Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Истоки и духовные начала философского знания.Стр 1 из 46Следующая ⇒
В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и Греции - практически одновременно возникает философия. Ее рождению предшествовал длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. Становлению философии способствовали развитие производительных сил (замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост научных знаний и усиление критического духа. Общность генезиса (от греч. Генесис - происхождение, возникновение) однако не исключает своеобразия философского мышления в каждом из названных очагов цивилизации. Философия, как одно из высших проявлений человеческого духа, есть результат длительного развития человека, его мысли и сознания. От эпохи появления человека сознательного (Homo Sapiens) до времен человека, осознавшего себя в тех или иных формах знания, прошло несколько десятков тысяч лет. В эти тысячелетия человек, тем не менее, познавал мир, самого себя и окружающую природу. Формировались воззрения на мир в форме мифических и религиозных представлений. Существует два понимания мифа - богословское и этнографическое. В богословской трактовке миф - это первобытная религия истинного богопознания, прарелигия, претерпевающая искажения вследствие грехопадения человека. Этнографическое понимание мифа опирается на эволюционизм и ассоциируется с "наивной" стадией культуры, которая, претерпев прогрессивные изменения, постепенно исчезает. Поэтому допустимо говорить о едином религиозно-мифологическом сознании. Оно имеет след. характеристики: 1)нет разграничений на объективное и субъективное (природа очеловечена); 2)миф конкретен. В нём не содержатся моменты отвлечённости. Миф-конкр. деят-ть чел-ка, его практика; 3)Миф ограничен пространством (горизонтом); 4) В мифе нет намека на научность мысли. Религиозно-мифологические боги - это персонифицированные человеческие качества, воздействующие на человека как естественные природные силы (Зевс - справедливость, Афина - мудрость, Афродита - любовь и т.д.). Значение религиозно-мифологического сознания для возникновения философии заключается, прежде всего, в том, что в его рамках поставлены и затронуты многие из вопросов, составившие впоследствии каркас предмета философских рассуждении (мир, человек, душа, тело, добро, мудрость, справедливость и т.п.). Мифич. произведения в Др.Греции - "Илиада" и "Одиссея" Гомера и «Теогония» и "Творение и дни". В них очень интес. размышления о мире, о его происхождении. В ходе "торжества" разума миф преодолевался, вытеснялся, но в то же время сохранялся как элемент культуры, и философии. Хорошо об этом сказал Н. Бердяев: "Философия постоянно боролась против религиозных народных верований, против мифологических элементов в религии, против традиций. Сократ пал жертвой этой борьбы. Философия начинается с борьбы против мифа, но кончается она тем, что приходит к мифу как увенчанию философского познания. Так было у Платона, у которого познание через понятие переходит в познание через миф. Миф лежит и в основании немецкого идеализма, его можно открыть у Гегеля". Второй исток - научное знание. «Победе» философского знания над мифом способствовало также развитие науки и научных форм познания. Для древнегреческой философии таковыми могли быть математические, астрономические, медицинские, агрономические сведения. У первых греческих мыслителей научное знание приобретает принципиально новый характер. Оно трансформируется в своеобразную "философию науки" («философия математики, числа и космоса» у Пифагора). Представление об идеальных конструкциях, сущностях, возникших на основе разума, есть уже философия. Древ. философия предстает не в качестве единого потока, а распадается на отдельные "ручьи", "ответвления". У каждого из известных философов своя философия, свои представления о мире, человеке, свой понятийный аппарат. И все это возникает в одних и тех же социально-экономических условиях, в одном культурном слое, при поклонении одним и тем же богам. От понятия "истока" следует отличать понятие "источник" философии. Первое означает исходное начало, первоисток философии в целом, каковым являются рассмотренные формы знания. Второе - то, что дает начало отдельному философскому направлению, школе, концепции. Источники философии являются предметом источниковедения как вспомогательной науки о методах изучения и использования различных философских и связанных с ними материалов (рукописи, архивные материалы, статьи, книги, письма и т.п.). Важн. условие формирование филос. учений - филос.школа - школа единомышленников, занятых решением одной проблемы. Философская школа - это своеобразная "философская семья", в которой происходит "пестование" философа, здесь он укрывается от различных нападок, приобретая необходимую социальную защиту. Развитие философии от древности до наших дней есть, по существу, становление и формирование философских школ. Милетская школа (Фалес) Пифагорейцы Элеаты (Парменид, Зенон) Школа Гераклита Эллинистическая философия: - Скептики (сомнение в в качестве принципа мышления, надежности истины) - Эпикуреизм (удовольствие – высшее благо) - Стоицизм (твердость и мужество в жизненных испытаниях)
Date: 2016-08-31; view: 574; Нарушение авторских прав |