Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) факторы, создающие условия для возникновения потребности смысла жизни
В качестве первого фактора рассмотрим описанное Мазуркевичем свойство личности, в ходе своего развитиясоздающее возможность возникновения потребности смысла жизни как наиболее характерной особенности человека. Этим свойством является интропсихизация, развитие которой, по Мазуркевичу, представляется следующим образом. Ребенок от рождения не обладает собственной психической активностью. «Собственной активности маленького ребенка в состоянии бодрствования, то есть его собственной жизни, независимой от органических или чувственных раздражителей, действующих в данную минуту, в общем, еще не существует. Эти стимулы могут лишь способствовать ее пробуждению» (1955, стр. 63). [40] Однако со временем (приводится пример девочки Оси в возрасте 25 месяцев) начинают появляться черты, которые не находятся в непосредственной связи с обычными ощущениями и являются отражением собственной активности ребенка, имеющей характер «...самостоятельной акции, а не реакции на наблюдаемые предметы... можно было бы сказать, что в определенные минуты Ося играет со своими запасами памяти, как в других случаях играет с куклой» (там же, стр. 86). Таким путем начинает проявляться новое психическое свойство ребенка, которое постепенно проходит через все более высокие фазы развития, давая ему возможность сохранить необходимую дистанцию по отношению к окружающей среде. Я не буду здесь приводить подробные выводы Мазуркевича, касающиеся эволюции «интропсихических дина-мизмов». Для наших целей достаточно утверждения, что человек в ходе развития личности достигает состояния, когда внешние раздражители почти перестают непосредственно вызывать его реакции, и в то же время чрезвычайно усложняется механизм опосредованных процессов: мышления, воображения, планирования, самоконтроля и т. д., что схематически можно представить следующим образом: Маленький ребенок: S—p—R; Старший ребенок: S—р1,р2,р3...рn-R,
где S — раздражитель; р — опосредованный процесс и R — реакция.
В этом отношении у старшего ребенка R зависит больше от р, чем у младшего ребенка, и даже возможна ситуация, когда R будет зависеть больше от p, чем от S. Благодаря этому отрыву от непосредственного сенсорного контроля (Хебб, 1958, стр. 48) становится возможным обобщение в воображении событий в их исторической связи, планирование и создание своей будущей среды. Разум таким образом получает условия для оперирования столь абстрактными понятиями, как «бытие», «смысл», «бесконечность», «идея». Можно, следовательно, считать, что появление интропсихизации создало также наиболее общие, формальные условия, дающие возможность поставить вопрос о смысле жизни. Рассмотрим другой элемент, играющий существенную роль в формировании потребности смысла жизни, а именно интроспективностъ. В ходе наблюдения за ребенком легко установить, что, несмотря на прогрессирующее развитие интропсихизации, его настрой и далее имеет характер главным образом экстроспективный (см. Блаховский, 1917). Ребенок настраивается только на наблюдение внешних предметов, и именно Блаховский впервые высказал предположение, что это есть первичная «наивная» настройка в отличие от интроспективной настройки, которая, по его мнению, является чем-то вторичным. В связи с этим содержание сознания ребенка также имеет характер исключительно экстроспективный. [41] Ребенок интересуется только своим окружением. О себе он знает только то, что ему скажут, и только спонтанно, при случае интересуется этим; не побуждаемый искусственно, он ограничивается простейшими объяснениями. Правда, уже в возрасте около четырех лет следует открытие, что он является чем-то отличным от окружающего мира, но умственный уровень, степень развития интропсихизации и способности к иптроспекции не дают еще возможности заняться проблемами собственного я. Благодаря этому ребенок может обладать, как отметил Шуман (1934), «простой и невозмутимой верой в существование как факт, объясняющийся сам по себе». Однако, когда ребенок приближается к уровню умственного развития, [42] необходимому для проведения интроспекции, появляется новый объект наблюдения — он сам, его собственный субъективный мир. Экетрослективное сознание начинает дополнять интроспективное, что представляет собой новую черту личности, которую можно было бы назвать интроспективностью. Я хотел бы отметить, что интроспективность в этом понимании отлична от интраверсии, [43] которая может проявляться уже у очень молодых шизоидов. Под интроспективностью я понимаю способность к самоанализу и реф-лекции и, следовательно, способность принимать во внимание себя и свои переживания как равноправные элементы при формулировании определенного мотива.
Date: 2015-07-17; view: 419; Нарушение авторских прав |