Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование науки как профессиональной деятельности





Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности?

Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы в период бурного подъема естествозна­ния. Несмотря на большое значение великих прозрений античности, влияние науки арабов средневекового Востока, гениальных идей эпо­хи Возрождения, естествознание до XVII в. находилось в зачаточном состоянии. Представления о Вселенной ничем не отличались от тех, что были изложены еще в сочинениях Птолемея. А предложенная Коперником система мира была достоянием узкого круга лиц и вос­принималась ими в большей степени как математическая гипотеза. Еще ничего не знали о законах движения тел.

У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френ­сис Бэкон (1561—1626), утверждавший, что достижения науки нич­тожны и что она нуждается в великом обновлении. И чтобы создать новое естествознание, необходимы: правильный метод (индуктивно-экспериментальный), мудрое управление наукой (это задача правите­лей, которые должны создавать ученые учреждения, библиотеки, при­обретать орудия и инструменты, обеспечивать людей науки возна­граждением, освобождающим их от забот и создающим свободное время для творчества) и обшее согласие в работе, восполняющее недо­статок сил одного человека.

Идеально организованный коллектив ученых («Дом Соломона») описал Бэкон в «Новой Атлантиде». Среди членов этого сообщества существует разделение труда: одни собирают сведения о различных опытах из книг, другие делают опыты, третьи обрабатывают данные опытов и составляют таблицы, а «истолкователи природы» из наблю­дений и опытов выводят общие законы и причины. В «Доме Соломо­на» проводятся общие собрания всех его членов, обсуждаются рефера­ты, работы, выведенные законы и принципы, решается, какие откры­тия и опыты должны быть опубликованы. Для осуществления преем­ственности в «Доме» обязательно должны быть и молодые ученые. Посещая разные города, государства, ученые должны на основе изу­чения природы предсказывать неурожаи, бури, эпидемии, землетря­сения и давать советы гражданам, как, по возможности, избежать этих бедствий.

Идея организованной, коллективной, государственной науки воп­лотилась в создании первых естественнонаучных обществ (или первых академий) в Европе. Уже начиная с эпохи Возрождения академии по типу платоновских возникали в разных городах Италии. Но чаше всего это были небольшие недолговечные кружки любителей фило­софии, теологии, литературы, искусства.

28 ноября 1660 г. в Лондоне 12 ученых на своем собрании состави­ли «Меморандум», в котором записали о желании создать «Колле­гию» для развития физико-математического экспериментального зна­ния. Позднее она будет названа Лондонским королевским обществом, научная программа которого предполагала развивать естествознание средством опытов. Вслед за Лондонским королевским обществом были созданы Парижская академия наук (1666 г.), Берлинская академия наук (1700 г.), Петербургская академия (1724 г.) и др.

В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний стала книга, в которой должны были излагаться основопола­гающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала как ба­зисом обучения, так и главным средством фиксации новых результа­тов исследования природы.

Перед ученым этого периода стояла весьма сложная задача. Ему недостаточно было получить какой-либо частный результат, в его обя­занности входило построение целостной картины мироздания, кото­рая должна найти свое выражение в достаточно объемном фолианте. Ученый обязан был не просто ставить отдельные опыты, но зани­маться натурфилософией, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в нее соответствующие изменения. Так работа­ли все выдающиеся мыслители этого времени — Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт и др. В то время считалось, что без обращения к фундаментальным основаниям нельзя дать полного объяснения даже частным физическим явлениям.

Но по мере развития науки и расширения исследований формиру­ется потребность в такой коммуникации ученых, которая могла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и про­межуточных результатов научных изысканий. В XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между уче­ными. Письма служили не только дружескому общению, но и вклю­чали в себя результаты проводимых ими исследований, и описание того пути, которым они были получены.

Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось уг­лубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов. Коммуникации между ними начинают осуществляться на национальном языке, а не на латыни. Появляются научные журналы, через которые происходит обмен информацией. Первоначально они выполняли особую функцию объединения исследователей, стремясь показать, что и кем делается, но затем наряду с обзорами начали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией.

В конце XVIII— первой половине XIX в. в связи с увеличением объема научной информации, наряду с академическими учреждения­ми, начинают возникать общества, объединяющие исследователей, рабо­тающих в различных областях знания (физики, биологии, химии и т.д.).

Новые формы организации науки порождали и новые формы на­учных коммуникаций, и поставили проблему воспроизводства субъекта науки. Возникла необходимость в специальной подготовке ученых, чему способствовали университеты. Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая спе­цифического образования, имеющая свою структуру и организацию.








Date: 2016-07-05; view: 694; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию