Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и задачи фонологии. Фонема как центральное понятие фонологии. Функции фонем.
Фонология – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости, иными словами, теория фонем. Центральное место в фонологии занимает учение о фонеме как кратчайшей (неделимой во времени) единице звуковой стороны языка, обладающей дистинктивной смыслоразличительной способностью. Общая фонология занимается анализом сущности фонемы, выяснением отношений между фонемой как звуковой единицей и звуками, представляющими фонему в потоке речи, с одной стороны, и между фонемой и морфемой, фонемой и словом – с другой. Фонема – минимальная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для складывания и различения слов и морфем; основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Основные функции фонемы. · перцептивная функция фонемы предполагает ее способность быть воспринятой слухом, т.е. отождествляться. · сигнификативная – способность различать морфемы и слова, т.е. смыслоразличительная функция.
Наука о словарном составе, его функционировании в речи и его историческом развитии называется лексикологией Задачи лексикологии: · изучение значения слов; · выявление происхождения и места слова в лексической системе данного языка; · определение экспрессивно-стилистического характера, сферы использования и степень употребительности отдельных разрядов слов. В зависимости от целей и задач исследования словарного состава различают лексикологию описательную, историческую и сопоставительную. На лексикологию, фразеологию и семасиологию опирается лексикография – прикладная лингвистическая наука о методах описания лексики и принципах составления словарей. Определение понятия «слово». Лексическое значение слова. Слово – фонетически и грамматически оформленная основная значимая единица языка, которая обладает непроницаемостью и лексико-грамматической отнесенностью и которая свободно воспроизводится в речи для построения высказываний.
Слово как единица языка имеет двустороннюю структуру: 1) план выражения – звучание (формальная сторона слова, его звуковая структура); 2) план содержания – значение (содержательная сторона слова). Основная функция слова – номинативная, т.к. слова называют предметы, людей, животных,, явления природы (ветер, снег), различные действия (бегать, читать), различные признаки (белый, чистый) и мн. др. Фразеологизм, фразеологический оборот – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Фразеологизм (или фразеологическая единица, фразеологический оборот) — сложная, многогранная единица языка, которая состоит минимум из двух слов. Типы ФЕ акад. В.В. Виноградов выделял по степени семантической (смысловой) спаянности компонентов. 1 тип – фразеологические сращения, или идиомы, – максимально лексикализовавшиеся обороты речи, в значениях которых нет никакой связи со значениями их членов. Идиомы – «своеобразные синтаксически составные слова» (В.В.Виноградов): была не была, из рук вон плохо, как пить дать, трусу праздновать, шутка сказать, т.п. 2 тип – фразеологические единства – устойчивые сочетания, в которых значение целого в какой-то степени мотивировано и может быть выведено из значений его членов. 3 тип – фразеологические сочетания – полусвободные, замкнутые ряды слов, из которых обычно лишь одно ограничено в своем употреблении. Значение целого обусловлено значениями составляющих его членов.
Треугольник Огдена-Ричардса представляет собой удачную модель взаимосвязи трех главных логико-лингвистических категорий: 1) данный в ощущениях объект реальной действительности, именуемый в логике "денотат", а в лингвистике "референт"; 2) возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, которое в логике называется "понятие" или "концепт", а в лингвистике "значение" или "смысл"; 3) принятое в человеческом обществе наименование объекта — "имя" (слово, лексема). На рис. воспроизведен прославленный треугольник с некоторыми дополнениями.
Понятие (по С. Д. Кацнельсону)
Значимость лексической единицы – это внутреннее свойство единицы, которым она обладает в силу определенных отношений с другими единицами системы (определенного класса). Возьмем группу глаголов: ехать, плыть, лететь. В лексическом значении существуют три аспекта: 1. предметная отнесённость (отношение к денотату); 2. понятийная отнесённость (отношение к понятию); 3. отношение к значениям других слов (значимость).
Система – совокупность элементов, которая характеризуется: а) закономерными отношениями между элементами; б) целостностью как результатом этого взаимодействия; в) автономностью поведения; г) несуммарностью (неаддитивностью) свойств системы по отношению к свойствам составляющих ее элементов. Каждая система обладает некими признаками: • состоит из множества элементов; • ее элементы находятся в связи друг с другом; • эти элементы образуют единство, одно целое.
Любое слово можно рассматривать или в системе языка, или в речевом потоке. В наиболее общем виде отношения единиц языка между собой можно представить тремя видами: синтагматические, парадигматические и иерархические. Синтагматические отношения — это отношения единиц в линейной последовательности (комбинаторные отношения). Синтагматические отношения могут характеризоваться отношением реального (актуального) взаимодействия. В абстрактной форме они могут быть представлены как отношения некоторых классов. Парадигматические отношения — это группировки единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств (ассоциативные отношения). Иерархические отношения — это отношения по степени сложности; отношения «вхождения» менее сложных единиц в более сложные (компонентные отношения). Таким образом, все эти три вида отношений между единицами языка определенным образом между собой связаны. Способность вступать в указанные три вида отношений относится числу наиболее общих свойств всех единиц языка.
12. Предмет, задачи и основные разделы грамматики. Грамматика – раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка. Предмет: Организация языка, его основа, без которой не могут быть созданы новые слова и словосочетания. Разделы: 1. Морфология (грамматика слова) 2. Синтаксис (грамматика словосочетания и предложения) Задачи: Изучение значений языка, звуковые средства и способы их выражения.
|