового образа жизни принято выделять:

− системные знания и представления у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни;

− практическая реализация системы знаний в привычках и поведении;

− осознанное ценностное отношение к своему здоровью и окружающим.

Схематически структура ЗОЖ представлена на рисунке 1:



Компоненты ЗОЖ

Знания и представления о ЗОЖ
Ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
Привычки и поведение

 

 


Рисунок 1.2 – Структура здорового образа жизни

Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

В старшей группе детского сада задачами образовательной области «Физическая культура» являются:

− обеспечение высокого уровня здоровья детей;

− развитие навыков здорового образа жизни;

− воспитание физической культуры личности [22, с. 361].

Задачами развития воспитанника в деятельности являются:

− оздоровительные: расширять диапазон адаптационных возможностей функциональных систем организма (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, нервная, дыхательная) в процессе увеличения объема, интенсивности и разнообразия физических нагрузок;

− образовательные: целенаправленно формировать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость), содействовать постепенному освоению техники движений, совершенствовать умение переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную двигательную и игровую деятельность;

− воспитательные: формировать качества личности, необходимые для сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; приобщать к идеям олимпийского движения через развитие избирательного интереса к определенному виду упражнений и спортивных игр [22, с. 364].

У старших дошкольников формируют представления о том, что:

1. красивым и здоровым тело делают физические упражнения и отдых, полезная пища, свежий воздух и чистота;

2. о значении рационального питания для здоровья человека;

3. о пользе закаливания для здоровья [22, с. 365].

Умения:

− внимательно относиться к своему здоровью (правильно одеваться, положительно относиться к профилактическим осмотрам, прививкам);

− замечать и самостоятельно ликвидировать беспорядок в своем внешнем виде;

− без напоминания взрослого перед едой быстро и чисто мыть руки и лицо, самостоятельно мыть в ванной свое тело (намыливать и смывать водой), перед сном самостоятельно мыть ноги; готовить постель ко сну и убирать ее после сна;

− после еды полоскать рот (или чистить зубы), мыть свой стаканчик; причесываться;

− обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным;

− ощущать свое самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте обращаться к воспитателю, помощнику воспитателя;

− совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них [22, с. 365-366].

Таким образом, под здоровым образом жизни понимается система поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. Здоровый образ жизни − это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, когда обеспечивает ему хорошее здоровье. Исследования по проблеме формирования основ здорового образа жизни позволяют определить сложный системный характер феноменологии здоровья, обозначить основные направления и формы формирования здорового образа жизни у дошкольников, обеспечивающие закрепление знаний и их реализацию в поведении детей.

Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

 


 








Date: 2015-07-17; view: 3632; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию