Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Господь неоднократно говорил апостолам о своих Крестных страданиях, смерти и воскресении, но ученики остались глухи к этому слову, а когда Он действительно принял смерть за род человеческий, то они начали колебаться в своей вере в Него, как Мессию. Это повод, скорей, не ругать их, а говорить о том, чтоони были такими же людьми, как и мы и их вера была так же слаба, как и наша, пока не была укреплена Благодатью Божией в схождении Духа Святаго. Нам показывается это. чтобы мы не надеялись на себя, но полагали надежду на Того, кто и Сына Своего не пощадил ради нас…. По окончании службы о.Сергий напомнил о службах в завтрашний день, а также заметил, что завтра литургию будет служить Владыка Феогност…. Литургия. Как сообщалось, раннюю литургию в соборе в этот день служил о.Роман Хотков, который говорил о частицах мощей святой преподобномученицы, великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, которые накануне 18 июля на полиелее вынгосились на поклонение верующих. Ныне они находятся в Дивноморске, но вскоре прибудут в город. Также он собирал деньги на обустройство храма в честь сих преподобномучениц… * * * Я собирался идти в собор на позднюю литургию, тем более, что позднюю литургию собирался служить правящий архиерей. О том, что служба начинается раньше, ничего не было сказано, а посему я отправляюсь, ориентируясь на обычное время начала службы. На деле же, придя в храм, я обнаруживаю, что служба уже идет – завершается чтение 3 часа. К архиерейскому богослужению уже все приготовлено: в центре поставлен архиерейский амвон, а на амвоне обычном разложены орлецы и поставлены аналои с иконами для чтения входных молитв. Итак, продолжается служба. Ближе к концу чтения 6 часа начинается каждение храма. Завершается чтение часов и наступает тишина. Вскоре начинается благовест. Проходит еще несколько минут, и из алтаря выходит духовенство и первый – о.Сергий Лукин с подносом с напрестольным Крестом. Помимо него, на встречу выходит и некий незнакомый священник. Чуть раньше в притвор выходят иподиаконы с архиерейским жезлом и мантией. Начяинается трезвон. В центр храма спешно выходят диаконы: о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) с кадилами и новые диаконы – с дикирием и трикирием. Трезвон еще продолжается, когда Владыка, благословляя народ, входит в храм. У входа на него надевается мантия и вручается архиерейский жезл. «Премудрость!» - пронзительно и тонко возглашает о.Сергий и хор, как всегда, начинает петь все тем же распевом: «От Восток солнца до Запад хвавльно имя Господне, буди имя Господне благословенно от ныне и до века». Диакон Евгений Габов вслух читает: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». И снова духовенство целует крест из рук правящего арзхиерея, после чего под пение «Достойно есть….»[74] праздника идет в сам храм для чтения входных молитв. В это время архиерей поклоняется образу праздника в центре храма, а затем идет с духовенством к амвону, где читаются входные молитвы. В ходе чина архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» После этого Владыка идет в центр для облачения, при этом поется «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.». Духовенство перед облачением берет благословение. В этот момент с архиерея снимается мантия, клобук, ряса (а также надетая поверх нее жилетка) и временно панагия, а затем надевается подризник, поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос и большой омофор, а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Диаконы же читают особые молитвы на облачения, кадя, стоя на амвоне. Итак, облачение завершено. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Сергий и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». Начинается подготовка к совершению литургии. Диаконы и все духовенство берет благословение предстоятеля, а затем старший священник (о.Сергий Лукин) идет в алтарь – к престолу, а диакон – ближе к центральному аналою, при этом иподиаконы с архиерейским жезлом становятся у амвона. Для начала литургии все готово. Весь этот чин почти всегда одинаков, так что, может быть, его и не нужно было бы описывать, но уж очень он красив и интересен. Я не могу удержаться, чтобы снова и снова не описать всю эту красоту, хоть кому-то может показаться и слишком однообразным писать одно и то же. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон и следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» - Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый устраивает в течение своей жизни в себе дом либо для духов злобы, либо для Духа Божия и последнее есть Царство воистину благословенно, так как лишь в нем человек обретает искомое всем человечеством счастье, так что радости о Господи от него уже не отнимет никто. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!» Как всегда, поется не весь псалом, но лишь строки, выделенные в тексте выше жирным шрифтом. На сей раз первый антифон пел боковой хор. На сей раз первый антифон полностью пел верхний хор. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечал на призыв диакона боковой хор. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род». Антимфон этот пел верхний хор. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном кресле. После этого боковой хор поет песнь «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» Архиерей в это время встает с кресла и оно уносится. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя (в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом, то есть, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый! Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем два диакона (кроме о.Александра, большую часть службы исполняющего роль старшего иподиакона) с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре, кое-кого строит сам архиерей. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает слов «Спаси ны…», на сей раз, другим распевом, нежели духовенство, правда, несколько нестройно, после этого духовенство снова поет… По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Верхний хор поет тропарь вокресный, тропарь Успения Божией Матери, а также – равноапостольной княгини Ольге, боковой хор поет кондаки воскресный и святой Ольге. Храмовый кондак, как всегда, тем же, необычным для нас распевом поет духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно тремя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом. Возглашал прокимен и читал Апостольские послания новый, незнакомый диакон. Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Date: 2016-08-31; view: 280; Нарушение авторских прав |