Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы приватизации
Способы приватизации предприятий путем продажи их по конкурсу или на аукционе Продажа по конкурсу – способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого объекта определяется на основе конкурсного отбора. Им становится победитель конкурса, предложение которого соответствует критерию, установленному продавцом государственного имущества. Применяется в тех случаях, когда от будущего собственника требуется выполнение определенных требований (условий конкурса) по дальнейшему использованию объекта. Условия конкурса определяются органами приватизации для каждого объекта с учетом его особенностей, например: - сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, профиля предприятия на определенный срок; - проведение природоохранных мероприятий; - сохранение или создание новых рабочих мест; - обеспечение безопасных условий труда; - финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия, в течение определенного срока. Критерии конкурса по продаже государственной собственности: - объем и эффективность обоснованных в бизнес-плане инвестиций, которые участник конкурса намерен использовать на развитие приватизируемого объекта (используется при продаже по конкурсу объектов, в развитии и повышении эффективности которых заинтересовано государство); - наивысшая цена, предложенная участником конкурса (применяют, когда существует необходимость соблюдения определенных требований при его эксплуатации). Продажа на аукционе – такой способ приватизации, при котором объекты государственной собственности продаются на открытых торгах. Покупателем объекта становится участник аукциона, предложивший за объект наивысшую цену. В зависимости от механизма проведения торгов различают аукционы: 1) на повышение цены («английский»). При этом продаются, как правило, действующие предприятия или другие объекты, представляющие интерес для потенциальных покупателей, в результате чего цена на торгах повышается. Покупателем становится участник аукциона, предложивший максимальную цену. Начальная цена при продаже объекта на аукционе принимается равной его оценочной стоимости, рассчитанной имущественным методом. 2) на понижение цены («голландский»). При этом продаются неиспользуемые или неэффективно используемые объекты. Если при объявлении стартовой цены нет желающих купить объект, цена снижается. В Республике Беларусь» при продаже объектов государственной собственности на аукционе с условиями покупателю могут предъявляться следующие требования: - сохранение назначения или профиля объекта приватизации; - сохранение или создание рабочих мест; - выполнение инвестиционных программ; - сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью. Продажа по конкурсу, на аукционе обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами приватизации. Она способствует формированию реального единоличного хозяина, особенно в том случае, когда объекты приобретаются физическими лицами. Эти способы обеспечивают равные права прямого участия в приватизации всем гражданам, как работающим, так и не работающим на данном предприятии. При продаже по конкурсу, на аукционе проходит одномоментная смена собственника, в результате чего ускоряются процессы перехода к рынку. Вместе с тем продажа по конкурсу, на аукционе требует наличия у покупателя большого количества денежных средств, что ограничивает участие в приватизации малообеспеченных слоев населения. Эти способы приватизации наименее предпочтительны для трудовых коллективов, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность юридического лица, созданного членами трудового коллектива, вследствие роста цены. Продажа по конкурсу и на аукционе ограничивает возможности участия в приватизации широкого круга граждан и не позволяет практически реализовать чековую приватизацию.
Преобразование предприятий в акционерные общества как способ приватизации. Процесс преобразования предприятий в открытые акционерные общества (разгосударствление предприятий) осуществляется в два этапа: учреждение акционерного общества и приватизация акций. На первом этапе имущество унитарных государственных и арендных предприятий передается в собственность вновь созданных акционерных обществ, которые становятся их правопреемниками. На втором этапе осуществляется продажа принадлежащих государству акций другим собственникам. В процессе реформирования государственных предприятий используются четыре модели формирования уставного фонда: 1. Акционерное общество с единым учредителем – государством; 2. Акционерное общество с участием кредиторов; 3. Акционерное общество с участием инвесторов; 4. Акционерное общество с участием кредиторов и инвесторов. При преобразовании арендного предприятия в акционерное общество наряду с государством учредителями являются все члены трудового коллектива, которые вносят в уставный фонд принадлежащие им вклады в имуществе арендатора, созданном за период аренды за счет чистой прибыли, направляемой на накопление. Этап учреждения акционерного общества завершается его регистрацией и регистрацией в установленном порядке его акций, после чего начинается этап приватизации акций. Первоочередное право приобретения акций на льготных условиях и обмена их на приватизационные чеки «Имущество» имеют члены трудового коллектива и приравненные к ним лица.
Методы оценки стоимости предприятий. Продажа предприятия при приватизации предполагает оценку его стоимости. Оценочная стоимость – стоимость, по которой предприятие может быть продано гипотетическому покупателю. Она служит для обоснования цены сделки в процессе приватизации. Оценочная стоимость зависит от множества факторов: стоимости имущества предприятия, структуры активов баланса, степени износа основных фондов, уровня прогрессивности применяемых оборудования и технологии, конкурентоспособности продукции, доходности предприятия, его финансового положения, конъюнктуры рынка и других. Для учета перечисленных факторов при определении оценочной стоимости предприятия используются три подхода: затратный, доходный и рыночный. В соответствии с затратным подходом оценочная стоимость предприятия определяется величиной затрат на создание его имущества. На таком подходе основан имущественный (балансовый) метод оценки стоимости предприятия. Доходный подход – предполагает, что оценочная стоимость предприятия зависит от величины доходов, которые оно принесет владельцу. Основополагающими принципами оценки стоимости предприятия с учетом его доходности являются полезность, замещение и ожидание. Принцип полезности означает, что предприятие обладает стоимостью только в том случае, если оно полезно какому- либо потенциальному собственнику, т.е. приносит ему доход или другие выгоды. Принцип замещения гласит, что максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой или стоимостью, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью (схожими риском, качеством, доходностью и т.п.). Этот принцип вытекает из возможности альтернативного приобретения инвестором других объектов, приносящих доход или иные выгоды. Полезность объекта собственности связана со стоимостью прогнозируемых будущих выгод предприятия, а также выручки от его последующей перепродажи. При этом доходность объекта зависит от величины, качества и продолжительности ожидаемого будущего потока доходов. Принцип ожидания предполагает установление текущей стоимости доходов или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения собственностью. В соответствии с рыночным подходом оценочная стоимость предприятия определяется на основе цен на аналогичные ранее проданные предприятия. На рыночном подходе основаны методы аналога, сравнения продаж и некоторые другие. Широкое использование рыночных методов оценки стоимости предприятий возможно в условиях развитого рынка недвижимости, на котором происходят регулярные продажи и покупки конкурентоспособных объектов.
Порядок оценки предприятия имущественным методом. Имущественным называется метод, при котором оценочная стоимость определяется на основе данных баланса. В соответствии с этим методом оценочная стоимость (ОЦб) предприятия определяется по формуле: ОЦб = А - СИнп - Пискл,
где А – активы предприятия с учетом переоценки, тыс. руб.; СИнп – стоимость имущества, не подлежащего приватизации, тыс. руб.; Пискл – пассивы, исключаемые при определении оценочной стоимости, тыс. руб. Для учета инфляции при оценке объекта имущественным методом осуществляется переоценка таких элементов активов как основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды других предприятий. Остальные элементы активов принимаются по данным баланса на дату оценки. При оценке предприятий имущественным методом могут применяться коэффициенты: повышающие, учитывающие рыночные преимущества объекта приватизации, и понижающие, учитывающие его недостатки. Оценочная стоимость объекта с учетом рыночных факторов (ОЦи) определяется по формуле: ОЦи = ОЦб * К рi, где ОЦб – оценочная стоимость предприятия по балансу, млн. руб.; Крi – повышающие или понижающие коэффициенты, учитывающие рыночные преимущества или недостатки предприятия; i - количество коэффициентов, используемых при оценке предприятия Имущественный метод позволяет определить стоимость предприятия с учетом износа его имущества, темпов инфляции, рыночных и других факторов. Он базируется на достоверных данных баланса и бухгалтерского учета. Вместе с тем метод имеет ряд недостатков. По экономической природе он является затратным, ибо оценочная стоимость равна затратам государства – собственника по созданию предприятия. Имущественный метод статичен, так как не учитывает перспективы бизнеса. Наиболее существенным его недостатком является то, что метод не учитывает важнейший экономический параметр предприятия – его доходность.
Оценка предприятия методом капитализации прибыли. Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными). В отличие от оценки недвижимости, в оценке бизнеса данный метод применяется редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий. Основные этапы применения метода: 1. Анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация (при необходимости). 2. Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована. 3. Расчет адекватной ставки капитализации. 4. Определение предварительной величины стоимости. 5. Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются). 6. Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).
Date: 2015-07-17; view: 1002; Нарушение авторских прав |