Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повторное рассказывание сказки логопедом.





Логопед приглашает детей на стульчики и предупреждает их, что расскажет сказку еще раз, а они будут ее пересказывать. Рассказывает сказку и показывает картинки.

7. Небольшая пауза для обдумывания сказки детьми. Дети молча рассматривают сюжетную картинку к сказке.

Пересказ сказки по ролям.

Логопед раздает детям плоскостные фигурки персонажей сказки, берет на себя роль рассказчика и организует пересказ сказки паролям.

9. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед раздает детям открытые на последней странице тетради, ставит на столе контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Найдите героев нашей сказки — лисичку и зайчика. Чего не хватает на рисунках?

Дети. Ушка у зайчика и хвостика у лисички.

Логопед. Дорисуйте простым карандашом ушко и хвостик, потом раскрасьте лису оранжевым карандашом, а зайку — серым.

Дети выполняют работу, логопед оказывает им необходимую помощь, а потом оценивает работу каждого из детей.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед просит детей вспомнить название сказки, которую они пересказывали, а также рассказать, чем еще они занимались сегодня.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, согласование числительных с существительными), элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти), слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие просодической стороны речи, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе. Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.

Оборудование. Игра «Угости животных», плоскостные изобра­жения диких животных, предметные картинки с изображениями диких животных[25], большая мягкая игрушка-лиса, корзина с маленькими мячиками.

Предварительная работа. Чтение рассказов Е. Чарушина «Лисята», В. Бианки «Как лиса барсука из дома выгнала», И. Соколова-Микитова «Белка».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. На столе разложены предметные картинки.

Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сосчитайте детенышей на них. Скажите, сколько у вас детенышей?

1-й ребенок. У меня пять лисят.

2-й ребенок. У меня три зайчонка.

3-й ребенок. У меня четыре медвежонка.

4-й ребенок. У меня пять ежат.

Логопед. Правильно. Молодцы! Садитесь.

2. Отгадывание загадок о диких животных. [Развитие диалогической речи, мышления.]

Логопед собирает картинки и помещает на наборное полотно предметные картинки с изображениями диких животных.

Логопед. Сейчас я буду загадывать вам загадки о диких животных. А картинки помогут вам их отгадать. Слушайте первую загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост-краса.

Кто это?

Дети. Лиса.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Она рыжая, у нее пышный хвост.

Логопед. Слушайте следующую загадку.

В густом лесу под елкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

Дети. Это еж.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. Он колючий, у него есть иголки. Логопед. И последняя загадка.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орешки мелко.

Ну конечно, это...

Дети....Белка.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. Она любит орешки, у нее пышный хвостик.

Логопед. Молодцы! Отгадали все мои загадки. Похлопайте себе.

3. Игра «Угости животных» [26]. [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения диких животных, а на столе раскладывает плоскостные изображения «угощения» для них.

Логопед. Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным и начинать свои ответ словами «я угощу...»

1-й ребенок. Я угощу медведя медом.

2-й ребенок. Я угощу белку орешками.

3-й ребенок. Я угощу медведя малиной.

4-й ребенок. Я угощу белку грибами.


Логопед. Молодцы! Животные вас благодарят.

4. Подвижная игра «Ежик и барабан». (Повторение, см. с. 58.) [Координация речи с движением, развитие подвижности, ловкости.]

Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.

5. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Щеточка», «Мостик качается», «Заборчик», которые они научились делать на прошлых занятиях.

Каждое упражнение повторяется 3—4раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.

6. Упражнение «Повтори за мной». [Повторение предложений с двусложными словами. Работа над слоговой структурой слова (слова из двух открытых слогов).]

Логопед приглашает детей к столу.

Логопед. Сейчас вы будете повторять то, что я сказала, по цепочке друг за другом.

Дети повторяют за логопедом предложения: «Лиса пила воду», «Лоси ели сено».

1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». (Повторение, см. с. 317.) [Координация речи с движением, развитие тонком моторики.]

8. Игра «Кто лишний?» [Развитие зрительного внимания.]

Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображениями животных.

Логопед. Кого вы видите?

Дети. Ежа, утку, курицу и гуся.

Логопед. Кто из них лишний?

Дети. Еж.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. Это дикое животное.

Логопед. А все остальные?

Дети. Домашние птицы.

Логопед меняет комплект картинок.

Логопед. Кого вы видите?

Дети. Это лисенок, медвежонок, волк и зайчонок.

Логопед. Кто лишний?

Дети. Волк.

Логопед. Почему?

Дети. Он не детеныш.

Логопед. Правильно. Это взрослое животное.

Дети. А остальные детеныши.

Логопед. Верно! Это было очень трудное задание. Молодцы!

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед просит детей рассказать, чем они занимались сегодня, что им понравилось на занятии.

Февраль, 1-я неделя

Тема «Профессии. Продавец. Звук и буква А»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме (работать, продавать, покупать, отпускать, продавец, покупатель, магазин, весы). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в винительном падеже).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим.

Оборудование. Картина «В магазине»[27], плоскостные фигурки для игр «В универмаге» и «Помоги аисту», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, картинки для организационного момента.

Предварительная работа. Разучивание диалога «Веселый магазин», экскурсия с родителями в магазин, знакомство с профессией продавца и действиями, которые он совершает; рассматривание весов и кассового аппарата, чтение книги А. Кардашова «Простые волшебники», рассматривание иллюстраций к ней, беседа по ней.


Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии».]

Логопед приглашает детей в кабинет и организует приветствие. Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением людей разных профессий.

Логопед. Кого вы видите на картинах? Что они делают? Расскажите. Послушайте, как это сделаю я. Это врач (показывает картинку с изображением врача]. Он лечит детей.

1-й ребенок. Это продавец. Он продает игрушки. (Садится.)

2-й ребенок. Это воспитатель. Он читает книгу детям. (Садится.)

3-й ребенок. Это дворник. Он подметает дорожку. (Садится.)

4-й ребенок. Это повар. Он варит суп. (Садится.)

Логопед. Вы правильно назвали профессии людей на картинках. Сегодня мы с вами и поговорим о профессиях. Вы знаете, для чего люди работают? Они приносят пользу своим трудом, делают жизнь интересной и красивой.

2. Рассматривание картинки «В магазине». Беседа по ней. [Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи.]

Логопед собирает картинки и помещает на наборное полотно картинку «В магазине».

Логопед. Вчера вы ходили с родителями в магазин и видели, как работает продавец, что он делает. Посмотрите на картинку, вспомните, что вы видели вчера, и ответьте на мои вопросы. Кто это?

Дети. Это продавец.

Логопед. Где он работает?

Дети. Он работает в магазине.

Логопед. Что он делает?

Дети. Продает овощи и фрукты.

Логопед. Что стоит перед ним?

Дети. Это весы.

Логопед. Продавец взвешивает капусту на весах и отпускает товар покупателям.

3. Игра «В универмаге». [Развитие речевого слуха.]

Логопед убирает картинку и достает игру «В универмаге».

Логопед. А теперь мы поиграем в игру «В универмаге». Посмотрите на магнитную доску. За покупками пришли осел, козел, кошка и белка. Вы должны запомнить, что каждый из них покупает предметы определенного цвета. Сейчас вы должны будете угадать, какой цвет выбрал каждый из зверей.

Логопед читает стихотворение и выставляет рядами плоскостные изображения покупок, которые сделали звери.

В универмаге встретил я

Осла, козу и кошку.

Они купили красный мяч

И желтую гармошку.

Зайдя в другой, увидел я

Осла, козу и белку.

Они купили красный плащ

И белую тарелку.

Зашел я в третий, встретил там

Опять осла и кошку.

Они купили в этот раз

Лишь желтую матрешку.

Мне срочно нужен твой совет,

Задумайся немножко.

Скажи, какой любимый цвет

У белки и у кошки.

И кто не сделал ни одной

Покупки в магазинах,

Поскольку не было, увы,

Товаров ярко-синих.

Н. Разговоров

Можете вы сказать, предметы какого цвета покупала кошка?


Дети. Желтые.

Логопед. А белка?

Дети. Белые.

Логопед. А кто не купил ни одного предмета?

Дети. Осел.

Логопед. Какие же предметы покупала коза?

Дети. Красные.

Логопед. Молодцы! У вас очень хорошо получилось! Похлопайте себе! И давайте пойдем на ковер и немного поиграем.

4. Подвижная игра «Снежная баба». (Повторение, см. с. 197.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

5. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей к столу, раздает им открытые на с. 2 тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Что вы видите на картинке в тетради?

Дети. Это весы.

Логопед. Для чего они нужны?

Дети. На них взвешивают продукты.

Логопед. Обведите весы по точкам простым карандашом, а потом раскрасьте их в тот цвет, который вам больше нравится. Расскажите, какие у вас весы. Постарайтесь рассказывать по-разному. Например: «У меня.., я раскрасил.., я взял...»

1-й ребенок. У меня красные весы.

2-й ребенок. Ау меня зеленые весы.

3-й ребенок. Я раскрасила весы в синий цвет.

4-й ребенок. Я взяла желтый карандаш и раскрасила весы.

Логопед. Теперь обведите гири и раскрасьте их черным карандашом. А вечером, после дневного сна, подумайте, что вы хотите взвесить на этих весах, и нарисуйте.

6. Диалог «Веселый магазин». [Развитие просодической стороны речи.]

Логопед приглашает детей на коврик.

Логопед. А сейчас давайте повторим стихотворение «Веселый магазин», которое вы выучили с воспитателем. Настя будет продавцом, Рома будет крокодилом, Саша будет говорить сразу за двух бобров, а Даша будет автором. Помните, что сначала вопросы задает крокодил. Он должен говорить грубым, низким голосом. Бобры задают вопросы веселыми голосами. А вот продавец у нас сердитый и недовольный.

1-й ребенок. Открываем магазин,

Продаем продукты.

Покупает крокодил

Овощи и фрукты.

2-йребенок. Сколько стоит кабачок?

3-й ребенок. Кабачок? Пятачок.

2-й ребенок. Дайте два пятачка.

3-й ребенок. Дайте два кабачка.

1-й ребенок. В магазин пришли с работы

Покупатели-еноты

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

Говорит продавец:

3-й ребенок. Две копейки — огурец!

4-й ребенок. Дайте нам по огурцу!

3-й ребенок. Заплатите продавцу!

7. Специальная артикуляционная гимнастика. [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и напоминает, как нужно правильно сесть.

Логопед. Давайте вспомним, как мы делаем упражнение «Лопата». Положите мягкий язычок на нижнюю губу. Каждому из вас я прикреплю к языку кусочек тонкой бумаги. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на язык так, чтобы бумажка улетела.

Упражнение проводится 2—3 раза.

Логопед. Теперь давайте вспомним, как делается упражне­ние «Мостик». Выгорбите язычок и упритесь его кончиком в нижние зубы. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «мостик» так, как вы только что дули на язык, чтобы сдуть бумажку.

Упражнение проводится 2—3раза.

Логопед. И наконец сделаем упражнение «Заборчик». Закройте «мостик» зубами. Не сжимайте зубы, чтобы между ними осталась узкая щель. По моей команде вы опять подуете на язычок, как делали это только что.

Упражнение проводится 2—3 раза.

8. Игра «Помоги аисту». [Развитие фонематических представлений.]

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения аиста и прилавка с продуктами.

Логопед. Давайте поможем аисту, который пришел в магазин купить продукты, названия которых начинаются со звука [а].

Дети. Ананас, арбуз, абрикосы, апельсины.

Логопед. Молодцы. Аист благодарит вас за помощь.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о какой профессии они говорили на занятии, где работает продавец, что он делает. Дети рассказывают, какие игры и упражнения им понравились. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о белом цвете, о зиме и ее признаках. Совершенствование грамматического строя речи (обучение использованию прилагательного «белый» в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже). Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах пяти).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного и слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование коммуникативных навыков. Оборудование. Контейнер для карточек, карточки с изображениями снежинок, коврограф, плоскостные изображения девочки, белой шубки с капюшоном, белых сапожек, белого кота, снеговика, заснеженного дерева, дома со снежной шапкой на крыше, снежинок, конверты для игры «Кто быстрее?», магнитофон, кассета с записью любой спокойной инструментальной музыки, игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики, белая ткань.

Предварительная работа. Знакомство с белым цветом, разучивание подвижного упражнения. «Снежная баба».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах пяти). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных и прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).]

Логопед встречает детей с контейнером в руках. В контейнере лежат карточки с изображениями снежинок.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в очередное путешествие и вместе с Аришкой побываем в зимней «Белой сказке». Чтобы попасть в сказку, вы должны выполнить задание. Возьмите карточки и пройдите на ковер.

Дети с карточками в руках проходят на ковер.

Логопед. Посмотрите на свои карточки. Скажите, что вы видите на них?

Дети. Снежинки.

Логопед. Сколько белых снежинок у каждого из вас?

1-й ребенок. У меня три белых снежинки.

2-й ребенок. Ау меня пять белых снежинок.

3-й ребенок. У меня четыре белых снежинки.

4-й ребенок. Ау меня одна белая снежинка.

Логопед. Вот мы и попали в «Белую сказку». Садитесь на ковер поудобнее и слушайте.

2. Чтение логопедом «Белой сказки». [Развитие речевого слуха, зрительного внимания.]

Логопед выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных изображений на коврографе. Таким образом на коврографе появляется сюжетная картинка. В центре ее находится плоскостное изображение девочки в белой шубке и белых сапожках. Справа от нее снеговик, а слева — белый кот. На заднем плане дом с крышей, покрытой снегом, и заснеженное дерево. По всему коврографу разбросаны плоскостные изображения снежинок.

Белая сказка

Утром Аришка проснулась и увидела, что в комнате необык­новенно светло. Она подбежала к окну и ахнула. За окном все было белым-бело. Ночью выпал первый снег и покрасил все вокруг в белый цвет. Аришка быстро оделась и побежала во двор. Ей показалось, что она попала в белую сказку. Белый ковер лежал на земле, деревья нахлобучили пушистые белые шапки, белыми платками покрылись крыши домов, в воздухе кружились белые снежинки, а посреди двора на белом снегу сидел большой белый кот.

— Доброе утро! — неожиданно сказал кот.

— Здравствуй! Как тебя зовут? — удивленно спросила девочка.

— Снежок, — ответил кот.

— Скажи, Снежок, почему сегодня все такое белое! — опять спросила Аришка.

— Потому что пришла зима,— сказал кот.

— Значит, зима — белое время года,— протянула Аришка.

— Конечно,— сказал кот и пошел к дому.

А Аришка стала лепить из белого снега большого белого сне­говика.

Логопед накрывает коврограф белой тканью и предлагает детям подняться.

3. Подвижная игра «Снежная баба». (Повторение, см. с. 261.) [Координация речи с движением, общей моторики, умение ходить но кругу в общем для всех темпе. Развитие плавности, напевности речи.]

Логопед предлагает детям образовать круг, произносить слова и выполнять движения игры всем вместе.

4. Специальная артикуляционная гимнастика. [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и напоминает, как нужно правильно сесть. В качестве зрительной опоры используются мягкие игрушки.

Логопед. Давайте вспомним, как мы делаем упражнение «Ло­пата». Сегодня нам поможет сделать его Жучка. Положите мягкий язычок на нижнюю губу, как это делает Жучка. А теперь каждому из вас я прикреплю к языку кусочек тонкой бумаги. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на язык так, чтобы бумажка улетела.

Упражнение проводится 23 раза.

Логопед. Теперь давайте вспомним, как делается упражнение «Мостик». Нам поможет сделать его белый кот из сказки. Посмотрите, как он выгорбил спину. Выгорбите язычок так же и упритесь его кончиком в нижние зубы. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «мостик» так, как вы только что дули на язык, чтобы сдуть бумажку.

Упражнение проводится 2—3 раза.

Логопед. И наконец, сделаем упражнение «Заборчик». Закройте «мостик» зубами. Не сжимайте зубы, чтобы между ними осталась узкая щель. По моей команде вы опять подуете на язычок, как делали это только что.

Упражнение проводится 23 раза.

5. Беседа по «Белой сказке». [Развитие диалогической речи.]

Логопед убирает игрушки и вновь приглашает детей к коврографу на ковер. Он снимает ткань с коврографа и организует беседу по сказке.

Логопед. Какую сказку я рассказала вам?

Дети. «Белую сказку».

Логопед. Почему она так называется?

Дети. В сказке все белое.

Логопед. Перечислите, что в сказке белое.

Дети. Белый снег, белые снежинки, белый кот, белая шубка у девочки.

Логопед. О чем Аришка спросила белого кота?

Дети. Почему все белое.

Логопед. Что ответил кот?

Дети. Потому что наступила зима.

Логопед. Правильно. И девочка поняла, что зима — белое время года. Вы хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте поиграем так же, как играла Аришка в «Белой сказке».

6. Упражнение «Кто быстрее?» [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.]

Логопед раздает детям конверты, в которых находятся детали для сборки плоскостных изображений снеговиков.

Логопед. Каждый из вас должен собрать точно такую же снежную бабу, как Аришка. Достаньте детали из конверта и положите их на ковер перед собой. Сейчас мы посмотрим, кто быстрее всех выполнит задание. Начнете вы поднять его на счет три. Раз, два, три!

Дети выполняют задание, логопед подбадривает тех, кто отстает.

Логопед. Молодцы! Вы все очень быстро выполнили зада­ние. Но самым ловким и быстрым сегодня был Вадик. Давайте похлопаем ему! А теперь сложите детали, из которых собраны снеговики, обратно в конверты.

7. Релаксация. [Регуляция мышечного тонуса.]

Логопед убирает конверты и предлагает детям лечь на ковер так, чтобы не мешать друг другу.

Логопед. Снег в нашей сказке не холодный, потому на нем можно полежать, как на перинке. Представьте, что ваше тело стало легким, как снежинка. Закройте глаза. Отдохните, послушайте волшебную музыку и стихи.

Дети лежат на ковре. Логопед включает магнитофон. Тихо звучит спокойная инструментальная музыка, логопед негромко читает стихи.

Логопед. Утром кот принес на лапах

Белый снег, белый снег.

Он имеет вкус и запах

Белый снег, белый снег.

Он кружится легкий, новый

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над головой.

Он улегся вдоль забора,

Прикорнул на фонаре,

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок.

Значит, снова можно будет

Строить крепость во дворе.

Я. Яким

Открывайте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь. Медленно вставайте. Потянитесь. Глубоко вдохните. Уроните руки. Выдохните.

Дети выполняют все, что им предлагает сделать логопед. Так он постепенно выводит детей из состояния релаксации.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем беседовали, что им особенно понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии». Знакомство с буквой А, формирование умения находить ее среди других букв алфавита.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь»[28] и тетрадь №3[29] по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа. Заучивание двустишия на букву А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а], заучивание словосочетаний, необходимых для игры в магазин.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного восприятия. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии».]

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, дети встают около стульчиков.

Логопед. Посмотрите на наборное полотно. На нем много картинок. Вы должны назвать только те предметы, которые нужны для работы продавцу. Начинайте свой ответ словами «продавцу нужны...»

1-й ребенок. Продавцу нужны весы.

2-й ребенок. Продавцу нужны гири.

3-й ребенок. Продавцу нужен прилавок.

4-й ребенок. Продавцу нужен калькулятор.

Логопед. Молодцы, садитесь. Вы правильно выбрали предметы, нужные продавцу для работы. А сегодня мы с вами не только поговорим о профессии продавца, но и познакомимся с буквой А.

2. Рассказывание двустишья. [Развитие фонематического слуха.]

Логопед раздает детям буквари, раскрытые на с. 5.

Логопед. Посмотрите на картинку вверху и вспомните стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Расскажите его все вместе.

Дети.

Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

Логопед. Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]?

Дети. Алик, Аллочка, Алла, астры.

Логопед. Какие еще слова на звук [а] вы помните?

Дети. Аист, арбуз, азбука, абрикос.

Логопед. Вспомните имена, которые начинаются с этого звука.

Дети. Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена.

Логопед. Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а]. А что вы знаете про этот звук? Какой он?

Дети. Он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком.

Логопед. Правильно. Пока закройте буквари.

3. Упражнение «Лесенка». [Пение звука [а]. Преодоление твердой атаки гласных.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед. Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.

4. Упражнение «Кто больше покупок сделает?» [Развитие фонематических представлений.]

Логопед приглашает детей к мольберту, на котором закреплено 10—12 предметных картинок, названия которых начинаются с пройденных гласных звуков (апельсин, ананас, абрикос, арбуз, аист, автобус, автомобиль, азбука, утка, удочка, ослик, обруч, индюк, игра).

Логопед. Вы пришли в магазин за покупками. Я продавец и буду продавать вам только те покупки, названия которых начинаются со звука [а].

Дети выбирают и называют картинки. Логопед организует игру таким образом, чтобы каждый ребенок получил по две картинки, названия которых начинаются со звука [а]. В игре обязательно развиваются и коммуникативные навыки. Дети обращаются к продавцу: «Я хочу купить...», «Дайте мне, пожалуйста...», «Будьте добры, продайте мне...»

5. Знакомство с буквой А. [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса.]

Логопед помещает на магнитную доску большую букву А, а на стол-— коробку с красными палочками.

Логопед. Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит?

Дети. Из трех.

Логопед. Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна — короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А.

Дети выкладывают на стол буквы.

Логопед. Какую букву вы сложили?

Дети. А.

Логопед помещает на магнитную доску маленькую букву а, а на стол — коробку с красным пластилином.

Логопед. А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Возьмите по 2 шарика из пластилина, разомните их кончиками пальцев так, чтобы получились два одинаковых столбика. Один столбик слегка изогните, а второй сверните полукругом. Соедините эти части так, чтобы получилась маленькая буква а. Обратите внимание, полукруг расположен слева, а изогнутая палочка — справа. Какую букву вы слепили?

Дети. Маленькую букву а.

Логопед. Положите ее справа от большой буквы А. А теперь сложите буквы в контейнер и откройте буквари. В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы?

Дети. Большая буква А и маленькая буква а.

Логопед. Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите под ними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы А, а.

Дети выполняют задание.

Логопед. Переверните страницу. Что вы видите?

Дети. Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина.

Логопед. А еще вы видите картинки. Назовите их.

Дети. Аист, астра.

Логопед. А вот эти большие ворота называются арка. А музыкальный инструмент — арфа. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе.

Дети. Арка, арфа.

Логопед. С какого звука начинаются эти слова?

Дети. Со звука [а].

Логопед. Посмотрите на слова внизу страницы. Там написано: аист, астра, арка, арфа. Покажите все буквы а в этих словах.

Дети показывают буквы.

Логопед. Молодцы! Закройте буквари.

6. Динамическая пауза. Упражнение «Живой конструктор». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед приглашает детей на ковер.

Логопед. А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Аня, Вадик и Саша лягут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А.

Даша. Вадик ляжет слева, а Саша ляжет справа.

Логопед. Они будут изображать большие палочки. Вы по­мните, что они должны лежать с наклоном.

Даша. А Аня ляжет посередине, поперек.

Логопед. Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась?

Даша. Большая буква А.

Логопед. А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опусти­тесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.

Упражнение выполняется 3—4 раза.

Логопед рассыпает на ковре пластмассовые буквы.

Логопед. А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые найдете на ковре.

Дети выполняют задание.

7. Артикуляционная гимнастика. (Повторение, см. с. 344.) [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада звука [с].|

8. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей к столу и раздает им тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Сегодня вы получаете новые тетради, в которых вы будете учиться писать буквы. Какую букву вы увидите?

Дети. Это буква А.

Логопед. Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить?

Дети. Красный.

Логопед. Почему?

Дети. Это гласная буква.

Логопед. Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а. Аиста и астру вы можете раскрасить вечером с воспитателями. Закройте тетради.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, с какой буквой они познакомились, что о ней знают, рассказать, что им понравилось на занятии. Обязательно оценивается работа каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии. Продавец». Закрепление знания буквы А и умения находить ее среди других букв алфавита.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, зрительного внимания, речевого слуха, чувства рифмы, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Буквы для магнитной доски, корзинка, тетради №3 по числу детей, цветные карандаши, доска и красный фломастер, предметные картинки с изображением продуктов, которые начинаются со звука [а].

Предварительная работа. Упражнения в подборе слов на звук [а], в выкладывании и лепке букв А, а, в нахождении букв А, а среди других букв алфавита. Игра в магазин, заучивание глаголов, обозначающих действия продавца, и отдельных словосоче­таний.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]

Логопед приветствует детей в кабинете. Дети занимают места около стульчиков.

Логопед. Я разрешу сесть тому, кто подскажет недостающее в стихотворении слово. Слушайте внимательно.

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить —

Сумку мы с тобой берем

И на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин

И заходим в...

1-й ребенок....В магазин.

Логопед. Молодец! Садись. Слушайте следующее стихотворение.

В магазин везут продукты,

Но не овощи, не фрукты —

Сыр, сметану и творог,

Глазированный сырок.

Привезли издалека

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень,

Магазин же наш...

2-й ребенок....Молочный.

Логопед. Верно. Садись. Слушайте еще одно стихотворение.

Ну а в этом магазине

Крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный.

Магазин зовется...

3-й ребенок....Хлебный.

Логопед. Отлично. Садись. И последнее стихотворение. Вы должны просто отгадать, как называется магазин.

У метро — стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный.

4-й ребенок. Это овощной магазин.

Логопед. Правильно. Молодец. Садись.

2. Рассматривание картины «В магазине». Беседа по ней. [Уточнение и расширение словаря. Развитие фонематических представлений.]

Логопед помещает на наборное полотно уже знакомую детям картину.

Логопед. Давайте еще раз рассмотрим эту картинку. Что делает продавец на картинке? Начните ответ со слова «продавец».

Дети. Продавец взвешивает капусту.

Логопед. На чем продавец взвешивает капусту? Опять начните ответ со слова «продавец».

Дети. Продавец взвешивает капусту на весах.

Логопед. Хорошо. Вы ходили на экскурсию в магазин, играли в магазин. Что еще делает продавец? Перечислите его действия.

1-й ребенок. Продавец продает овощи и фрукты.

2-й ребенок. Продавец отпускает разные товары.

3-й ребенок. Продавец заворачивает покупки.

4-й ребенок. Продавец упаковывает покупки.

Логопед. Вы сказали, что наш продавец продает овощи и фрукты. Перечислите фрукты.

Дети. Апельсины, лимоны, яблоки, груши, сливы.

Логопед. Перечислите овощи.

Дети. Свекла, картошка, помидоры, баклажаны.

Логопед. Что еще продает продавец?

Дети. Продавец продает дыни и арбузы.

Логопед. Название какого продукта начинается со звука [а]?

Дети. Арбуз.

Логопед. Молодцы! Вы отлично ответили на мои вопросы.

3. Упражнение «Подбери картинки». [Развитие фонематических представлений.]

Логопед убирает с наборного полотна картинку и раскладывает на столе предметные картинки, названия которых начинаются с гласных звуков.

Логопед. А теперь я буду продавцом. Купите у меня предметы, названия которых начинаются со звука [а]. Подумайте, как вы будете обращаться к продавцу.

1-й ребенок. Пожалуйста, продайте мне арфу.

2-й ребенок. Я бы хотел купить апельсины.

3-й ребенок. Будьте добры, отпустите мне астры.

4-й ребенок. А я хочу купить азбуку.

Логопед. Вы справились с заданием, сделали покупки. Молодцы.

4. Упражнение «Найди буквы». [Развитие зрительного восприятия, закрепление умения находить буквы А, а среди других букв алфавита.]

Логопед убирает предметные картинки.

Логопед. Вы очень быстро нашли нужные картинки, а те­перь вам предстоит поиск букв. Идите к магнитной доске и выберите по одной большой и одной маленькой букве а. Теперь отнесите их в корзинку на столе.

5. Артикуляционная гимнастика. (Повторение, см. с. 344.) [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада звука [с].

6. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, зрительного гнозиса. |

Логопед приглашает детей к столу, раздает им тетради, открытые на с. 3, и простые карандаши.

Логопед. Вы научились находить буквы А, а среди других букв. Сегодня мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой и дне клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. (Показывает.) Напишите две палочки по точкам.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь.

Логопед. Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. (Показывает.) Напишите две палочки по точкам.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин.

Логопед. А вот теперь мы можем попробовать написать букву А. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. (Показывает.) Попробуйте по очереди написать букву А на доске, а потом мы напишем по две буквы А по точкам.

(Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии.)

7. Диалог «Покупка». [Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью.]

Логопед убирает тетради и карандаши, предлагает детям пройти на коврик, делит их на пары.

Логопед. Сейчас мы с вами повторим стихотворение «Покупка». Мальчики будут говорить первыми, а девочки — вторыми.

Пары детей рассказывают диалог.

Мальчик. Расскажите про покупки.

Девочка. Про какие про покупки?

Мальчик. Про покупки, про покупки.

Девочка. Про покупочки свои.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Логопед. О какой профессии мы говорили сегодня? Начните свой ответ со слова «сегодня».

Дети. Сегодня мы говорили о продавце.

Логопед. Перечислите все, что делает продавец.

Дети. Продает, взвешивает, отпускает, упаковывает.

Логопед. Какую букву вы учились искать и писать?

Дети. Мы искали и писали букву А.

Логопед. Какая это буква?

Дети. Это гласная буква.

Логопед. Какой звук она обозначает?

Дети. Она обозначает звук [а].

Логопед. Каким кружком мы обозначаем гласные звуки?

Дети. Красным.

Логопед. Какие слова начинаются со звука [а], вы помните?

Дети. Аист, астра, азбука, арфа.

Логопед. Вы очень хорошо сегодня занимались. Молодцы! Похлопайте себе.

Февраль, 2-я неделя

Тема «Профессии. Почтальон. Звук и буква У»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме (работать, разносить, получать, опускать, почтальон, почта, посылка, письмо, газета, журнал). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в дательном падеже).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности, желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим.

Оборудование. Картина «Почтальон»[30], тетрадь №2, контейнер с цветными карандашами, конверты, открытки, марки, газеты, журналы, игрушечный почтовый ящик, «марки», цветные флажки по количеству детей.

Предварительная работа. Экскурсия с родителями на почту, знакомство с профессией почтальона и действиями, которые он совершает, разучивание пальчиковой гимнастики «Почтальон», двустиший о домашних животных.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и расширение словаря по теме «Почта».]

Дети входят в кабинет, здороваются, занимают места около стульчиков; на столе разложены газеты, журналы, письма.

Логопед. Посмотрите на стол. Что на нем лежит?

1-й ребенок. У меня письмо.

2-й ребенок. Ау меня открытка.

3-й ребенок. У меня газета.

4-й ребенок. А это журнал.

Логопед. Верно. Кто приносит нам все это с почты?

Дети. Почтальон.

Логопед. Правильно. О почте и почтальоне мы поговорим сегодня на занятии. Садитесь.

2. Рассматривание картины «Почтальон». Беседа по ней. [Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]

Логопед помещает на наборное полотно картинку с изображением почтальона.

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Это почтальон.

Логопед. Что он делает?

Дети. Он несет письма и газеты.

Логопед. Правильно. Посмотрите, какая толстая сумка у почтальона. На ней написано «Почта». В ней много газет, журналов, писем. Почтальон пришел на почту рано утром, разобрал письма и открытки, которые приехали на поездах и прилетели на само­летах из разных городов, сложил их в сумку и теперь несет их нам с вами. Он пойдет в подъезд и опустит письмо или открытку в ящик. На каждом письме написаны адрес и фамилия человека, который должен его получить. Вдалеке вы видите почту, откуда только что вышел почтальон. Что вы видите рядом с входной дверью?

Дети. Это почтовый ящик.

Логопед. Для чего он нужен?

Дети. Туда опускают письма.

Логопед достает конверт, письмо, марку, совершает действия и комментирует их.

Логопед. Правильно. Если вы хотите отправить письмо, вы кладете его в конверт, заклеиваете, пишете адрес, наклеиваете марку, опускаете письмо в почтовый ящик. Марка для письма — это как билет для человека. Чтобы письмо поехало или полетело в другой город, на него и наклеивают марку.

3. Игра «Отправь письмо». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в дательном падеже).]

Логопед достает игрушечный почтовый ящик, раздает детям маленькие разноцветные конверты и «марки» — самоклеящиеся картинки.

Логопед. Давайте поиграем в почту, научимся отправлять письма. Дома вы выучили с мамами веселые стихи о домашних животных. Вы будете рассказывать стихотворение, я буду давать вам карточку с ним. Этот будет письмо. Вы положите письмо в конверт, наклеите «марку» — самоклеящуюся картинку, нарисуете на конверте то животное, которому хотите отправить письмо. Это будет адрес. И опустите письмо в почтовый ящик.

1-й ребенок.

«Мяу! Мяу!» — Рыжий кот.

Он у бабушки живет.

Логопед. Кому ты отправишь это письмо?

1-й ребенок. Зайчику.

Логопед. Что ты сделаешь для этого? Расскажи.

1-й ребенок. Я положу письмо в конверт, заклею конверт, наклею марку, нарисую на конверте зайчика, опущу письмо в ящик.

Логопед. Молодец. Опускай письмо в ящик.

2-й ребенок.

«Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

Логопед. Кому ты отправишь письмо?

2-й ребенок. Я отправлю письмо котенку.

Логопед предлагает и этому ребенку прокомментировать свои действия.

3-й ребенок.

«И-го-го!» — Вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

Логопед. Кому это письмо?

3-й ребенок. Это письмо цыпленку.

Ребенок комментирует свои действия и «отправляет» письмо.

4-й ребенок.

«Хрю! Хрю! Хрю!» — А это свинка.

Свинка — розовая спинка.

Логопед. А это письмо кому?

4-й ребенок. Это письмо утке.

Ребенок комментирует свои действия.

Логопед. Вот вы и отправили свои письма, а теперь пойдемте поиграем.

4. Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?» [Координация речи с движением.]

Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.

Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он. Маршируют по кругу, высоко поднимая колени.
Перевод, журнал, газету, В бандероли две кассеты И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали. На каждое название загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках.

5. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей за стол, раздает им открытые на с. 3 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Сегодня мы обведем и раскрасим почтовый ящик.

Послушайте стихотворение.

К почтовому ящику письма, как птицы,

Слетаются, чтобы отправиться в путь.

Кому — до Москвы, а кому — за границу,

Лишь адрес, дружок, написать не забудь.

Какой карандаш вы возьмете, чтобы обвести и раскрасить ящик?

Дети. Синий карандаш.

Дети выполняют задание, логопед следит за посадкой, за постановкой руки, оценивает работу каждого ребенка.

6. Специальная артикуляционная гимнастика. [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада звука [с].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает удобно сесть на скамеечку, положить руки на колени.

Логопед. Сегодня мы поучимся делать упражнение «Ветерок по „мостику"». Разводим уголки губ, ставим язычок «мостиком» и упираемся им в нижние зубы, медленно сближаем зубы, спокойно дуем на язычок: ссс...

7. Упражнение «Угадайка». [Узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции.]

Упражнение проводится у зеркала, в котором дети хорошо видят лицо сидящего за ними логопеда.

Логопед. Сейчас я буду показывать вам, какой гласный звук хочу произнести, а вы будете угадывать и петь этот звук.

Логопед демонстрирует беззвучную артикуляцию гласных звуков: [а], [о], [и], [у]. Дети поют эти гласные звуки.

8. Упражнение «Внимательные ушки». [Развитие фонематического восприятия. Выделение звука [у] из ряда звуков, слогов, слов.]

Логопед предлагает детям встать в кружок на ковре, раздает им цветные флажки.

Логопед. А теперь вы будете поднимать флажки, если услышите звук [у].

Логопед произносит следующий ряд звуков, слогов, слов: [о], [у], [а], ум, ин, ат, ко, бу, на, утка, остров, аист, уши, умный, удить.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед собирает флажки.

Логопед. О какой профессии мы говорили сегодня?

Дети. О почтальоне.

Логопед. Где работает почтальон?

Дети. На почте.

Логопед. Что он делает?

Дети. Он приносит нам газеты, письма, журналы.

Логопед. Какие игры и упражнения вам понравились?

Дети рассказывают о том, что им понравилось на занятии. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии. Почтальон». Обучение составлению описательного рассказа по данному плану. Ознакомление с буквой У, упражнения в нахождении ее среди других букв.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Конверты с картинками, маленький посылочный ящик, картинка с изображением волчонка, палочки, пластмассовые объемные буквы, «Мой букварь» и тетрадь №3 по числу детей, цветные карандаши.

Предварительная работа. Заучивание двустишия на букву У из книги «Мой букварь».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений. Дифференциация звуков [а]—[у] в словах (начальная ударная позиция).]

Логопед приветствует детей в кабинете. Дети проходят к столу, на котором лежат маленькие разноцветные конверты.

Логопед. Сегодня рано утром почтальон принес вам письма. Откройте конверты, достаньте и рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука [а], потом — те, у кого названия начинаются со звука [у].

Дети называют картинки и садятся.

2. Разрезные картинки. [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение и расширение словаря.]

Логопед собирает конверты с картинками, раздает детям разрезные картинки, аналогичные целые картинки помещает на коврограф.

Логопед. Посмотрите на картинки и попробуйте собрать такие же из частей, которые я вам дала (рис. 22).

Рис. 22

Дети складывают картинки из частей.

Логопед. Расскажите, что у вас на картинках. Постарайтесь начинать свои ответы по-разному: «У меня на картинке...», «Я сложила...»

1-й ребенок. У меня на картинке почтальон.

2-й ребенок. Я сложил почтовый ящик.

3-й ребенок. Я собрал сумку почтальона.

4-й ребенок. Ау меня на картинке почта. Логопед. Молодцы! Вы справились с моим заданием.

3. Составление описательного рассказа по данному плану. [Развитие связной речи.]

Логопед собирает разрезные картинки, а на ксерографе оставляет только картинку с изображением почтальона.

Логопед. Давайте составим рассказ о почтальоне. Кто это? Где он работает? Что он делает? Что он разносит в своей сумке?

Дети по очереди составляют рассказ.

Дети. Это почтальон. Он работает на почте. Он разносит письма, газеты и журналы.

4. Звук и буква У. [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.]

Логопед убирает картинку с изображением почтальона и достает маленький посылочный ящик.

Логопед. Утром я сходила на почту и получила посылку для вас. Давайте посмотрим, что в ней. (Достает картинку с изображением волчонка.) Кто это?

Дети. Это волчонок.

Логопед. Какую песенку умеет петь волчонок?

Дети. У-у-у!

Логопед. Правильно. Волчонок умеет петь звук [у]. Какой это звук?

Дети. Это гласный звук.

Логопед. Давайте споем этот звук еще раз, как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.

Логопед вместе с детьми поют звук [у] с повышением и понижением тона.

Логопед. Какое стихотворение вы выучили вчера с воспитателями? Дети.

Уля сварила уху для утят,

Только утята ухи не хотят.

Логопед. Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [у]?

Дети. Уля, уха, утята.

Логопед. Верно. Звук [у] обозначают гласной буквой У. Посмотрите на нее. (Достает букву из почтового ящика.) Из скольких палочек она состоит?

Дети. Из двух палочек.

Логопед. Какие это палочки?

Дети. Одна длинная, а другая — короткая.

Логопед. С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой?

Дети. С левой стороны.

Логопед достает из посылки палочки.

Логопед. Возьмите по две палочки и сложите букву У.

Дети выкладывают букву, логопед оказывает им необходимую помощь.

Логопед. Какую букву вы сложили?

Дети. Букву У.

Логопед. Давайте откроем буквари и рассмотрим странички с буквой У.

Дети открывают буквари на с. 7.

Логопед. Почему буква У красного цвета?

Дети. Это гласная буква.

Логопед. Кого вы видите на верхней картинке?

Дети. Это Уля и утята.

Логопед. С какого звука начинаются эти слова?

Дети. Со звука [у].

Логопед. На нижней картинке найдите и обведите пальчиком все буквы У. А теперь переверните страничку. Найдите на картинке предметы, названия которых начинаются со звука [у].

Дети. Утка, удочка, улей, уши.

Логопед. Покажите букву У в словах под картинкой. А теперь посмотрите на следующую страницу. Какие буквы перепутаны?

Дети. У, А, а.

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Малыша.

Логопед. Прочитайте, что написано под картинкой.

Дети. Уа!Уа!Уа!

Логопед. Кого вы видите на второй картинке?

Дети. Это девочка. Она заблудилась в лесу.

Логопед. Прочитайте, что написано под картинкой.

Дети. Ау! Ау! Ау!

Логопед. Вы очень хорошо читали сегодня. Молодцы!

5. Физкультурная пауза «Утки». [Координация речи с движением.]

Логопед приглашает детей поиграть на ковре и вспомнить упражнение «Утки», которое они делали в прошлом году, когда были маленькими.

Ути-ути-утки, Уточки-малютки. Вперевалку идут по кругу друг за другом.
На волнах качались, Приседают.
Брызгались, плескались. Встают, машут руками как крылышками.

6. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики. Формирование графомоторных навыков.]

Логопед приглашает детей к столу, раздает открытые на с. 4 тетради, простые и цветные карандаши.

Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите на ней?

Дети. Уток, удочку, две буквы У.

Логопед. Давайте обведем буквы У по точкам и раскрасим их. Какой карандаш вам для этого потребуется и почему?

Дети. Мы возьмем красный карандаш, потому что буква У — гласная.

Логопед. Уток и удочку вы раскрасите вечером, а сейчас мы попробуем написать палочки, из которых состоит буква У. Посмотрите на правую страничку. Найдите верхнюю строчку па­лочек. Это длинные палочки. Мы их будем писать сверху вниз. Обратите внимание, они наклонены справа налево. Посмотрите, как я делаю это на доске. Возьмите карандаши, попробуйте написать две палочки по точкам.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им необходимую помощь.

Логопед. Теперь давайте попробуем написать короткие па­лочки. Мы будем писать их сверху вниз. Обратите внимание, они наклонены слева направо. Посмотрите, как я напишу палочку на доске. Возьмите простой карандаш и напишите две палочки по точкам.

Если дети не устали и проявляют живой интерес к работе, можно написать с ними по точкам две буквы У. Всю остальную работу целесообразно выполнить с каждым ребенком на индивидуальных занятиях, закрепив навыки чтения и печатания. Картинки в тетради дети могут раскрашивать в вечернее время или дома.

7. Специальная артикуляционная гимнастика. (Повторение, см. с. 360.) [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада звука [с].]

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Логопед. С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети. С буквой У.

Логопед. Какая это буква?

Дети. Гласная.

Логопед. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву У?

Дети. Две палочки.

Логопед. Какие слова на звук [у] вы запомнили?

Дети. Утка, утята, Уля, уха, улей, уши, удочка.

Логопед. Что мы делали на занятии?

Дети. Читали, писали, играли.

Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии. Почтальон». Закрепление знания буквы У и умения находить ее среди других букв алфавита.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Буквы для магнитной доски, корзинка, тетрадь №3 по числу детей, цветные карандаши, атрибуты для игры «Кому письмо?»

Предварительная работа. Упражнения в подборе слов на звук [у], в выкладывании и лепке буквы У, в нахождении букв У, у среди других букв алфавита. Игра в почту, заучивание глаголов, обозначающих действия почтальона, и отдельных словосочетаний.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений.]

Логопед приветствует детей в кабинете. Дети занимают места около стульчиков.

Логопед. Я разрешу сесть тому, кто вспомнит слово на звук [у].

1-й ребенок. Утка.

2-й ребенок. Ухо.

3-й ребенок. Улица.

4-й ребенок. Улей.

2. Игра «Кому письмо?» [Развитие речевого слуха, диалогической речи, зрительного внимания.]

Логопед предлагает одному из детей стать почтальоном, надеть фуражку почтальона, взять сумку почтальона с письмами. Логопед раздает остальным детям карточки с изображениями домиков.

Логопед. Сейчас почтальон будет доставать письмо из сумки, рассматривать домик на конверте и рассказывать, какой он. Тот, у кого такой же домик на карточке, и получит письмо. Когда все получат письма, мы посмотрим, что лежит в конвертах.

Почтальон. На конверте желтый домик с красной крышей.

1-й ребенок. Это письмо мне. У меня желтый домик с красной крышей. Спасибо!

Почтальон. Это письмо в красный домик с желтой крышей. Кому это письмо?

2-й ребенок. Это письмо мне. У меня красный домик с желтой крышей. Спасибо!

Почтальон. А вот это письмо в зеленый домик с желтой крышей. Кому это письмо?

3-й ребенок. Это письмо пришло мне. У меня зеленый домик с желтой крышей. Спасибо!

Почтальон. А последнее письмо почтальон возьмет себе. Оно пришло ему. Откройте конверты. Что в них?

Дети. На карточках написаны буквы.

3. Упражнение «Буквы перепутались». [Развитие зрительного восприятия и внимания, профилактика оптической дисграфии.]

Логопед убирает атрибуты для игры «Кому письмо?», оставив только карточки с буквами.

Логопед. По сколько букв у вас на карточках?

Дети. По две.

Логопед. Какие это буквы? Обведите их пальчиком и назовите.

1-й ребенок. У меня большая синяя буква А и маленькая желтая буква у.

2-й ребенок. У меня маленькая красная буква у и большая зеленая буква У.

3-й ребенок. У меня маленькая оранжевая буква а и боль­шая зеленая буква А.

4-й ребенок. У меня большая голубая буква У и маленькая красная буква а.

Логопед. Вы правильно назвали и показали буквы. Молодцы! Сложите карточки в контейнер.

4. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.] Логопед раздает детям тетради, открытые на с. 4, и цветные карандаши, помещает на коврограф картинку с изображением поч­тальона.

Логопед. В ней газеты и журналы.

Очень толстой сумка стала.

Сегодня мы будем обводить и раскрашивать сумку почтальона. Посмотрите на картинку. Какая сумка у почтальона?

Дети. Коричневая сумка.

Логопед. Возьмите коричневый карандаш, обведите и раскрасьте сумку.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им необходимую помощь, потом оценивает работу каждого ребенка.

5. Упражнение «Вьюга». (Повторение, см. с. 213.) [Развитие речевого дыхания, силы голоса.]

6. Упражнение «Насос». [Формирование правильного артикуляционного уклада звука [с].]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.

Логопед. Представьте себе, что мы с вами — почтальоны. Нам нужно развозить почту, а у наших машин сдулись колеса, давайте накачаем их. Возьмите в руки воображаемый насос, по­ставьте язычок «мостиком» за нижние зубы, разведите губы в улыбку. Б







Date: 2016-08-31; view: 453; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.33 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию