Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция роста научного знания К. Поппера





Карл Поппер (1902—1994) рассматривает знание (в любой его фор­ме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализанауки он и пред­ставил в форме концепции роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он счи­тает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Поппер отчетли­во осознает, что выдвижение на первый план изменения научного зна­ния, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктив­ной системы. Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии начиная с Евклида.

Однако при всей несомненной важности и притягательности ука­занного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целостности, элиминировать такую существенную ее черту, как эволюция, измене­ние, развитие. Но не всякая эволюция означает рост знания, а после­дний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции.

Для Поппера рост знания не является повторяющимся или куму­лятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, «дарвинов­ский отбор». Говоря о росте знания, он имеет в виду не простое накоп­ление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных тео­рий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями. Согласно Попперу, «рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений». При этом «основным механизмом роста знаний остается именно механизм пред­положений и опровержений».

Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении сме­лых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного разви­тия: рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировых эволюционных процессов.

Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и устранения ошибок и есть не что иное, как способ выбора тео­рии в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку ра­циональной и обеспечивает ее прогресс. Поппер указывает на некото­рые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого про­цесса. Среди них такие факторы, как, например, отсутствие вообра­жения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм. К необходимым средствам роста науки философ относит такие мо­менты, как язык, формулирование проблем, появление новых про­блемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в про­цессе дискуссии («Метод науки — это критический метод»).

В своей концепции Поппер формулирует три основных требова­ния к росту знания. Во-первых, новая теория должна исходить из про­стой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента ис­следования. В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некото­рые новые и строгие проверки. Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования ста­новится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р1 — ТТ — ЕЕ — Р2, где Р1 — некоторая исходная проблема, ТТ — предположительная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем кри­тики и экспериментальных проверок, Р2 — новая, более глубокая про­блема, для решения которой необходимо построить новую, более глу­бокую и более информативную теорию.








Date: 2016-07-05; view: 1048; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию