Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мысль строит характер человека





ЗАКОН

Причин и последствий,

Объясняющий человеческую судьбу

(карма)

 

Второе переработанное издание

Е.П. Блаватской
Повторяю:

Корни древ укрепляются в земле,

Ваше знание укрепляется лишь во времени,

Потому знайте сроки,

Чтобы не схватить ранее положенного.

В лесу ищите Моих указаний,

В горах слушайте Мой зов,

В журчании ручья внимайте Моему шептанию.

Уноситесь помыслами, уноситесь

утверждением, уноситесь любовью.

Надо помнить об искре силы Нашей,

Пробудет она мертвого.

Но как светляк теряет постепенно светоч,

Так легко потушить искру Нашу.

Я говорю вам, пусть пламя сердца

вашего пылает огнем сострадания.

В сострадании заложена великая

жемчужина Тайного Знания.

Все Бодхисаттвы, все святые, все сподвижники

устремились по этому пути.

Помните предание о семи Вратах.

Потрудитесь для Света!

Л.С. МОРИИ


КАРМА

Или

Закон Причин и Последствий

Не обманывайтесь:

Бог поругаем не бывает.

Что посеет человек,

То и пожнет.

Г а л а т.

Еще в глубокой древности в священных индусских Писа­ниях был дан ключ к раскрытию наиболее трудных загадок человеческой жизни. По учениям древних Мудрецов человек одарен бессмертным Духом, исходящим от Бога и заключаю­щим в себе все божественные свойства в зачатке. Для того, чтобы эти божественные свойства пробудились и чтобы сам человек развил их до полноты, ему дается поле действия: земной мир. Исчерпав весь опыт, который извлекается из раз­нообразных земных переживаний, и скорбных и радостных, человек достигает самопознания, а вместе с тем и сознания своего божественного происхождения, которое поведет его к совершенству с такой же внутренней необходимостью, с ка­кой семя травы дает траву, а семя дуба дает дуб.

Но для того, чтобы действительно исчерпать весь опыт, который дается земным существованием, человеку нужна не одна, а много жизней. По учениям древних Мудрецов он и живет много раз, воплощаясь в различные эпохи, при самых разнообразных условиях, до тех пор, пока земной опыт не сделает его мудрым и «совершенным, как совершенен Отец наш Небесный» по выражению Христа.

На Западе религиозные учения Древнего Востока почти неизвестны в их чистом, возвышенном смысле; а между тем, знакомство с ними способно пролить яркий свет на самые за­гадочные явления нашей трудной земной жизни. Рядом с за­коном перевоплощения, который объясняет внешнее и внутреннее неравенство людей, древние восточные учения дали миру разумное обоснование закона незыблемой справедливости, управляющей миром.

Закон этот носит название Кармы, он устанавливает, что в мире Духа каждая причина влечет за собой соответствующее последствие с такой же правильностью и неизбежностью, с какой в физической природе одно и то же явление вызывает каждый раз одно и то же последствие. К краткому изучению этого закона мы теперь и перейдем.

 

Санскритское слово «Карма» означает действие. Быть и действовать — одно: вся Вселенная — одна великая непрерывная Деятельность[1], управляемая Законом Справедливости. В мировой деятельности все связано со всем, все находится во взаимной зависимости и все стремится к единой цели.

Каждое действие во Вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время—причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и последствий, которые, в осуществлении, являют жизнь Вселенной. Отсюда — значение Кармы как закона причинности.

В применении к человеку Карма являет собой всю совокупность его деятельности. Все, что человек, представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, все это — последствие его деятельности в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное и законченное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в этой цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души.

В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и каждый по ступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются нами из бездны неведомого.

Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим челове­ком из бесчисленных нитей, сплетающихся в узоры неулови­мой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она вовсе не оборвалась, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это — все та же нить, прошедшая по невидимой стороне ткани и снова появившая­ся на видимой для нас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть сложных узоров всей ткани, взятой в ее целом.

Причина тому — наше неведение законов духовного мира. Совершенно такое же неведение, какое мы наблюдаем у ди­каря относительно явлений материального мира. Пущенная ракета, выстрел из оружия, непонятным образом произведен­ные звуки, кажутся ему чудом, потому что он не знает зако­нов, послуживших причиной поразившего его явления. Чтобы перестать считать такие явления чудом, дикарь должен уз­нать законы природы. Знать же их можно только потому, что законы эти неизменны.

Совершенно такие же неизменные законы действуют и в невидимом для нас духовном мире; пока мы их не узнаем, мы будем стоять перед явлениями нашей жизни, как дикарь перед неведомыми силами природы, недоумевать, винить свою судьбу, бессильно возмущаться перед «неразгаданным сфинк­сом», готовым поглотить того, кто не имеет ключа к его тай­не. Не понимая, откуда идут явления нашей жизни, мы даем им название «судьбы», «случайности», «чуда», но эти слова ровно ничего не объясняют.

Только когда человек узнает, что совершенно такие же неизменные законы, какие действуют в физической природе, управляют и событиями его жизни, когда он убедится, что законы эти доступны исследованию, и действия их могут быть сознательно направляемы но воле человека, — тогда только кончится его бессилие и он сделается действительно господи­ном своей судьбы.

Но возможно ли такую же уверенность, какую мы имеем в непреложность естественных законов, в их безусловную на­дежность, — перенести и в область нашей умственной и нрав­ственной жизни? Древняя Мудрость утверждает, что это воз­можно. Она раскрывает перед нами внутреннюю лабораторию человеческого бытия и показывает, что каждый человек не­престанно творит свою судьбу в трех сферах жизни: умствен­ной, психической и физической, и что все его способности и силы не что иное, как результаты его прежних действий и в то же время — причины его будущей судьбы. Далее, древняя Мудрость утверждает, что силы человека действуют не на не­го одного, но и на окружающую среду, постоянно видоизме­няя как его самого, так и среду. Исходя из своего центра — человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и че­ловек ответственен за все, что возникает в пределах их влия­ния.

Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту, определяется строгим законом справедливости и ни­когда не? зависит от случайности. «Случайность»—понятие, созданное невежеством; в словаре мудреца этого слова нет. Мудрец скажет: «Если я страдаю сегодня, это происходит оттого, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своем страдании и должен спокойно переносить его». Таково настроение человека, понявшего закон Кармы. Независимый дух, уверенность в себе, мужество, терпение и кротость — вот неизбежные последствия такого понимания, проникшего в сердце и волю человека.

Кто в первый раз слышит о Карме и начинает понимать, что все его действия подлежат такому же неизменному зако­ну, по какому в природе день сменяется ночью, того это созна­ние удручает вначале, оно представляется ему как бы желез­ным законом необходимости. Но это удрученное состояние проходит по мере того, как человек яснее познает законы, ко­торые управляют не формой, а сутью явлений. Он узнает, что хотя законы неизменны, но силы невидимого мира — вслед­ствие своей тонкости и деятельности вне пространства, и вре­мени, которыми скована физическая материя, — подлежат такому невообразимо быстрому передвижению и бесконечно­му разнообразию сочетаний, что направляя сознательно силы своей внутренней жизни, человек может работать с успехом — даже на протяжении одного короткого воплощения — над из­менением своей Кармы; далее он поймет, что работа эта со­вершается в пределах им же созданных свойств и способно­стей и им же самим поставленных ограничений, следователь­но, источник всего переживаемого, он сам, его бессмертная душа, и в его власти направить свои силы к желаемой цели.

Человек сам строит свой дом, он может внести в него «мер­зость запустения» и в его же власти перестроить его до осно­вания, сделать его прекрасным. Когда он думает, чувствует и стремится, он как; бы работает над мягкой и пластичной гли­ной, которую мнет и формует по своему усмотрению, но глина эта мягка только пока в руках его, сформованная, она быстро затвердевает. Вот почему сказано: «Взгляните! Глина в огне твердеет и делается железом, но форму ей дал сам гончар. Человек, ты вчера был господином, ныне господином твоим стала судьба».

Чтобы проверить всю истину этого изречения, следует со­поставить два образа: человека, тревожно живущего изо дня в день в подчинении у своих прихотей и страстей, и спокой­ного мудреца, ясно знающего, куда и зачем он идет; сравни­вая эти два образа, мы поймем, в каких цепях рабства нахо­дится первый, и как полна может быть свобода у человека, осознавшего свою силу.

Пестрые узоры, которые созидаются тканью человеческой Кармы денно и нощно, переплетающиеся нити стольких раз­нообразных существований так сложны, что изучение Кар­мы — самая трудная из всех наук.

Человек не только создает свой ум, свой характер, свои отношения к другим людям, но и его личная Карма входит в состав различных групп: расы, народа, семьи, и своими нитя­ми вплетается в общую ткань собирательной Кармы каждой из этих групп.

 

Чтобы выяснить себе хотя бы самые общие понятия о че­ловеческой Карме, необходимо выделить из сложного соста­ва три разряда сил, которые строят человеческую судьбу:

Мысль человека. Эта сила строит характер человека. Ка­ковы его мысли, таков будет и сам человек.

Желание или воля человека. Желание и воля, являющие собой два полюса одной и той же силы, соединяют человека с предметом его желания и устремляют его туда, где может быть удовлетворено это желание.

Поступки человека. Если поступки человека приносят дру­гим живым существам довольство и счастье, они отзовутся такими же довольством и счастьем и на нем самом; если же они доставляют другим страдание, они принесут такое же страдание и ему, ни больше ни меньше.

Когда человек вполне поймет эти три составные части, из которых образуется закон Кармы, и научится применять свое знание, тогда он сделается творцом своего будущего, госпо­дином над собственной судьбой, способным строить ее по ме­ре своего знания и своей воли.

 


МЫСЛЬ СТРОИТ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Нигде человек не является так ясно и непреложно созда­телем своей судьбы, как в области умственной. В силу боль­шой подвижности и тонкости умственных вибраций, мысли­тель сознательно творящий свою внутреннюю жизнь, может работать с такой же точностью и уверенностью, как архи­тектор, воздвигающий здание по начертанному им плану. Каждая новая мысль прибавляет новую черту к возводимой постройке, ни одна из них не пропадает даром. Группы од­нородных мыслей, повторяющиеся на протяжении несколь­ких жизней, определяют строй каждого характера, и так на­зываемые врожденные мысли и способности не что иное, как результаты умственной работы прошлого.

Желающий проверить силу мысли над характером, может в любое время испробовать эту силу на себе. Избрать самую слабую свою сторону, например, нетерпение (если человек обладает этим свойством), следует взять предметом ежеднев­ных размышлений противоположное свойство—терпение и начать изучать это свойство со всех сторон, воображая себя поочередно в самых разнообразных положениях, которые могут вызвать взрывы нетерпения, и затем мысленно застав­лять себя сохранять полное самообладание и терпение. Эту работу мысли нужно продолжать ежедневно без перерыва (непостоянные, перемежающиеся усилия не помогают) в те­чение некоторого времени; вскоре человек заметит, что мысль о терпении начинает проявляться в его сознании и помимо минут, определенных для упомянутой работы мысли. Это бу­дет указанием на то, что основа привычки" к терпению уже заложена. Если продолжать ту же работу день -за днем, ме­сяц за месяцем, придет минута, когда человек убедится, что терпение вошло как составная часть в его характер. То же самое относится и ко всем свойствам человека; постоянно думая о противоположном положительном свойстве, человек может заменить им отрицательное свойство своего характе­ра. Если работа мысли будет достаточно серьезна и упорна, успех неизбежен, а характер — не нужно забывать этого — есть важнейшее условие человеческого счастья на земле. Отзывчивый, благородный и. сильный характер есть залог великого будущего для обладателя его.

Итак, зная это свойство мысли, человек путем сознатель­ной внутренней работы может постепенно построить свой ха­рактер таким, каким желает его иметь. Смерть не прерывает этой работы, наоборот, освобожденный от оков физического тела, человек легче и полнее претворяет весь принесенный из земной жизни запас опыта. По возвращении своем на землю он принесет с собой все ранее приобретенные мысли, которые в загробной жизни переработались в наклонности и способности; соответственно последним построятся и новые проводники внутренней жизни: мозг и нервная система. Вот почему сказано: «Человек — создание размышления; над чем он размышляет в этой жизни, тем он и становится в следую­щей»[2].

Таким образом, сохраняется бессмертное содержание че­ловеческой души и мы напрасно оплакиваем угасшие циви­лизации и безвременно погибшие гении. Ничто не погибает, и работа души, не утрачивая ничего из приобретенного опы­та, возобновляется как раз с той самой грани, которой до­стигла в предыдущем воплощении[3].

Стремления, созданные в одном воплощении, преобразу­ются в новом воплощении в способности, повторявшиеся мысли — в наклонности, волевые импульсы — в деятель­ность, всевозможные испытания — в мудрость, а страдания души — в ее совесть. Разнообразные хорошие возможности, представлявшиеся человеку, но пропущенные им по неради­вости и лени, всплывут сызнова, но уже в иной форме, как неопределенное влечение, как смутная тоска, которая не получит удовлетворения по двум причинам: силы, которые в прошлом вызывались тщетно к проявлению (кармическим требованием), вследствие бездействия недоразвились, и слу­чай, т.е. условия, раз уже подобранные Кармой, могут и не повториться.

Распространенное убеждение, что среда создает наш ум­ственный строй, происходит от неведения истинного течения нашей внутренней жизни. Не среда создает ум человека, а человек действием кармического закона устремляется в ту среду, которая соответствует его наклонностям. Доказатель­ством служат, люди, резко отличающиеся с раннего детства от своей среды: в них нет ничего общего с окружающими и если воля их сильна, они изменяют направление своей Кар­мы, переходя в иную, более сродную для них, среду. Попа­дают же они в неподходящую среду благодаря тому, что поступками своими и грехами связали себя тесно с людьми именно этой среды. Резкой иллюстрацией этой мысли служит судьба нашего Ломоносова, который родился в семье без­грамотных рыбаков, и, тем не менее, усилиями сильной воли перенес свою жизнь в сродную для него среду передовых ученых своего века.

Если таких людей немного, то это доказывает не то, что среда создает наш ум, а то, что каждый человек устремля­ется в среду, подходящую для той ступени развития, которая им уже достигнута. Таков закон: мы сами строим свой ум; если постройка хороша — мы пользуемся всеми ее преиму­ществами, если дурна — мы сами испытываем всю ответст­венность за дурные ее свойства.

Но этого мало — последствия мысли отражаются не на одном творце ее. Нет ничего более ответственного, как мысль человеческая, ибо ни одна сила так легко не передается дру­гим, как наши мысли. Зарождаясь в одном уме, они — в си­лу быстроты и легкости своих вибраций, несравненно более быстрых, чем свет и электричество, — легко передаются ок­ружающим. Мысль одного человека передается другому, мысль последнего — первому, завязываются нити, которые свяжут вместе людей к добру или злу, определят для наше­го будущего родных, друзей или недругов. Вот почему иные любят нас без всякой видимой причины, а иные ненавидят нас будто незаслуженно. Закон, исходящий отсюда, сводит­ся к следующему: наши мысли, действуя на нас самих, соз­дают наш умственный и нравственный характер, благодаря своему воздействию на других, они завязывают кармические нити, которыми люди будут связаны в последующем вопло­щении.


Date: 2016-08-31; view: 239; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию