Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научная теория и ее структура
Теоретическое знание есть результат деятельности не рассудка, а такой конструктивной части сознания как разум. Как справедливо подчеркивает В.С. ШвыревЗ, деятельность разума направлена не во вне сознания, не на его контакт с внешним бытием, а внутрь сознания, на имманентное развертывание своего собственного содержания. Сущность деятельности разума может быть определена как свободное когнитивное творчество, самодостаточное в себе и для себя. Наряду с интеллектуальной интуицией основной логической операцией теоретического мышления является идеализация, целью и результатом которой является создание (конструирование) особого типа предметов — так называемых «идеальных объектов». Мир (множество) такого рода объектов и образует собственную онтологическую основу (базис) теоретического научного знания в отличие от эмпирического знания. Научная теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Эта мысль была с свое время подробно и убедительно раскрыта в книге Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, Е.Н. Никитина «Теория и ее объект»4. Геометрическая точка, линия, плоскость и т. д. — в математике; инерция, абсолютное пространство и время, абсолютно упругая, несжимаемая жидкость, математический маятник, абсолютно черное тело и т. д. — в физике; страты общества, общественно-экономическая формация, цивилизация и др. — в социологии; логическое мышление, логическое доказательство и т. д. — в логике и т. д. Теория познания Проблема познания мира, научное познание. Термин «теория познания» ввёл в философию шотландский философ Джон Феер 1854г. 13. Предмет теории познания - единство и многообразие видов познания. Качественные отличия научной теории познания от всех других теорий. Не следует смешивать познание вообще с теорией познания. По тому, что познанием занимается практически любая наука. Теория же познания изучает знание под особым углом в плане соответствия любого знания объективной реальности. По этому в центре теории познания выступает прежде всего требования и нормы достижения истинного знания. Проблема теории познания сводится к рассмотрению ряда вопросов. Наиболее главные из них это следующие вопросы: 5. Что такое познание? 6. По каким законам развивается наше знание? 7. Что мы достигаем в процессе познания? 8. Какие пути ведут к познанию истины? 9. В каких формах осуществляется процесс познания? 10. Какие критерии истинности знания? В истории философии существовали различные теории познания. Эти теории по разному решали основные проблемы познания. Прежде всего, надо отметить идеалистические концепции познания, которые в конечном счёте отрицают объективное содержание научного знания. Они исходят из того, что содержание научного знания зависят от субъекта познания и определяется этими субъектами. Так например считают представители субъективного идеализма. Другая точка зрения на процесс познания представленная объективным идеализмом, которая утверждает, что содержание знания зависит от мировой идеи. Ярким представителем является Гергий Гегель. По своей природе, точка зрения Гегеля на познание исходит из того, что человек в своей познавательной деятельности вынужден считаться с существованием объективной идеей «Демиургом». И в этой связи он считал, что мы в мире познаём его мыслительного содержания. Хотя Гегель не был агностиком, таким образом идеалисты отрицают связь познания с определёнными сферами социальной действительности в которой находится человек, с практическими задачами, которые определяют познавательный процесс. В то время как в действительности именно материальная жизнь людей ставит перед познанием определённые задачи, ровно как и создаёт необходимые материальные предпосылки для их решения. Известно, что геометрия возникла в связи с потребностями измерять земельные площади, астрономия явилась результатом необходимости точного определения времени и места нахождения кораблей в море, механика началась как наука благодаря строительству разных сооружений и созданию машин. Всё это даёт основания считать, что познавательный процесс вообще всецело зависит и определяется материальными потребностями человеческого существования. И эти материальные потребности есть основной определяющий мотив познавательной деятельности. Эта точка зрения принципиально отличается от метафизической точки зрения, которая исходит из того, что основа познания образует чувственное восприятие. Основа познания следовательно понималась чисто созерцательно, т.е. человек познаёт мир, только постольку поскольку он воздействует на человека.
Научная теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Для идеального объекта в науке характерно: 1) Исходным пунктом движения мысли является эмпирический объект, его определенные свойства и отношения. 2) Само мысленное движение заключается в количественном усилении степени интенсивности «наблюдаемого» свойства до максимально возможного предельного значения. 3) В результате такого количественного изменения, мышление создает качественно новый (чисто мысленный) объект, который обладает свойствами, которые уже принципиально не могут быть наблюдаемы (безразмерность точки). Другой способ конструирования идеальных, чисто мысленных объектов — введение их по определению. Этот способ конструирования идеальных объектов получил распространение в основном в математике. Имеется два способа обоснования объективного характера идеальных объектов. А. Эйнштейн назвал их «внешним» и «внутренним» оправданием научной теории. Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практической полезности. Внутреннее оправдание идеальных объектов — их способность быть средством внутреннего совершенствования, логической гармонизации и роста теоретического мира, эффективного решения имеющихся теоретических проблем и постановки новых. Инструменталистский взгляд. Главной целью научных теорий является их способность экономно репрезентировать всю имеющуюся эмпирическую информацию об определенной предметной области. Эссенциалистская интерпретация. Идеальные объекты и научные теории также описывают мир, но сущностный, тогда как эмпирическое знание имеет дело с миром явлений. Как эссенциалистская, так и инструменталистская интерпретации теоретического знания имеют достаточное число сторонников.
Date: 2015-07-17; view: 1350; Нарушение авторских прав |