Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы научного знания. Специфика экономического знания
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ — знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т. д.). Важнейшие виды и единицы научного знания: теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные). Их носители организованы в соответствующие профессиональные сообщества и институты, фиксирующие и распространяющие научное знание в виде печатной продукции и компьютерных баз данных. (См. знание, научный метод). Выделяют также различные типы научного знания – эмпирическое и теоретическое. При анализе современной науки можно выделить по крайней мере четыре совершенно различных класса наук, по ряду параметров существенно отличающихся друг от друга: 1) логико-математические; 2) естественно-научные; 3) инженерно-технические и технологические; 4) социально-гуманитарные. Трудно назвать то общее, что всех их объединяет (тем более, что в каждом классе есть весьма различные дисциплины и теории, в том числе альтернативные, эмпирический и теоретический уровни знания и т. п.). В самом деле, что общего между «математикой» и «историей», или даже между «математикой» и «физикой»? Гораздо легче сформулировать отличия и даже противоположность между математическими, физическими и гуманитарными «науками» и по предметам, и по способам конструирования знания, и по способам обоснования знания, критериям его приемлемости («истинности»), и даже по способам организации научных сообществ и их ценностным ориентациям. Доказательством существенной несхожести этих видов «наук» является, в частности, частое непонимание друг другом представителей различных наук. Ярким его примером является серьезно обсуждаемый Е. Вигнером вопрос о непостижимой эффективности чистой математики в применении ее к описанию физической реальности. Об этом же свидетельствует «шоковая реакция» историков на массированное применение математических моделей и методов к истории, осуществляемое академиком-математиком А. Фоменко и его школой.
Можно говорить о существовании четырех основных типов научной рациональности. Логико-математическая рациональность: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость. Естественнонаучная рациональность: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность (за счет потенциально-бесконечной воспроизводимости результатов наблюдения), частичная логическая доказательность, опытная верифицируемость (подтверждаемость и фальсифицируемость). Инженерно-технологическая рациональность: «вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность. Следование каждому из типов научной рациональности приводит к порождению соответствующего вида знания, которое, впрочем, только частично зависит от содержания конкретно выделенной «объектной» сферы. Ибо возможны геометрия как физика, физическая биология, социальная технология, философия математики, история техники и т. д., и т. п. Специфика экономического знания Прежде всего, отметим специфику экономики как науки. Формально экономика как учебная дисциплина относится к разряду социальных наук, хотя в расчетной части экономика является наукой относительно точной (не уступающей другим точным наукам по применяемому мат. аппарату), дающей, если не единственно верный ответ, то несколько вероятных вариантов развития. Но с другой стороны, предметом исследования экономики являются отношения между людьми в процессе определенных экономических взаимодействий, т.е. проще говоря, экономика изучает специфическое поведение людей (как в группе, так и по отдельности). Очевидно, что, по сути, в предмете экономики заложено противоречие: необходимо точно рассчитывать поведение людей, - иными словами, осуществить синтез психологии и математики. От успешного выполнение экономистами данной задачи зависит если не судьба человечества, то, по крайней мере, его достойное существование. Почему задачу экономиста не может решить психолог и математик в отдельности? Первый будет уходить от точного ответа: ни одна школа современной психологии не может дать точной модели поведения человека. Второй будет пытаться поставить вопрос в формальные рамки, но, к сожалению, поведение людей не описывается уравнениями, а тем более не предсказывается ими. Напрашивается вывод, профессионал в области экономики должен обладать зачастую противоположными умениями. Это человек, способный сегодня создать модель адекватную текущей ситуации, а завтра, учитывая новые данные, сменить ее на обратную. Экономическое мышление - строгое мышление чуткое к переменам. Вот почему так много хороших психологов и математиков и так мало хороших экономистов! Хороший экономист – специалист, рекомендации которого действую в положительном направлении. Сегодня достаточно очевидно, что современная экономическая теория представляет собой в большей степени область сосуществования различных смысловых полей, чем некое цельное знание, объединенное общей методологической и предметной парадигмой. Сложившееся разнообразие в определении предметной области экономической науки часто бывает соблазнительно объяснять, обращаясь к более общей системе знаний о мире - философии - и искать причины мозаичности экономического знания, основываясь на положениях концепции общества постмодерна, типичной чертой которого является дифференциация и гетерогенность знания, ценностей, модусов взаимодействия человека с окружающим миром и соответствующих им модельных представлений действительности. Интуитивное представление об экономической науке включает в себя веру в то, что экономика имеет дело с экономическими фактами, по аналогии с другими (главным образом естественными) науками, которые обладают четко выраженным предметом. Между тем в действительности предмет экономического знания очень специфичен. Он не похож не только на материальные объекты, вокруг которых сосредоточены интересы естественных наук, но даже и на виртуальные объекты таких наук, как филология. Соответственно, экономическое знание - это не знание о событиях или объектах, даже о таких виртуальных объектах, как тексты; экономическое знание - это вообще не «знание о чем-то», это, скорее, специфическая точка зрения на сумму информации, общую с целым рядом других научных дисциплин, а также с идеологией. Иными словами, объекты экономического знания формируются в процессе конструирования этого знания по определенным правилам. Объект экономического знания -это не факт, а текст, но такой текст, который существенным образом зависит от самого этого экономического знания и не существует независимо от него. В известном смысле экономическое знание по определению тавтологично. Экономист никогда не сможет выделить определенные факты общественной жизни как свой специфический предмет. Date: 2016-07-05; view: 1871; Нарушение авторских прав |