Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 22. Преступления в сфере экономической 2 page
Условия и порядок маркировки также установлены Постановлениями Правительства РФ от 20.02.2010 N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции" (в ред. от 14.08.2012) <1>, от 26.01.2010 N 27 "О специальных марках для маркировки табачной продукции" (в ред. от 14.02.2012) <2>, от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (в ред. от 11.07.2012) <3>, от 31.12.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" (в ред. от 27.07.2012) <4>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2010. N 9. Ст. 968; 2012. N 34. Ст. 4742. <2> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 534; 2012. N 8. Ст. 1042. <3> СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5748; 2006. N 3. Ст. 298; N 47. Ст. 4914; 2009. N 4. Ст. 505; 2010. N 10. Ст. 1093; N 23. Ст. 2852; 2011. N 5. Ст. 746; N 18. Ст. 2634; 2012. N 1. Ст. 124; N 29. Ст. 4129. <4> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 300; N 32. Ст. 3569; 2007. N 44. Ст. 5373; 2009. N 4. Ст. 505; 2010. N 12. Ст. 1335; 2012. N 32. Ст. 4563.
2. Цели маркировки товаров, продукции отчасти совпадают. Так, маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой подтверждает легальность их производства, а маркировка акцизными марками подтверждает оплату этих марок как авансовый платеж для всей суммы акциза и, следовательно, законность перемещения товаров через таможенную границу. 3. Под знаком соответствия согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 03.12.2012) <1> понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Указание на добровольность получения знака соответствия означает, что в настоящее время отсутствуют товары, продукция, которая бы подлежала обязательной маркировке знаками соответствия, защищенными от подделок. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2005. N 19. Ст. 1752; 2007. N 19. Ст. 2293; N 49. Ст. 6070; 2009. N 29. Ст. 3626; N 48. Ст. 5711; 2010. N 1. Ст. 5, 6; N 40. Ст. 4969; РГ. 2011. N 161; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7025; N 50. Ст. 7351; 2012. N 31. Ст. 4322; РГ. 2012. N 283.
4. Производство немаркированных товаров и продукции следует понимать как результат деятельности по их изготовлению. Преступление в этой форме окончено, когда товары без соответствующих марок полностью готовы к реализации и достоверно установлено, что производитель не собирался их маркировать. 5. Приобретение означает получение товаров, продукции путем покупки, обмена, займа и т.д. Момент окончания в теории связывают с фактическим обретением лицом возможности владеть, пользовать, распоряжаться такими товарами. 6. Под хранением следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением предметами (содержание на открытых площадках, в помещении, специальных хранилищах, тайниках и др.). Это преступление признается длящимся, что и определяет момент его окончания. 7. Под перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает предметы из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства. В данной форме преступление окончено с момента начала перемещения, поэтому при задержании товара в пути следования деяние считается оконченным. 8. Сбытом является всякое отчуждение, например, продажа, дарение, оплата такими товарами услуг и т.п.; передача для временного хранения к сбыту не относится. Окончен сбыт с момента фактического отчуждения товара, продукции. 9. Понятие крупного размера дано в примеч. к ст. 169 УК, таким размером является стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб. 10. Субъективная сторона - прямой умысел. Для отнесения таких действий, как производство, приобретение, хранение, перевозка немаркированных товаров, к признакам преступления необходимо установить цель сбыта данных товаров. Это означает, что, к примеру, перевозка немаркированного товара в крупном размере его приобретателем для употребления на семейном торжестве состава преступления не образует. 11. Субъект преступления - общий. 12. Понятие организованной группы раскрыто в ст. 35 УК. 13. Особо крупным размером согласно примеч. к ст. 169 УК признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 6 млн. руб. 14. Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 171.1 УК.
Статья 171.2. Незаконные организация и проведение азартных игр
Комментарий к статье 171.2
1. Рассматриваемая норма охраняет отношения, позитивно регулируемые прежде всего Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 16.10.2012) <1>. Соответственно, содержание большинства понятий, используемых в комментируемой статье, устанавливается в этом Федеральном законе. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7; 2009. N 30. Ст. 3737; 2010. N 17. Ст. 1987; N 45. Ст. 5746; 2011. N 19. Ст. 2716; N 24. Ст. 3358; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; 2012. N 43. Ст. 5781.
2. Под азартными играми понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Под игровым оборудованием имеются в виду устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, в том числе игровой стол, игровой автомат, под игорной зоной - часть территории РФ, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой установлены в соответствии с указанным Федеральным законом (п. п. 1, 7, 16, 17, 18 ст. 4). Игорные зоны создаются в порядке, определенном ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Положением о создании и ликвидации игорных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 376 (в ред. от 16.10.2012) <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 26. Ст. 3181; 2011. N 5. Ст. 749; 2012. N 43. Ст. 5781.
3. О понятии информационно-телекоммуникационных сетей и их использовании см. ст. ст. 2, 15 и др. Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 28.07.2012) <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448; 2010. N 31. Ст. 4196; 2011. N 15. Ст. 2038; РГ. 2011. N 161; 2012. N 172.
4. О понятии средств связи см. ст. 2 и др. Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 25.12.2012) <1>. О понятии подвижной связи см. Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" (в ред. от 06.10.2011) <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 29. Ст. 2895; 2007. N 7. Ст. 835; 2010. N 29. Ст. 3625; 2010. N 7. Ст. 705; N 15. Ст. 1737; N 27. Ст. 3408; N 31. Ст. 4190; 2011. N 7. Ст. 901; N 9. Ст. 1205; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4284, 4291; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 49 (ч. 5). Ст. 7061; N 50. Ст. 7351, 7366; 2012. N 31. Ст. 4322, 4328; РГ. 2012. N 302. <2> СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2133; N 27. Ст. 2768; 2007. N 7. Ст. 898; N 43. Ст. 5194; 2008. N 8. Ст. 749; 2011. N 42. Ст. 5922.
5. Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается выдаваемый в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; осуществляют функции по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне органы управления игорными зонами (п. 8 ст. 4, ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ). Орган управления игорной зоной должен представлять собой орган исполнительной власти субъекта РФ, специально созданный для целей управления игорной зоной, осуществляющий свои полномочия на основе принятого органом законодательной власти субъекта РФ нормативного правового акта с соблюдением требований настоящего Федерального закона, а также соответствующего решения Правительства РФ о создании игорной зоны. В настоящее время идет работа по формированию органов управления игорными зонами <1>. Порядок и основания выдачи указанных разрешений установлены ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ. -------------------------------- <1> См.: Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2009.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23, если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). 6. Проведение азартных игр состоит в непосредственном участии в заключении соответствующих сделок с участниками игр. Организация азартных игр может состоять в организации совершения преступления в виде проведения игр, в руководстве проведением игр, в создании организованной группы с целью незаконного проведения азартных игр, когда далее лицо в руководстве группой уже не участвует, но в соответствии с его замыслом участники организованной группы извлекают не менее чем крупный доход в результате незаконного проведения азартных игр. Исходя из п. п. 5 и 10 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организатор азартной игры может непосредственно заключить соглашения с участником игры, в этом случае при предусмотренных в комментируемой статье условиях содеянное должно квалифицироваться и как проведение незаконных азартной игры. 7. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента извлечения дохода в крупном размере (см. примеч. к ст. 169). Об исчислении такого дохода см. коммент. к ст. 171. 8. Деятельность по организации и проведению азартных игр является предпринимательской, поэтому и в случае осуществления такой деятельности незаконно (так же, как при незаконном предпринимательстве) она должна отвечать содержательным признакам данной деятельности, указанным в п. 1 ст. 2 ГК. Из этого, в частности, следует, что если такая деятельность направлена не на систематическое извлечение прибыли, а на заключение разовых сделок, содеянное состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не образует <1>. Однако доказанность лишь разовых сделок сама по себе не свидетельствует о том, что у лица не было намерения осуществлять деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли. Поэтому выявление лишь одной или нескольких сделок, в результате которых извлечен доход, не достигающий крупного размера, должно квалифицироваться по ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 171 УК, если умысел лица был направлен на извлечение крупного дохода в результате незаконной организации или проведения азартных игр (данное правило применяется и при квалификации по ч. 3 ст. 33, п. "а" ч. 2 ст. 171 УК при установлении направленности умысла на извлечение дохода в особо крупном размере). -------------------------------- <1> Постановлением Президиума ВС РФ от 08.02.2006 N 861п05пр данное Определение оставлено без изменения.
9. Субъект преступления - общий. В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организатором азартной игры названо юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр. Однако следует учесть, что это определение рассчитано на законную деятельность по организации и проведению азартных игр, а потому не может ограничивать действие комментируемой статьи, предусматривающей ответственность за незаконную деятельность. Поэтому к ответственности по комментируемой статье могут быть привлечены и лица, не находящиеся в трудовых отношениях с каким-либо юридическим лицом, но фактически незаконно осуществляющие указанный вид деятельности <1>. -------------------------------- <1> Такова и судебная практика по привлечению к административной ответственности за соответствующее нарушение. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 9174/10 по делу N А31-8793/2009; Определение ВАС РФ от 30.09.2010 N ВАС-9174/10 по делу N А31-8793/2009.
10. Преступление совершается умышленно. По отношению к размеру дохода умысел может быть неконкретизированным. 11. О квалифицирующих признаках извлечения дохода в особо крупном размере и совершения преступления организованной группой см. коммент. к ст. 171.
Статья 172. Незаконная банковская деятельность
Комментарий к статье 172
1. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.12.2012) <1> банковские операции, предусмотренные этим законом, разрешено осуществлять кредитным организациям, включая банки, на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Виды банковских операций перечислены в ст. 5 указанного Закона. К ним, в частности, относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет, купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах. -------------------------------- <1> Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10. (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.
2. Банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности. Понятия осуществления предпринимательской деятельности без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, излечения дохода в крупном и особо крупном размере, причинения крупного ущерба раскрыты в коммент. к ст. 171. 3. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной. 4. Субъект преступления определяется так же, как и субъект незаконного предпринимательства. Хотя в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" указано на то, что законную банковскую деятельность могут осуществлять только кредитные организации, субъектом преступления, предусмотренного ст. 172 УК, может быть и гражданин, не являющийся руководителем либо сотрудником такой организации. Иными словами, если такое физическое лицо осуществляет банковские операции, например, куплю-продажу иностранной валюты (на осуществление таких операций физическое лицо согласно закону получить лицензию не может), то данное лицо при наличии иных предусмотренных комментируемой статьей условий подлежит ответственности за незаконную банковскую деятельность. Это следует, в частности, из ст. 13 упомянутого Закона, согласно которой граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке в том числе и уголовную ответственность. 5. Понятие организованной группы раскрыто в ст. 35 УК. 6. Особо крупным размером согласно примеч. к ст. 169 УК признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 6 млн. руб.
Статья 173. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ.
Статья 173.1. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица
Комментарий к статье 173.1
1. Статьей 50 ГК установлено, что юридические лица могут быть коммерческими либо некоммерческими организациями, здесь же предусмотрены формы, в которых они могут создаваться; так, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Законодательством об отдельных видах коммерческих и иных организаций регламентированы особенности их создания и реорганизации. В частности, для акционерных обществ этот порядок определен в гл. II Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 29.12.2012) <1>. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 2 этого Закона общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Такой порядок (из него законодательством могут быть установлены некоторые исключения) предусмотрен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 29.12.2012) <2>, исходя из подп. "г" п. 1 ст. 5 которого "образование" применительно к юридическому лицу используется как общее, объединяющее понятие для создания и реорганизации организации. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; N 45. Ст. 4436; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 11. Ст. 913; N 15. Ст. 1343 N 49. Ст. 4852; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2006. N 1. Ст. 5, 19; N 2. Ст. 172; N 31 (ч. 1). Ст. 3437 3445, 3454; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; N 31. Ст. 4016; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18 Ст. 1941; N 42. Ст. 4698; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 14, 23; N 19. Ст. 2279; N 23. Ст. 2770 N 29. Ст. 3618, 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; N 45. Ст. 5757; 2011. N 1 Ст. 13, 21; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7024; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3267; N 31. Ст. 4334. <2> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 21. Ст. 2526; N 31. Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1). Ст. 7002; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31. Ст. 4322.
2. Словосочетание "образование юридического лица через подставных лиц" довольно многозначно, однако при его толковании следует учитывать, что согласно примеч. к комментируемой статье под подставными лицами понимаются лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано юридическое лицо. Таким образом, под подставными следует понимать указанных лиц, названных в представляемых для регистрации юридического лица документах (ст. ст. 12, 14, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) вне зависимости от того, они либо иные лица выступили в роли заявителей (п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). 3. Преступление окончено с момента государственной регистрации, которым признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Однако под образованием юридического лица следует понимать не только сам факт регистрации, но и действия, непосредственно ему предшествующие и указанные в диспозиции комментируемой нормы и примеч. к ней в качестве признаков объективной стороны деяния: введение в заблуждение учредителей либо иных названных в примеч. лиц, представление документов в регистрирующий орган и т.д. К признакам объективной стороны деяния относятся и действия, в частности, представление документов в регистрирующий орган, совершенное по указанию виновного лицами, не осведомленными о незаконном характере этих действий; в последнем случае эти действия должны быть вменены виновному в силу ч. 2 ст. 33 УК как признаки совершения преступления путем посредственного исполнения его состава. С учетом изложенного, действия, непосредственно направленные на регистрацию юридического лица с использованием подставных лиц (введение в заблуждение названных в примеч. к комментируемой статье лиц, представление документов в регистрирующий орган и т.д.), если образование юридического лица не завершилось его регистрацией по независящим от виновного обстоятельствам, квалифицируются не как приготовление, а как покушение на совершение предусмотренного названной нормой преступления. 4. Приведенная в примеч. к комментируемой статье дефиниция существенно ограничивает пределы действия комментируемой нормы. Из нее, в частности, следует, что регистрация юридического лица с использованием поддельных либо похищенных паспортов лиц, указанных в документах в качестве учредителей (участников) юридического лица или членов органов управления юридического лица, не образует состава предусмотренного данной статьей преступления, если лица, данные о которых содержатся в указанных документах, не были при этом введены в заблуждение относительно, например, цели использования указанным образом полученных у них паспортов. 5. Содержащееся в примеч. положение, согласно которому образование юридического лица через подставных лиц означает его образование путем введения в заблуждение учредителей (участников) или органов управления регистрируемого юридического лица, не должно пониматься буквально, поскольку, собственно, введение указанных лиц в заблуждение не может привести к такому результату, как регистрация юридического лица. Под введением названных лиц в заблуждение как одним из признаков объективной стороны деяния, предусмотренного комментируемой статьей, следует, в частности, понимать обманное приобретение, временное получение у этих лиц документов, используемых при регистрации, получение у них подписи под заявлением или иными документами, представляемыми для регистрации, под видом подписи документов иного рода, и т.д. 6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. 7. Субъект преступления - общий. 8. Под использованием служебного положения, предусмотренным в качестве квалифицирующего обстоятельства в п. "а" ч. 2 комментируемой статьи, следует понимать использование должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами, а также лицами, названными в примеч. 1 к ст. 201 УК, своих должностных либо служебных полномочий, а также возможностей влиять, в том числе незаконно, на действия и решения подчиненных либо подконтрольных им лиц. Такое использование служебного положения может включать действия, облегчающие введение названных в примеч. лиц в заблуждение или совершенные при процедуре регистрации (например, когда виновный является одним из руководителей регистрирующего органа и дает подчиненному, принимающему документы на регистрацию, соответствующие указания). Данный признак будет иметь место в действиях, например, сотрудника органов внутренних дел, изъявшего у гражданина паспорт будто бы для проверки, а в действительности использовавшего его при регистрации юридического лица. Вместе с тем данный признак отсутствует, например, в случае, когда главный врач медицинского учреждения, проводя лечение престарелых пациентов, уговаривает их подписать якобы заявление о получении бесплатных лекарств, а на самом деле подписывает у них необходимые для регистрации документы, где эти пациенты выступают в качестве названных в примеч. к комментируемой статье лиц. В этом случае, хотя главный врач и является должностным лицом, однако при совершении преступления он использует отношения, сложившееся с вводимым им в заблуждение пациентом в связи с осуществлением не служебных, а профессиональных функций. 9. В п. "б" ч. 2 комментируемой статьи названо совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК). Для квалификации по этому признаку вопрос об отнесении введения названных в примеч. к статье лиц в заблуждение в объективную сторону рассматриваемого преступления также имеет важное значение. Поскольку исходя из систематического толкования ч. 1 и примеч. к комментируемой статье введение названных в примеч. лиц в заблуждение входит в объективную сторону преступления, то это означает: если лицо ввело в заблуждение других лиц, обманом получив их паспорта и указав без их на то согласия данные об этих лицах в представляемых в регистрирующих орган документах, т.е. это лицо начало выполнять объективную сторону преступного деяния, а лишь затем подыскало соучастника, который представил документы для регистрации, в содеянном обсуждаемого квалифицирующего признака нет, ввиду того что соучастники заключили соответствующую договоренность уже после начала выполнения одним из них объективной стороны предусмотренного комментируемого статьей преступления. 10. Поскольку документы, предоставляющие право на государственную регистрацию юридического лица, постановку на налоговый учет в инспекцию ФНС России, а также на открытие расчетного счета, а именно: заявление о государственной регистрации юридического лица, решение учредителя о его создании, устав, заявление об открытии расчетного счета, карточку с образцами подписи и оттиска печати - судебная практика признает официальными документами <1>, предусмотренное комментируемой статьей деяние должно при наличии к тому и иных оснований квалифицироваться по совокупности с ч. 2 ст. 327 либо ст. 292 УК. -------------------------------- <1> См.: Постановление Президиума ВС РФ от 31.03.2010 N 369-П09ПР.
Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица
Комментарий к статье 173.2
1. Круг документов, о котором идет речь в данной статье, определяется одинаково вне зависимости от трактовки понятия "образование юридического лица": и если трактовать это понятие узко, т.е. только как внесение соответствующих записей о создании либо реорганизации юридического лица в соответствующий реестр, и если понимать образование юридического лица шире, включая в него и иные действия (см. п. п. 3 и 9 коммент. к ст. 173.1). В перечень этих документов следует включать документы, которые в законодательстве определены как удостоверяющие личность, например, паспорт (заграничный паспорт). В частности, речь идет о документах лиц, указанных в п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, названных в законе как заявители. Подлинность их подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Перечень лиц, могущих выступать в роли заявителя, определен в п. 1.3 указанной статьи. Водительское удостоверение, студенческий билет и т.п. законодательством не признаются документами, удостоверяющими личность, хотя и признаются в судебной практике важными личными документами. Понятие доверенности дается в ст. 185 ГК. Date: 2016-08-31; view: 247; Нарушение авторских прав |