Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление опытной науки Нового времени и развитие ее философских оснований
Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи экспериментального исследования в культуре Нового времени. В искусственных условиях эксперимента человек призван «испытать» природный объект с тем, чтобы выявить его скрытые сущностные определения, знание которых создаст ему условия более комфортного существования в мире. Большинство исследователей средневековой науки отмечают, что в XIV—XV вв. естествознание близко подошло к созданию методов новой науки. Этому предшествовал прогресс ремесленного производства, рост городов, а успешные торговые контакты с арабским Востоком вернули Западу многие труды античных мыслителей и вместе с ними принесли и натурфилософские труды самих арабов. Были возрождены основные натуралистические книги Аристотеля, а также труды, содержащие его методологию натуралистического опыта и наблюдения. В результате — усиление интереса к естественнонаучным идеям и исследованиям. Познание природы в этот период концентрируется вокруг двух университетских центров: Оксфордского и Парижского университетов.
Философские вопросы естествознания («философия науки») — область научного знания, в рамках которой изучаются философско-методологические аспекты развития естествознания. "Философия науки" соотносится с теоретическим уровнем познания примерно так, как философия с частными науками. Взаимосвязь философии и частных наук реализуется в нескольких направлениях: во-первых, философский анализ различных областей науки, интерпретация ее достижений и выявление возможных философско-методологических следствий; во-вторых, использование философско-методологического аппарата (категории, законы, принципы и др.) для анализа научного знания, выхода на новый уровень теоретического познания; в-третьих, восприятие философским знанием достижений и результатов естественно-научного познания. В разные исторические периоды взаимосвязь между философией и наукой (естествознанием) ставилась и разрешалась различным образом. В античный период наука, возникнув в обобщенно-философской форме, приобрела характер натурфилософии, т. е. преимущественно умозрительного истолкования вещей и явлений природы, когда природный феномен рассматривается в целостности. Философия трактовалась как "наука наук" ("наука над науками"), предлагающая свои схемы познания другим наукам. В период Возрождения начинается процесс отделения науки от философии; сравнительно единая наука дифференцируется. Этот процесс оказал воздействие как на науку, так и на философию. С одной стороны, предмет философии как бы "сужался", ибо от нее "отпочковывались" разделы, становившиеся самостоятельными науками (механика, физика и т. п.), с другой стороны, ее предмет "расширялся", поскольку науки нуждались в философско-методологическом обосновании и фундаментальном осмыслении своих результатов. В условиях Нового времени укрепилась дифференцирующая схема развития науки; завершился процесс отделения науки от философии. Вместе с тем укрепляется их взаимосвязь, переходящая на более фундаментальный уровень. Философия получает от естествознания не только эмпирический материал для имманентных (собственных) построений, но и способствует преодолению теоретических противоречий, возникающих в системе развивающегося научного знания. Притом каждому историческому периоду взаимоотношений философии и науки присущ собственный стиль мышления. Стиль научного мышления — специфическая система принципов, законов и категорий теоретического освоения объективной реальности. Динамику этого феномена вскрыл Ф. Энгельс в работе "Диалектика природы" на основе представлений диалектического материализма. Диалектический материализм, рассматривая диалектику как общую теорию процесса развития, претендовал на выявление закономерностей взаимосвязи между философией и естествознанием. В общем виде философия трактуется как мировоззренческая основа деятельности естествоиспытателя, как общая методология развития науки вообще и естествознания в частности, как система адекватного (истинного) познания природы. Анализируя научные открытия конца XVIII — середины XIХ в. (космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, открытие клетки, дарвиновская теория и др.), Ф. Энгельс выявил эволюцию стиля научного мышления. Его концепция выглядит следующим образом. Для античной эпохи характерен диалектический (греч. ialegomai — веду беседу, рассуждаю) стиль мышления в стихийно-наивной форме. Именно на его основе античная наука стремилась представить умозрительную картину целостной взаимосвязи вещей и явлений природы. В условиях Средневековья доминирует схоластический (греч. scholasticos — школьный) стиль научного мышления, ложившийся в рамках религиозных дискуссий в средневековых университетах. В его основе — подчинение научных ценностей религиозным (наука — "служанка богословия"). В эпоху Нового времени складывается метафизический (греч. meta ta physika — то, что после физики) стиль научно мышления. С одной стороны, в его рамках на основе развития естествознания преодолевался догматизм схоластики, с другой стороны, абсолютизация возможностей естественно-научного познания приводила к односторонности познавательного процесса — преувеличению статуса механистических закономерностей, требованию аналитического подхода по сравнению с синтетическим подходом в исследовании природы. Date: 2016-07-05; view: 933; Нарушение авторских прав |