Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проявлений этнорелигиозного экстремизма в подростковой среде





1. Основы технологии примирения [40]

Восстановительные технологии универсальны. Они могут применяться и интерпретировать методы в зависимости от целевой группы, ситуации, обстоятельств и т.д. Этнорелигиозные конфликты на Северном Кавказе – не редкое явление. Иногда их могут интерпретировать, как бытовые. Часто администрации школ замалчивают истинную причину того или иного конфликта. Однако это чревато тем, что конфликт. Переходя в латентную форму, не исчерпывается. А наоборот разрастается. Нужно отметить, что психологические травмы от конфликтов на религиозной почве, как и от межэтнических конфликтов значительно дольше «заживают», а иногда не проходят совсем и рано или поздно становятся либо причиной агрессии, либо депрессии. И одно и другое не способствует здоровому развитию подростка. Поэтому разрешение этнорелигиозного конфликта – очень важный аспект в деятельности служб школьной медиации.

В любой конфликтной и криминальной ситуации есть обидчик, и есть жертва. Фактически, как тот, так и другой – жертвы. В том восстановительном понимании, которое исповедуют практически все медиаторы. Но де юре жертвой является тот участник конфликтной ситуации, который пострадал от обидчика. Но, как правило, мы больше внимания уделяем обидчику. Вся карательная машина приходит в действие. И вот обидчик наказан. Фух! Вопрос решён. Можно забыть. Ан нет! Забыть-то иногда и невозможно. И причин этого следствия может быть много. Первая – смирился ли обидчик? Или он ждёт случая, чтобы отомстить своей жертве за правосудие. Вторая – удовлетворена ли наказанием обидчика сама жертва? Третья – какие последствия (чувства, переживания, страхи) остались от всей криминальной или конфликтной истории? Четвёртая – осознал ли обидчик, что нанёс ущерб, и готов ли он его добровольно возместить? И т.д.

В обычной ситуации, при карательном подходе при разрешении конфликтной ситуации, обидчик обязательно должен быть наказан, а жертва удовлетворяться тем, что его обидчик «получил по заслугам». В таком случае конфликт не исчерпывается, а переходит в другую стадию. И обидчик, и жертва – дезадаптированы.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций из реальной жизни. При конфликтной (криминальной) ситуации:

1. обидчик - социально незащищённый несовершеннолетний;

2. обидчик из семьи состоятельных родителей (всё можно купить);

3. обидчик психически больной человек;

4. обидчик по случайности;

В первой ситуации жертва, удовлетворяясь сатисфакцией за обиду, закладывает мину замедленного действия. Может и не «взорваться», а может и «взорваться». Вторая ситуация – точно взрывоопасна. Не только сынок, но и папа мстить могут. Больной человек здоровее не станет (например, наркоман или психически не уравновешенный человек) и при встрече также может. Ну, и по случайности тоже, не вызовет удовлетворения жертвы, если случай не умышленный, а человек строго наказан.

Давайте разберёмся, какую цель мы проследуем при разрешении конфликта? Восстановить в правах жертву? Да. Наказать обидчика? Или достичь понимания обидчиком своей неправоты, раскаяния и возмещения ущерба? Второе нам кажется более результативным. Такой подход более существенен в попытках восстановить

 

 

существовавший до совершённого действия «миропорядок». Этот подход не консервирует агрессию, а наоборот, её нивелирует, снижает.

При нахождении примирительного решения жертва обиды не проигрывает, а при сложившихся обстоятельствах обретает самую оптимальную сатисфакцию, не угрожающую ему, не заставляющую его переживать о справедливости решения, и материальный ущерб больше шансов восстановить, и примирительный характер решения не оставляет переживаний о дальнейшей участи наказанного обидчика (например, в той ситуации, когда обидчик – подросток, попавший в сложную жизненную ситуацию).

Примирительные технологии – это область восстановительного правосудия. Это профилактическая технология разрешения конфликтных ситуаций, способствующая не доведению дела до судебного процесса (досудебная практика) и предупреждению изоляции подростков, находящихся в конфликте с законом, детей группы риска, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

Примирительные технологии – это также и социально-психологическая поддержка жертв правонарушений и преступлений.

Технологии примирения применяются в школах и других социальных учреждениях для несовершеннолетних. Только эти технологии помогают вернуть миропорядок среди всех участников конфликта, возместить ущерб и предотвратить эскалацию ненависти и рецидив правонарушения или преступления.


Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью медиаторов помогает реализовать важные для общества ценности:

1. примирение конфликтующих сторон,

2. исцеление жертв преступлений,

3. заглаживание вреда силами обидчиков,

4. участие в этих процессах ближайшего социального окружения.

Ядром примирительных программ являются медиации – посредничество в разборе ситуации и поиске решения для примирения; круги примирения – обсуждение ситуации в кругу ближайшего социального окружения; семейные конференции – разбор ситуации в семейном кругу. Основой этих примирительных процедур являются встречи конфликтующих сторон или жертвы и правонарушителя, в ходе которых обсуждаются важные для общества и для людей способы цивилизованного выхода из конфликта или криминальной ситуации.

В ходе проведения примирительных встреч при помощи подготовленных медиаторов (ведущих примирительные процедуры) меняются отношения между участниками конфликта: от взаимного отчуждения к пониманию и принятию друг друга.

В результате достигается осознание и заглаживание вреда обидчиком, понимание со стороны жертвы причин и обстоятельств, вызвавших обидчиком действия, принесшие жертве вред, и принятие договорённостей и действий, возмещающих ущерб и восстанавливающих миропорядок, существовавший до конфликта. Вот примерные этапы достижения примирения: извинение – заглаживание вреда – понимание – прощение – принятие. Обратим внимание, что это именно такие действия, на основе которых держится и не распадается общество: добро, понимание, прощение, осознание неправильности поступка и раскаяние.

Важнейшей ценностью и целью восстановительной медиации является работа по взаимопониманию и «очеловечиванию» взаимоотношений.

Конфликт или криминальная ситуация приводит часто к тому, что люди начинают видеть друг в друге исключительно негативные стороны, возрастает чувство недоверия и страха, ненависти и злобы. Человек, заражаясь этими чувствами, порой не в состоянии воспринимать адекватно ни свои действия, ни действия других.

Восстановительная медиация, за счёт восстановления способности понимания ситуации, позволяет не только снять негативные представления у сторон относительно друг друга, но и способствует восстановлению доверия между людьми – ключевого элемента социального капитала.

 

 

Ведущий таких встреч (медиатор) помогает людям выразить полноту их ситуации и донести её друг до друга таким образом, чтобы участники, узнав путём подчас многоступенчатого и многостадийного общения сущностно важные детали и подробности ситуации другого, которые были до этого скрыты от них, нашли в себе силы для обсуждения совместного решения данной проблемы. Медиатор, образно говоря, строит лестницу, шагая по которой, люди узнают всё больше и больше друг о друге, и это знание помогает им справиться с ситуацией.







Date: 2016-08-31; view: 284; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию