Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная теория и ее структура





Теоретическое знание есть результат деятельности не рассудка, а такой конструктивной части созна­ния как разум. Как справедливо подчеркивает В.С. ШвыревЗ, деятельность разума направлена не во вне сознания, не на его контакт с внешним бытием, а внутрь сознания, на имманентное развертывание свое­го собственного содержания. Сущность деятельности разума может быть определена как свободное когнитивное творчество, самодостаточное в себе и для себя. Наряду с интеллектуальной интуицией основной логической операцией теоретического мышления является идеализация, целью и результатом которой является создание (конструирование) особого типа предметов — так называемых «идеальных объектов». Мир (множество) такого рода объектов и образует собственную онтологическую основу (ба­зис) теоретического научного знания в отличие от эмпирического знания.

Научная теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе иде­альных объектов, их свойствах и отношениях. Эта мысль была с свое время подробно и убедительно раскрыта в книге Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, Е.Н. Никитина «Теория и ее объект»4. Геометрическая точка, линия, плоскость и т. д. — в математике; инерция, абсолютное пространство и время, абсолютно упругая, несжимаемая жидкость, математический маятник, абсолютно черное тело и т. д. — в физике; страты общества, общественно-экономическая формация, цивилизация и др. — в социологии; логиче­ское мышление, логическое доказательство и т. д. — в логике и т. д.

Теория познания

Проблема познания мира, научное познание.

Термин «теория познания» ввёл в философию шотландский философ Джон Феер 1854г.

13. Предмет теории познания - единство и многообразие видов познания. Качественные отличия научной теории познания от всех других теорий.

Не следует смешивать познание вообще с теорией познания. По тому, что познанием занимается практически любая наука. Теория же познания изучает знание под особым углом в плане соответствия любого знания объективной реальности. По этому в центре теории познания выступает прежде всего требования и нормы достижения истинного знания.

Проблема теории познания сводится к рассмотрению ряда вопросов. Наиболее главные из них это следующие вопросы:

5. Что такое познание?

6. По каким законам развивается наше знание?

7. Что мы достигаем в процессе познания?

8. Какие пути ведут к познанию истины?

9. В каких формах осуществляется процесс познания?

10. Какие критерии истинности знания?

В истории философии существовали различные теории познания. Эти теории по разному решали основные проблемы познания. Прежде всего, надо отметить идеалистические концепции познания, ко­торые в конечном счёте отрицают объективное содержание научного знания.

Они исходят из того, что содержание научного знания зависят от субъекта познания и определяется этими субъектами. Так например считают представители субъективного идеализма.

Другая точка зрения на процесс познания представленная объективным идеализмом, которая утвер­ждает, что содержание знания зависит от мировой идеи. Ярким представителем является Гергий Гегель. По своей природе, точка зрения Гегеля на познание исходит из того, что человек в своей познавательной деятельности вынужден считаться с существованием объективной идеей «Демиургом». И в этой связи он считал, что мы в мире познаём его мыслительного содержания.

Хотя Гегель не был агностиком, таким образом идеалисты отрицают связь познания с определёнными сферами социальной действительности в которой находится человек, с практическими задачами, кото­рые определяют познавательный процесс. В то время как в действительности именно материальная жизнь людей ставит перед познанием определённые задачи, ровно как и создаёт необходимые матери­альные предпосылки для их решения.

Известно, что геометрия возникла в связи с потребностями измерять земельные площади, астрономия явилась результатом необходимости точного определения времени и места нахождения кораблей в море, механика началась как наука благодаря строительству разных сооружений и созданию машин. Всё это даёт основания считать, что познавательный процесс вообще всецело зависит и определяется матери­альными потребностями человеческого существования. И эти материальные потребности есть основной определяющий мотив познавательной деятельности. Эта точка зрения принципиально отличается от ме­тафизической точки зрения, которая исходит из того, что основа познания образует чувственное воспри­ятие. Основа познания следовательно понималась чисто созерцательно, т.е. человек познаёт мир, только постольку поскольку он воздействует на человека.

 

Научная теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях.

Для идеального объекта в науке характерно:

1) Исходным пунктом движения мысли является эмпирический объект, его определенные свойства и отношения.

2) Само мысленное движение заключается в количественном усилении степени интенсивности «наблюдаемого» свойства до максимально возможного предельного значения.

3) В результате такого количественного изменения, мышление создает качественно новый (чисто мысленный) объект, который обладает свойствами, которые уже принципиально не могут быть наблюдаемы (безразмерность точки).

Другой способ конструирования идеальных, чисто мысленных объектов — введение их по определению. Этот способ конструирования идеальных объектов получил распространение в основном в математике.

Имеется два способа обоснования объективного характера идеальных объектов. А. Эйнштейн назвал их «внешним» и «внутренним» оправданием научной теории. Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практической полезности. Внутреннее оправдание идеальных объектов — их способность быть средством внутреннего совершенствования, логической гармонизации и роста теоретического мира, эффективного решения имеющихся теоретических проблем и постановки новых.

Инструменталистский взгляд. Главной целью научных теорий является их способность экономно репрезентировать всю имеющуюся эмпирическую информацию об определенной предметной области.

Эссенциалистская интерпретация. Идеальные объекты и научные теории также описывают мир, но сущностный, тогда как эмпирическое знание имеет дело с миром явлений. Как эссенциалистская, так и инструменталистская интерпретации теоретического знания имеют достаточное число сторонников.

 

Date: 2015-07-17; view: 1308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию