Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупреждение внутриличностных конфликтов. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.





ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам нет. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутриличностного конфликта, конструктивное отношение к нему.

1. Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, опыта преодоления себя.

2. Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутриличностного конфликта. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.

3. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными особенностями темперамента, различны. Например, меланхолик долго размышляет, взвешивает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлективный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамику разрешения внутриличностного конфликта — на скорость переживаний, их устойчивость, собственный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

4. На процесс разрешения внутриличностного конфликта оказывают влияние половозрастные особенности личности. С возрастом внутриличностные конфликты обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Работа над своим прошлым — анализ своей биографии — один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Условия предупреждения внутриличностных конфликтов

1. Принимайте трудные жизненные ситуации как данность бытия — они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.

2. формируйте жизненные ценности и следуйте им. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надо стараться не быть человеком-флюгером.

3. В тоже время надо стараться быть необходимо гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и если надо, меняться. Постоянство может превратиться в консерватизм.

4. уступая в мелочах, не превращайте это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам.

5. Необходимо надеяться на лучшее развитие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненная ситуация всегда может улучшиться.

6. Не будьте рабом своих желаний, трезво оценивайте свои возможности по удовлетворению потребностей.

7. Необходимо учиться управлять собой, своей психикой.

8. развитие волевых качеств во многом способствует предупреждению внутриличностного конфликта. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации.

9. Постоянно уточняйте и корректируйте для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к возникновению внутриличностного конфликта.

10. стремитесь к высокому уровню личностной зрелости.

11. Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человеком его Я была бы соответствующей его реальному Я, т.е. обеспечивать адекватность самооценки.

12. не копите проблемы, которые требуют разрешения.

13. Не стоит браться за все сразу. Сложные проблемы лучше решать по частям.

14. старайтесь не лгать. Ложь может создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут за собой актуализацию чувства вины.

15. Не паникуйте. Старайтесь по-философски относиться к превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам. «Не желать, так как отпугнешь, не надеяться, иначе больно будет, если не получится, не искать дважды в одном месте — удача не глупее тебя, искать молча, не хватать грязными руками, вовремя отпускать» (В. Леви).

Механизм психологической защиты

Виды решения внутриличностного конфликта психологической защитой (поздние) взрослого человека по К. Хорни.

· захват — тип решения конфликта по методу «Против людей». Ведет к изоляции от окружающих.

· Смирение — обращение к любви окружающих. Тип решения конфликта по методу «к людям» ведет к болезненной зависимости от окружающих.

· отрицание («не замечай этого») развивается с целью сдерживания негативных эмоций, подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия их игнорированием.

· Проекция («обвини это») — приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия себя на этом фоне. Для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.

· Регрессия («плачь об этом») — возвращение к детским формам поведения. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с применением инициативы.

· Замещение («напади на что-нибудь, заменяющее это») — для сдерживания гнева на более сильного во избежание ответной агрессии. Имеет активные и пассивные формы, и может использоваться независимо от типа конфликтного реагирования человека.

· подавление («не помни об этом») сдерживает страх, проявление которого неприемлемо для позитивного самовосприятия и грозит попаданием в зависимость от агрессора. Страх блокируется забыванием его источника и обстоятельств, ассоциирующихся с ним.

· Изоляция («не чувствуй этого») — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

· рационализация («найди оправдание этому») — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавляемыми чувствами.

· Идентификация («будь как это, чтобы не потерять это») — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладения с чувствами в связи с возможной утратой.

· фантазия («мечтай об этом») — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

· Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации.

Способы разрешения по гришиной.

1. Уход от конфликта

2. Диалог

3. Подавление.

14. Семейный конфликт: понятие и основные характристики.

Семейные конфликт - конфликт, возникающий между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям.

Особенности:

Во-первых, особенностью семейных конфликтов является то, что их основное содержание определяется структурой семейных отношений. С одной стороны, отношениями власти, эмоциональной близости. С другой стороны, правовыми и нравственными обязательствами. А они вытекают из основных функций семьи.

Во-вторых, разнообразие и специфичность причин возникновения семейных конфликтов.

В-третьих, особенность семейных конфликтов заключается в том, что они, как правило, протекают на повышенном эмоциональном фоне и быстро входят в стадию эскалации.

В-четвертых, они отличаются от друг их видов конфликтов весьма разнообразным спектром форм противоборства и разнообразием приемов и способов их разрешения.

В-пятых, особенности семейных конфликтов вытекают и определяются особенностями самой семьи как социального института.

В-шестых, особенностью семейных конфликтов является то, что они тесно связаны с основными этапами и кризисными периодами развития семьи.

В-седьмых, особенность семейных конфликтов заключается в том, что затяжные семейные конфликты и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников. Некоторые из них вообще заканчиваются трагически. Особенно деструктивное влияние семейные конфликты оказывают на детей.

Выделяют 4 основных кризиса:

1. Когда создается семья – конфликты адаптации супругов (1 г)

2. Когда появляется первенец – жена меньше уделяет внимание мужу

3. Совпадает со средним возрастом супругов – конфликт перенасыщения друг другом (7 лет)

4. Когда дети вырастают и уходят из семьи. (опустевшее гнездо)

15. Причины возникновения конфликтов в звене «руководитель-подчиненный».

Среди причин конфликтных отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов данного типа.

1. Субординационный характер отношений. Существует объективное противоречие между функциональной и личностной сторонами отношений руководителя и подчиненного. Многие авторы указывают, что в управленческой деятельности между руководителями и подчиненными имеются отношения субординации (Д. Кайдалов, А. Китов). Они характеризуются двумя сторонами — функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной). Первая означает объективно существующую связь между людьми, когда одни группы людей направляют деятельность подчиненных, а последние выполняют указания. Личностное содержание отношений в этом звене «руководитель — подчиненный» зависит от индивидуально-психологических особенностей участников взаимодействия, их темпераментов, характеров, способностей, деловых и моральных качеств, а также симпатий и антипатий по отношению друг к другу.

2. Противоречие в звене «руководитель — подчиненный» заложено в том, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчиненного. Последний обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т.е. обязан подчиняться. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требования ролей возможностям и способам действий их исполнителей.

3. Деятельность в системе «человек — человек» конфликтогенна по самой своей природе. Среди них имеются разновидности деятельности, конфликтогенные в силу особенностей взаимодействия. К ним относят педагогическую и воинскую деятельность, деятельность работников правоохранительных органов, сферы обслуживания и сферы руководства, где идет интенсивное взаимодействие людей в сочетании с решением сложных задач (А. Мухин).

4. Большая часть конфликтов детерминирована предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений (профессиональная деятельность) В противоположность конфликтам в звене «руководитель — подчиненный», конфликты по горизонтали носят личностный характер. Они возникают из-за антипатий, неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов, хотя это не исключает и организационных, и деловых причин таких конфликтов.

5. Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов (к примеру, во времена проверок, сдачи аттестаций конфликтность выше). На 6 месяцев, связанных с выполнением основных заданий года, проверками вышестоящими Наиболее спокойный месяц в отношениях руководителей и подчиненных — июнь, а наиболее «конфликтные» — май и январь.

6. Наиболее конфликтно звено «непосредственный руководитель — подчиненный»: на него приходится более 53% конфликтов. На отношения «прямой руководитель — подчиненный» приходится 41,7% конфликтов, и 5,2% — на другие отношения подчиненности. Особенно велик удельный вес конфликтов в звеньях, где руководитель и подчиненный близки по служебному положению. По мере удаления статусной дистанции частота конфликтов уменьшается.

7. Разбалансированность рабочего места. Рабочим местом называют совокупность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции отображаются в обязанностях и ответственности за их выполнение, а средства — в праве и власти. Рабочее место имеет структуру, элементы которой должны быть сбалансированы: Функции — Средства — Обязанности — Права — Ответственность — Власть. Сбалансированность рабочего места означает, что его функции должны быть обеспечены средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот. Разбалансированность рабочего места ведет к возникновению конфликтов по вертикали.

8. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации проявляется в том, что:

o подчиненному дают указания много начальников, и он вынужден сам ранжировать поступившие указания по степени их важности, требовать этого от непосредственного руководителя, хвататься за все подряд, отказываться от выполнения указаний и распоряжений;

o у руководителя много непосредственных подчиненных — более 7—8 человек, которыми невозможно оперативно управлять.

9. Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца.

10. Недостаточная обеспеченность по объективным причинам управленческих решений всем необходимым для их реализации.

Среди субъективных причин конфликтов в звене «руководитель — подчиненный» выделяют управленческие и личностные причины.

Управленческие причины — необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения, излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства, недостаточная профессиональная подготовка руководителей, низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звена, неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных, нарушения в системе стимулирования труда.

Личностные причины — низкая культура общения, грубость, недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой, выбор начальником неэффективного стиля руководства, отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненному, и наоборот, напряженные отношения между руководителями и подчиненными, конфликтогенные особенности участников взаимодействия.

 

Date: 2016-08-31; view: 921; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию