Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминология музейного делаАрхитектурно-художественное решение экспозиции - художественное проектирование и осуществление объемно - пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. Ассоциативность музейного предмета - проявление свойства экспрессивности. Оно заключается в том, что вызывает у зрителя эмоциональные переживания на основе каких-либо ассоциаций. Атрибуция - исследовательское определение музейного предмета, включающее в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему. Такие исследования позволяют выявить присущие данному предмету его основные признаки: материал, форму, устройство, размер, способ изготовления, стиль, время и т. д. Аттрактивность - способность музейных предметов привлекать внимание. Это свойство, которое обусловлено их трехмерностью, разнообразием форм, цветом, фактурой, размерами. Виды деятельности музея - комплектование фондов, научные исследования, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и образовательно-воспитательная деятельность. Документирование - процесс, связанный с познанием различных сторон жизни окружающего мира. В ходе его выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Цель документирования - достижение адекватного соотношения между явлением (событием, фактом) и документами - свидетельствами этого явления, отобранными в музей. Дублетный фонд - часть коллекционного фонда, которая состоит из определенного нормативными документами числа экземпляров, полностью идентичных предметов. Принадлежность предметов основного фонда к д. ф. фиксируется при помощи карточек. Дублетный фонд в основе своей формируется из типовых предметов.
ИКОМ - Международный совет музеев. Основан в ноябре 1946 г. в Париже по инициативе США, который стал его первым президентом. ИКОМ является международной неправительственной, профессиональной организацией, объединяющий музеи и музейных работников. Состоит из индивидуальных и коллективных членов. ИКОМ России создан в 1957 г. В настоящее время объединяет 300 индивидуальных и коллективных членов - музеев и музейных работников России. Входит в авторитетную неправительственную организацию под эгидой ЮНЕСКО - международный совет музеев - как национальная ассоциация, призванная содействовать развитию международных музейных связей, и оказывать поддержку музейному сотрудничеству знаний и эмоций, их критический анализ. Информативность - способность музейного предмета выступать в качестве источника сведений о явлениях культуры, природы, об исторических событиях и т. д. Исследование в музее - особая форма музейной деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало. История музейного дела изучает причины возникновения «музейной потребности», происхождение и исторический опыт всех форм общественных и культурных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, организацию музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников. Классификация - деление всего объема музейных предметов на группы по признакам родства и различия. Климатология музейная - определенный режим хранения в музейном фонде. Его целью являются контроль и обеспечение при хранении и экспонировании музейных предметов и научно-вспомогательных материалов такой температуры и влажности воздуха, которые бы максимально задерживали их естественное старение. Коллекционный фонд - часть основного фонда музея, включающая музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном экземпляре, и по одному, лучшему из имеющихся в нескольких экземплярах. Принадлежность предметов основного фонда к коллекционному фонду фиксируется при помощи карточек. Комплектование (или музейное документирование) – специфическая деятельность, заключающаяся в планомерном и систематическом накоплении свидетельств развития природы и общества. К. проводится музейными методами, а результатом его являются музейные фонды. Консервация - сохранение музейных предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов. Маркетинг в музее - комплексное изучение рынка, планирование спектра предлагаемых услуг и осуществление реализации программ взаимодействия музея с обществом. Менеджмент в музее - процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материалов и человеческих ресурсов музея для достижения стоящих перед ним целей. Музееведение - общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов; музейное дело; музей как общественный институт; его социокультурные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях. Музей - особое научно-культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями и использующиеся в научных и культурных целях. Музейная выставка - вид временной музейной экспозиции (в отличие от постоянной). Выставки - стационарные и передвижные посвящаются актуальным вопросам современности: значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, выдающимся личностям прошлого и настоящего. Музейная коллекция - совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое. Музейная педагогика - область научного знания и построенной на его основе научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Музейное источниковедение - познание музейных предметов с целью создания целостного представления о них как историко-культурных ценностях. Музейное собрание - совокупность коллекций, принадлежащих одному музею. Музейность - понятие, связанное со специфическим отношением человека к действительности, которое проявляется в стремлении к приобретению, сохранению и использованию объектов (материальных свидетельств развития природы и общества), выступающих носителями ценности социокультурного характера. Музейный педагог - лицо, профессионально занимающееся образовательно-воспитательной деятельностью в музее. Музейный предмет - извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Музейный предмет является носителем социокультурной и естественно-научной информации - аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния. Музейный фонд - совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в музейный фонд предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее, учреждении. Научная концепция музея - всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации. Научная работа в музее - деятельность с использованием научных методов. Поскольку музей является многофункциональным учреждением, то и его научные исследования носят многосторонний и комплексный характер. Музеи ведут научные исследования как в области музееведения, так и в области профильных наук. Научно-вспомогательные музейные материалы - под ними понимают входящие в фонды хранения предметы, не обладающие свойствами музейных предметов, но помогающие их изучению и экспонированию. Научные инвентари - юридические документы (акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации), специально разработанные для осуществления юридической охраны музейных фондов. Обменный фонд музея - совокупность непрофильных музейных предметов, предназначенных для межмузейного обмена. Основной фонд музея - музейные предметы, которые составляют основу собрания и на базе которых развертывается вся его деятельность. Отбор - часть процесса документирования. Он заключается в том, что объекты реального мира - носители музейности - в процессе документирования должны быть опознаны и отобраны, т. е. изъяты из первоначальной, естественной среды бытования. Отбор предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на профильно-научные исследования. Теория документирования научно обосновывает критерии отбора и методику музееведческого исследования действительности. Открытое хранение фондов - система хранения, позволяющая сделать доступным для обозрения каждый из находящихся в фондохранилище предметов. Оценка (музейная) - суждение о ценности предмета. О. зависит от избранных критериев и заключается в выявлении отношений, объективной стороной которых выступают качественные характеристики предметов (их информационный потенциал), а субъективной - потребность в информации и эмоциональном воздействии, оказываемом данным предметом на музейных сотрудников и посетителей. Подлинность музейного предмета - доказательство соответствия всех признаков музейного предмета, находящихся в неразрывном единстве. У предмета, который не является подлинником, это единство нарушено. Предмет исследования - определенный круг закономерностей, отражающих профиль, сферу интересов, гносеологические задачи науки. Предмет музееведения - круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, а также к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела. Предмет музейного значения - предмет реального мира, который прошел процесс музейной оценки его социокультурного значения. Предмет реального мира - вещественный источник, функционирующий в естественной среде бытования и выполняющий утилитарную функцию. Реставрация - восстановление облика музейного предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений. Свойства музейного предмета - совокупность характеристик, обусловливающих различия или сходства одного предмета с другими, что создает новое специфическое качество: обладающий ими предмет является музейным. Свойства музейного предмета лежат в основе его отбора в музейное собрание. Систематизация - группировка имеющихся музейных предметов с целью определения ценности и места предмета в музее. Состав фондов музея - специальная организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а также определяющая юридическое положение музейных предметов. Среда (музейная) - место бытования музейного предмета, где созданы необходимые условия для максимального влияния его на человека в музее. Теория документирования изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и выступающих элементами исторической памяти. Таким образом, проявляется документационный подход к реальности. Теория документирования научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности. Теория музейной коммуникации исследует музей как один из коммуникационных институтов, который не только концентрирует, обобщает и распространяет информацию, но и самостоятельно продуцирует ее на базе музееведческих исследований. Данная теория изучает специфику передачи информации, в основе которой лежат музейные предметы. Музейная коммуникация рассматривается как многоплановая, ее основным каналом является экспозиция. Уникальный музейный предмет - предмет, существующий в настоящее время в единственном или очень ограниченном числе и обладающий особой научной и социокультурной ценностью. Учет музейных фондов - направление фондовой работы, обеспечивающее сохранность приобретенных музейных предметов и фиксирующее в специальных документах их принадлежность к государственной собственности, т. е. осуществляющие их юридическую охрану. Учетная документация - научно-охранные материалы (документация), содержащие полную информацию о музейных предметах, полученную извне или в ходе музейных исследований. Физические свойства музейных предметов - форма, размер, вес, цвет предмета, материал, из которого он изготовлен. Фондовая работа - одно из направлений деятельности музея, целью которой является создание оптимальных условий для сохранения, исследования и использования музейных предметов, а также проведение изысканий в области истории материальной и духовной культуры, разработка теории и методики фондовой работы. Функции музейного предмета - система отношений музейных предметов между собой. Музейный предмет в музейном пространстве не выступает сам по себе, а взаимодействует с другими предметами. К функциям музейного предмета относятся: моделирование действительности, коммуникативная и научно-информационная функции. Хранение музейных фондов - направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения. Экспозиция (музейная) - основная форма музейной коммуникации. Она реализуется путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
|