Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Герменевтический подход к праву
В современной российской юридической литературе предпри-нимаются попытки представить герменевтику в качестве очеред-ного универсального средства познания, способного «расширить» самые узкие места правовой науки, поднять ее на новый уровень, решить все проблемы, перед которыми спасовал некогда всесильный диалектико-материалистический метод. Основоположники этого направления Э. Гуссерль и М. Хайдеггер, их последователи Г. Гадамер, Г. Риккер и др. рассматривают процесс понимания (толкования) текста как единственно возможный способ познания действительности. Понимание для них предстает универсальной формой жизни человека, экзистенциональным бытием.
Глава 23. Методология метатеоретических исследований
Разделяя и развивая основные идеи герменевтики, А. И. Ов-чинников в работе «Правовое мышление в герменевтической па-радигме» признает, что «юридическая герменевтика представляет собой именно тот подход к праву, который отвечает идеологиче-ским потребностям настоящего времени: остановить «коррозию» общественной структуры, разъедаемую радикальным индивидуа-лизмом (эгоизмом) и духовно-нравственным нигилизмом «обще-ства потребления», не позволяющим преодолеть многочисленные проблемы гуманитарного характера»1. Далее этот автор низводит научное познание до уровня обыденного. Традиционное теоретическое исследование права объявляется им исследованием с заведомо негодными познавательными мето-дами, разработанными представителями естественных наук (ана-лизом и синтезом, дедукцией, индукцией и др.) и неспособными раскрыть сущность социальных, в том числе и правовых явлений. А потому в правоведении происходит «методологическая пере-оценка возможностей прежней эпистемологии и парадигмы пра-вового мышления, осуществляется поворот к социокультурным, иррациональным, экзистенционально-герменевтическим пара-метрам правовой жизни общества и человека»2. В ходе методологической революции предполагается традици-онные процедуры, связанные с познанием истины, заменить гер-меневтическими процедурами понимания, интерпретации и ин-туиции. При этом настойчиво внедряется тезис о том, что «пра-вовое мышление профессора юриспруденции отличается от правового мышления обычного человека лишь более обоснован-ными рационально-дискурсивными надстройками ценностных предпочтений». В основе же теоретического правового мышления лежит отнюдь не философское, мировоззренческое знание, как утверждают маститые правоведы, а самое что ни на есть «по-вседневное знание права»3. Соответственно и «объяснительная функция правового мышления в отличие от объяснения в естест-венных науках заключается в систематизации правовых знаний, приведении их в целостную, непротиворечивую систему»4. Одно-временно отрицается объективный характер правовых понятий и категорий. 1 Овчинников А. И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Рос тов н/Д, 2002. С. 259. 2 Там же. С. 33. 3 Там же. С. 61, 73. 4 Там же. С. 173.
432 Раздел V. Методология теоретических и метатеоретических исследований Как полагает А. И. Овчинников, оперирование правовыми ка-тегориями и понятиями имеет сугубо конвенциональный харак-тер. Так, по его мнению, результаты исторического познания на-прямую «зависят от индивидуального понимания понятий, кото-рыми оперирует ученый». Феодализм обнаруживается на Руси не потому, что он действительно был, а потому, что ученый своеоб-разно интерпретирует понятие «феодализм». Конвенциональность признается необходимым компонентом свободного выбора поня-тийного аппарата, который делается каждым современным уче-ным перед тем, как он приступит к собственно научному творче-ству. Между тем, полагает А. И. Овчинников, конвенциональность в виде письменного или устного соглашения коллектива ученых о том, как следует понимать и применять те или иные категорию, понятие, не существует. По крайней мере, такие соглашения юридической общественности не известны1. Герменевтика с ее оригинальными, но недостаточно обосно-ванными претензиями на новую философию социального позна-ния, как мы видим, ничего позитивного правовой науке дать не может, скорее, заводит ее в тупик, чем выводит на новые горизон-ты познания. Поэтому и результаты конвенционального исполь-зования А. И. Овчинниковым понятийного и методологического арсенала данной теории не дали тех позитивных результатов, ко-торые автор хотел бы получить в процессе исследования проблем правового мышления. Аргументы, которые приводит А. И. Овчинников в обоснование тезиса об отсутствии в социальной, в том числе правовой, сфере объективных законов, несостоятельны. Он переоценивает возможность законов природы действовать чуть ли не автоматиче-ски, при любых ситуациях. Между тем все законы природы, по-добно социальным законам, действуют при наличии строго опре-деленных условий. Этот факт является общеизвестным специали-стам в области физики, химии и других естественных наук. Констатируя обусловленность объективных законов конкретными обязательными условиями, Ф. Энгельс отмечал, что «вода при температуре от 0 до 100 °С жидка — это вечный закон природы. Но чтобы он имел силу, должны быть налицо: 1) вода, 2) данная тем-пература и 3) нормальное давление... Законы метеорологии тоже вечны, но только для Земли или же такого небесного тела, которое обладает величиной, плотностью, наклоном оси и температурой См.: Овчинников А. И. Указ. соч. С. 40,41.
Глава 23. Методология метатеоретических исследований 433 Земли, и при предположении, что это тело окружено атмосферой из такой же смеси кислорода и азота»1. С усложнением сферы действия законов возрастает число обя-зательных условий, при которых они проявляют себя. В обществе как наиболее сложной форме движения материи весьма редко воз-никают ситуации, когда налицо все необходимые для действия со-ответствующего закона условия. Поэтому действие социальных законов не проявляется столь же очевидно и бесспорно, как в нау-ках о неживой природе. Социальные законы не действуют с мате-матической точностью, как законы физики или химии, а проявля-ются в виде тенденции, предрасположенности определенных со-бытий, явлений, процессов к определенному результату. Такой результат в каждом отдельном случае может быть, а может и не быть. Лишь взяв большие исторические периоды развития обще-ства, можно увидеть, как действуют социальные законы, каким образом они определяют содержание и динамику соответствую-щих явлений и процессов. Не препятствует действию социальных, в том числе правовых, законов волевой характер действий лиц. Многообразие и уникаль-ность отдельных событий и действий лишь затрудняют выявление присущих им общих признаков, связей, но отнюдь не отменяют их. Об этом убедительно свидетельствует такая наука, как социальная статистика, призванная выявлять общее, устойчивое в со-вокупности единичных и неповторимых фактов. Данная наука блестяще справляется с этой задачей и по праву признается одним из самых могущественных орудий социального познания. Статистика опирается на закон больших чисел, согласно ко-торому при наблюдении достаточно большого числа единичных событий, фактов взаимно погашается влияние уникальных, второ-степенных, случайных факторов и обнаруживаются общие, устой-чивые, существенные черты, признаки и связи. Познание же об-щего, устойчивого обеспечивается применением всей развитой системы методов статистического анализа. Это методы группи-ровки, средних величин, индексов, корреляционного анализа, ди-намических рядов и др. Следовательно, чтобы доказать отсутствие в мире единичных и уникальных социальных явлений, событий общего и закономер-ного, А. И. Овчинникову и другим адептам герменевтики нужно обосновать не больше и не меньше как научную несостоятель-ность социальной статистики и основанных на ней положений 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 553.
434 Раздел V. Методология теоретических и метатеоретических исследований экономических, политических, правовых и иных наук. Поскольку убедительных аргументов по этому вопросу данными авторами не представлено, то субъективные подозрения в отсутствии объек-тивных законов в социальной сфере остаются личным делом этих авторов, не способных подняться на уровень подлинно научного знания даже в форме гипотезы. Равным образом степень объективности правовых понятий не зависит от количества признающих их ученых в порядке конвен-ции или стихийно. Например, все ученые Средневековья едино-душно верили в то, что Солнце вращается вокруг Земли, а алхимия является действительной наукой. Однако эти несоответствующие действительности конвенциональные утверждения неизбежно были опровергнуты дальнейшим ходом развития науки. Объективность научных знаний определяется другим критерием — соответствием понятия отражаемой реальности, явлениям и процессам. В материалистической теории права, которая рассматривает объективность в качестве атрибута понятий, ориентирует ученых на поиск и обоснование объективных понятий, а также снабжает их методами, обеспечивающими получение таких понятий, понятийный аппарат более полно и точно отражает политико-правовые реалии, нежели система правовых понятий герменевтики, отрицающей их объективный характер. Адептам герменевтики неизбежно приходится заниматься фор-мулированием объективных понятий, иначе невозможно придать своим экзерсисам научную значимость, включить их в систему действительных научных знаний. Однако эту необходимую про-цедуру теоретического познания им приходится проделывать ук-радкой, стыдливо, поскольку подобные результаты противоречат методологическим принципам их теории. Таким образом, А. И. Овчинникову не удалось отыскать убеди-тельных аргументов в пользу отсутствия у правовых понятий и категорий атрибута объективности. Герменевтический круг, будучи основным орудием познания данной науки, ориентированным на отрицание объективного характера правовой науки, на деле представляет собой теоретический и методологический тупик, не предполагающий никаких перспектив для дальнейшего развития ни правовой науки, лишенной объективной закономерной основы; ни правовой практики, лишенной действенной помощи правовой науки; ни для активно действующего ученого-юриста, который согласно герменевтике должен больше доверять собственному правовому опыту, нежели накопленным человечеством теоретиче-
Глава 23. Методология метатеоретических исследований
ским знаниям. Герменевтика как метод толкования письменных текстов может применяться плодотворно лишь как метод толко-вания письменных источников в конкретных социальных либо исторических исследованиях, а также на стадии толкования норм права. Герменевтика (от греч. hermeneutics – разъясняющий, истолковывающий) - теория и методология исследования общества, человека, культуры, выдвигающая в качестве основного способа познания интерпретацию и понимание смыслового содержания различных социально-гуманитарных феноменов. Герменевтику рассматривают как специфически социально-гуманитарный метод познания, поскольку, выдвигая метод понимания как основной, она тем самым утверждает специфику таких объектов как общество, человек, культура, демонстрирует, что это объекты особого рода – «смыслосодержащие» объекты. Основные значения термина «герменевтика», утвердившиеся в современном социально-гуманитарном дискурсе, можно свести к следующим: искусство выявления смыслов и значений знаков, теория и общие правила толкования текстов, философское учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации. Герменевтика неоднородна. Принято выделять специальную – юридическую, теологическую, историческую и т.д. герменевтику, разрабатывающую правила интерпретации принадлежащих к той или иной сфере знания текстов; и универсальную герменевтику, систематизирующую методологию интерпретации и понимания любых текстов безотносительно к их дисциплинарной принадлежности. Представители герменевтической традиции Г. Гадамер и П. Рикер полагали, что невозможно формализовать интерпретационные принципы герменевтики. Тем не менее, техника истолкования текстов может быть представлена в обобщенном виде. Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры синергетического метода. Исходное положение герменевтической теории: общество, человек, культура – объекты особого рода, «смыслосодержащие объекты», т.е. объекты, обладающие смысловым содержанием. Смысл понимается как закрепленное в опыте человека семантическое значение тех или иных явлений, предметов, процессов и мира в целом. В герменевтике смысл рассматривается как порождающая основа социальных, культурных и антропологических явлений, процессов. Представление об обществе, культуре и человеке как «смыслосодержащих объектах» дает основание обозначить эти объекты как Тексты. Герменевтика определяет предмет своего исследования как Текст. Текст понимается широко – им могут быть любые артефакты, общество, культура, деятельность человека. Таким образом, в герменевтике осуществляется текстуализация социально-культурной реальности, сама эта реальность предстает как текст. Основные процедуры герменевтического анализа – понимание и интерпретация. Интерпретация (лат. interpretatio – толкование) – есть процесс раскрытия смыслов, заключенных в тексте как предмете исследования. Интерпретация - достаточно свободный творческий акт, вследствие этого герменевтическая парадигма характеризуется терпимостью к множественности результатов интерпретации. В герменевтике сложились две точки зрения относительно сущности интерпретационного процесса: согласно первой, интерпретация есть реконструкция авторских смыслов, их обнаружение в исследуемом объекте; согласно второй - интерпретация есть конструирование собственного смысла в результате развертывания имманентной логики текста, который рассматривается как относительно самостоятельная по отношению к его творцу данность. Интерпретация может быть объективированной – грамматической, направленной на выявление смыслов с позиций той или иной традиции и субъективированной - психологической, ориентированной на постижение мыслительного процесса автора текста. Интерпретация - средство достижения понимания, которое представляет собой усвоение смысла текста. Выделяют два вида понимания: интуитивное и дискурсивное. Первый соответствует полному непосредственному схватыванию смысла, посредством дивинации – догадки. Второй предполагает достижение понимания текста как целого в результате последовательного смыслового анализа его частей, сопоставления частных и общих значений. Герменевтический методологический стандарт характеризуется такой особенностью как утверждение дихотомии естественных наук и наук о человеке, культуре и обществе. В естественных науках или науках о природе главной процедурой, в представлении сторонников герменевтической парадигмы, является объяснение, направленное на выявление природных закономерностей, лежащих в основании того или иного явления природы. В науках о культуре, обществе и человеке такой процедурой должно быть понимание, фокусирующее внимание исследователя не на общих закономерностях, лежащих в основании социокультурных явлений, но на уникальных смыслах, вложенных в них людьми – создателями этих явлений. Специфической особенностью герменевтического метода является его диалоговый характер. Понимание предполагает диалог автора и интерпретатора. Интерпретация неотделима от процедуры эмпатии, суть которойзаключается в том, что исследователь ставит себя на место автора – создателя исследуемого объекта, вживается в объект исследования и таким образом пытается понять смыслы, заключенные в нем. Понимание текста достигается в результате проникновения в духовный мир автора и повторения акта его творчества. Таковое, с позиций герменевтики возможно лишь при условии конгениальности – соразмерности духовных потенциалов автора и интерпретатора. Один из принципов герменевтики - принцип «лучшего понимания» - базируется на идее, согласно которойсовременный исследователь должен понимать текст и мир его автора лучше, чем сам автор понимал себя и свое собственное творение, поскольку многие моменты, которые были для автора бессознательными, для исследователя должны стать сознательными. Принцип «понять автора лучше, чем он сам понимал себя» ориентирует интерпретатора на видение невидимого, нележащего на поверхности, превращение бессознательных импульсов творческого процесса в достояние знания. Интерпретация и понимание текстов обеспечиваются особыми методологическими средствами, главным из которых является герменевтический круг. Герменевтический круг представляет собой особую, соединяющую индукцию и дедукцию, анализ и синтез систему логических процедур. Суть движения по кругу заключается в постоянном разрешении смыслового противоречия между частью и целым, между частным и общим, между второстепенным и главным, между текстом и контекстом, между пред-пониманием и пониманием. Понимание имеет круговую структуру: целое понимается через части, а часть через целое; текст понимается через контекст, а контекст через текст, субъект познает себя через других, но других понимает через себя, постигая традицию интерпретатор сам находиться внутри нее. Наличие широкой исследовательской свободы дает основание ставить под сомнение статус герменевтики как научной методологии. Главное обвинение, которое выдвигается оппонентами герменевтики – это отсутствие строгости, точности, единообразия интерпретации, интерпретационный произвол, допускающий неограниченную свободу толкований. Необходимость обоснования герменевтики как метода делает актуальным определение критериев ее научности и истинности. В рамках герменевтической парадигмы в качестве таких критериев выдвигаются: критерий всеобщности, утверждающий идею смысловой общности людей, обеспечивающей их взаимопонимание; и критерий компаративности, позиционирующий сравнение как путь преодолении конфликта интерпретаций. Date: 2015-07-17; view: 2313; Нарушение авторских прав |