Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовой потенциал общества как объект социологического анализаЦентральной проблемой исследования правового потенциала можно считать выявление условий, форм функционирования и возможностей, которыми обладает право во влиянии на общественные отношения и, в свою очередь, определение тех параметров, которые показывают зависимость правового потенциала от определенных существующих в обществе правового порядка и субъективных образов права. Отталкиваясь от типичной для социологии XIX века идеи конструирования двух типов общества, можно сказать, что правовой потенциал реально проявляется только в обществе органической солидарности. Так как солидарность, господствующая в неразвитых домодерновых обществах (механическая) определяется сходством, подобием, социальной профильностью индивидов и не связана с правом, которое выходит, по мысли Э. Дюркгейма, на взаимозависимость, на функциональную зависимость между силой социальной связей, характерных для того или иного вида солидарности, и интенсивностью, определенностью коллективного сознания. Главной чертой правового потенциала выступает функциональность, способность влиять на состояние социальной солидарности. Поскольку люди в обществе выполняют частные функции, происходит размытие общественного сознания, которое функционально дифференцируется в такой степени, что ни мораль, ни обычаи, ни традиции не в состоянии способствовать интеграции сложной общественной системы. Когда Э. Дюркгейм говорит о том, что органической солидарности соответствует реститутивное право, функция которого состоит в восстановлении прежнего порядка вещей, приведение нарушенных отношений к их нормальной форме, имеется в виду, что право возмещает «слабость» коллективного сознания и ориентировано на повышение определенности поведения индивидов, связанное с тем, что социальные ожидания, так или иначе, основываются на применении правовых норм как норм социального доверия. В классической социологии с правовым потенциалом связываются возможности ухода от социальных (классовых) конфликтов. Пути преодоления общественных патологий связываются с естественным развитием правового потенциала, с взаимоотношениями личности и общества таким образом, чтобы признавался баланс интересов всех сторон. Конечно, правовой потенциал, как предписывающая категория, не включает критерии дифференциации права в обществе, отношение к праву различных социальных групп и слоев, для которых отклонение от права является не исключительной и нормой исключения. Решение проблемы правового потенциала связано, в некоторой степени, с идеализацией права и ориентированностью на то, что необходимо создать условия для реализации правовых норм как ориентированных на функционирование общества в нормальных условиях, предупреждение социальных патологий.
|