Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление опытной науки Нового времени и развитие ее философских оснований





Формирование опытной науки связано с изменяющимися пред­ставлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек дол­жен представить себя активным началом в исследовании приро­ды, и это связано с зарождением идеи экспериментального иссле­дования в культуре Нового времени. В искусственных условиях эксперимента человек призван «испытать» природный объект с тем, чтобы выявить его скрытые сущностные определения, зна­ние которых создаст ему условия более комфортного существова­ния в мире.

Большинство исследователей средневековой науки отмечают, что в XIV—XV вв. естествознание близко подошло к созданию методов новой науки. Этому предшествовал прогресс ремеслен­ного производства, рост городов, а успешные торговые контакты с арабским Востоком вернули Западу многие труды античных мыс­лителей и вместе с ними принесли и натурфилософские труды самих арабов.

Были возрождены основные натуралистические книги Арис­тотеля, а также труды, содержащие его методологию натуралис­тического опыта и наблюдения. В результате — усиление интере­са к естественнонаучным идеям и исследованиям. Познание при­роды в этот период концентрируется вокруг двух университетских центров: Оксфордского и Парижского университетов.

 

Философские вопросы естествознания («философия науки») — область научного знания, в рамках которой изучаются философско-методологические аспекты развития естествознания. "Философия науки" соотносится с теоретическим уровнем познания примерно так, как философия с частными науками.

Взаимосвязь философии и частных наук реализуется в нескольких направлениях:

во-первых, философский анализ различных областей науки, интерпретация ее достижений и выявление возможных философско-методологических следствий;

во-вторых, использование философско-методологического аппарата (категории, законы, принципы и др.) для анализа научного знания, выхода на новый уровень теоретического познания;

в-третьих, восприятие философским знанием достижений и результатов естественно-научного познания. В разные исторические периоды взаимосвязь между философией и наукой (естествознанием) ставилась и разрешалась различным образом. В античный период наука, возникнув в обобщенно-философской форме, приобрела характер натурфилософии, т. е. преимущественно умозрительного истолкования вещей и явлений природы, когда природный феномен рассматривается в целостности. Философия трактовалась как "наука наук" ("наука над науками"), предлагающая свои схемы познания другим наукам.

В период Возрождения начинается процесс отделения науки от философии; сравнительно единая наука дифференцируется. Этот процесс оказал воздействие как на науку, так и на философию. С одной стороны, предмет философии как бы "сужался", ибо от нее "отпочковывались" разделы, становившиеся самостоятельными науками (механика, физика и т. п.), с другой стороны, ее предмет "расширялся", поскольку науки нуждались в философско-методологическом обосновании и фундаментальном осмыслении своих результатов.

В условиях Нового времени укрепилась дифференцирующая схема развития науки; завершился процесс отделения науки от философии. Вместе с тем укрепляется их взаимосвязь, переходящая на более фундаментальный уровень. Философия получает от естествознания не только эмпирический материал для имманентных (собственных) построений, но и способствует преодолению теоретических противоречий, возникающих в системе развивающегося научного знания.

Притом каждому историческому периоду взаимоотношений философии и науки присущ собственный стиль мышления. Стиль научного мышления — специфическая система принципов, законов и категорий теоретического освоения объективной реальности. Динамику этого феномена вскрыл Ф. Энгельс в работе "Диалектика природы" на основе представлений диалектического материализма. Диалектический материализм, рассматривая диалектику как общую теорию процесса развития, претендовал на выявление закономерностей взаимосвязи между философией и естествознанием. В общем виде философия трактуется как мировоззренческая основа деятельности естествоиспытателя, как общая методология развития науки вообще и естествознания в частности, как система адекватного (истинного) познания природы. Анализируя научные открытия конца XVIII — середины XIХ в. (космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, открытие клетки, дарвиновская теория и др.), Ф. Энгельс выявил эволюцию стиля научного мышления. Его концепция выглядит следующим образом. Для античной эпохи характерен диалектический (греч. ialegomai — веду беседу, рассуждаю) стиль мышления в стихийно-наивной форме. Именно на его основе античная наука стремилась представить умозрительную картину целостной взаимосвязи вещей и явлений природы. В условиях Средневековья доминирует схоластический (греч. scholasticos — школьный) стиль научного мышления, ложившийся в рамках религиозных дискуссий в средневековых университетах. В его основе — подчинение научных ценностей религиозным (наука — "служанка богословия"). В эпоху Нового времени складывается метафизический (греч. meta ta physika — то, что после физики) стиль научно мышления. С одной стороны, в его рамках на основе развития естествознания преодолевался догматизм схоластики, с другой стороны, абсолютизация возможностей естественно-научного познания приводила к односторонности познавательного процесса — преувеличению статуса механистических закономерностей, требованию аналитического подхода по сравнению с синтетическим подходом в исследовании природы.


Date: 2016-07-05; view: 886; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию