Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение процесса идентификационных и диагностических исследований





Диагностическое исследование Идентификационное исследование
  Неизвестное лицо   Неизвестное лицо   Лицо, предполагаемый исполнитель
Исследуемая рукопись Специфический для определенного свойства, качества, состояния, условий исполнения симптомо-комплекс признаков почерка   Исследуемая рукопись Сравнительные образцы почерка
Выявленные признаки почерка Общие и частные признаки почерка Общие и частные признаки почерка  
Сопоставление признаков почерка Процесс сравнивания признаков  
Выявленные свойства, качества, состояния, обстановка, условия исполнения рукописи   Оценка результатов исследования
Вывод о группе предполагаемых исполнителей Вывод о наличии или отсутствии тождества  
       

 

 

В отличие от идентификационных исследований, диагностические проводят не методом установления тождества, где исследуют взаимосвязь между отражающими и отображаемыми объектами, а методом выявления свойств самостоятельных объектов и последующей их дифференциацией относительно других подобных объектов. Следовательно, на основе распознавания существенных сторон объекта возможно отличие (отграничение) его от других разнородных и однородных объектов и включение в соответствующую группу (род, вид, разновидность) объектов.

Исходя из изложенного, криминалистическую экспертную диагностику можно определить как учение о закономерностях изучения и распознавания свойств, качеств и состояний объектов и явлений материального мира по материально-фиксиро-ванным отображениям и дифференциации их по соответствующим разновидным группам с последующим отнесением к определенному классу, роду, виду, разновидности.

Криминалистические диагностические исследования по своим целям и задачам в отдельных случаях являются законченными исследованиями в силу решения поставленной основной задачи; в других случаях — законченными исследованиями в силу невозможности проведения дальнейшего исследования, направленного на установление тождества объектов; иногда они являются предварительными исследованиями для определения возможности проведения последующего идентификационного исследования.

К задачам диагностических исследований почерка относится определение:

1) общефизических свойств личности исполнителя, а именно — пола, возраста, роста, типа телосложения, состояния зрительно-двигательного аппарата письма и пр.;

2) индивидуальных качеств личности — типа высшей нервной деятельности, особенностей характера (аккуратность, точность, энергичность, настойчивость, неряшливость, смелость, трусость и т. п.), типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический), характеристик нервных процессов (возбудимость, устойчивость, сдержанность и пр.); деловых особенностей (отношение к делу, умение комбинировать, стиль работы, постоянство в отношениях и т. п.);

3) психофизиологических и патологических состояний личности в момент исполнения рукописи — физиологических состояний (сильного душевного волнения, возбуждения, утомленности, физической усталости, алкогольного и наркотического опьянения, физического охлаждения при низкой температуре), патологических состояний, которые в отличие от физических состояний носят относительно долговременный или постоянный характер (психические, нервные, инфекционные заболевания, умственная отсталость, дефекты моторики, нарушение работы зрительного и слухового анализаторов, нарушения двигательного аппарата письма и т. д.);

4) социально-демографических данных о личности — национальности, района проживания, уровня образования и т. д.;

5) различных навыков писавшего — профессиональных, стенографических, чертежных и т. д.

Все перечисленные задачи диагностических исследований, направлены на сужение круга лиц-предполагаемых исполнителей, т. е. на установление групповой принадлежности исполнителя рукописи. Они дают некоторые сведения о писавшем и с каждой новой характеристикой позволяют уменьшать число предполагаемых исполнителей.

С учетом определения понятий диагностических и ситуационных исследований почерка и систематизации задач исследования почерковых объектов можно выделить три уровня почерковедческого исследования объектов, которые по их значимости соответствуют трем последовательно расположенным этапам исследования.

Высшим, наиболее значимым для расследования, является идентификационное исследование (первый уровень), которое будет третьим (последним) этапом исследования почерка. В процессе его устанавливают тождество объекта. В почерковедческом идентификационном исследовании отождествляется конкретное лицо, исполнившее рукопись.

Вторым по значению являются диагностическое исследование, в результате которого устанавливают определенные свойства, качества, состояния личности и другие данные об исполнителе рукописи. В результате диагностирования определяют групповую принадлежность объектов. При этом, чем больше диагностируется данных о личности, тем меньше группа предполагаемых исполнителей. И с каждым новым диагностируемым сведением о личности сужается круг лиц-предполагаемых исполнителей. Это второй этап исследования, так как в результате получения данных определяется круг лиц, у которых необходимо отобрать образцы почерка для проведения идентификационного (третьего) этапа исследования.

На третьем уровне проводятся ситуационные исследования, в процессе которых устанавливают данные о фактических действиях или об обстоятельствах действий объектов, т. е. определяют ту ситуацию, в которой происходило действие, а в почерковедческой ситуации — как, в каких условиях и т. д. исполнялась спорная рукопись. Эти исследования можно условно назвать экспертизой факта. Ситуационные исследования являются первым этапом исследования, так как установление определенных условий исполнения рукописи позволяет эксперту объяснить многие признаки, не свойственные почерку лица-исполнителя, но появившиеся в нем в результате определенных условий исполнения рукописи. А некоторые ситуационные исследования необходимо проводить в первую очередь в обязательном порядке, например, исследования по установлению факта различных видов умышленного искажения почерка (перемена пишущей руки, маскировки с подражанием почерку другого лица «на глаз» и «по памяти», скорописной маскировки почерка и т. д.), так как без проведения подобных ситуационных исследований и учета в дальнейшем выводов по ним, невозможно проводить достоверные и обоснованные диагностические и идентификационные исследования.

Разграничение задач диагностических и ситуационных исследований в почерковедении и других криминалистических отраслях имеет важное значение, так как это позволяет определить направленность и достоверность каждого вида исследований, границы каждой криминалистической экспертизы, наметить комплекс методов и методик для проведения исследований.

 

 

Date: 2016-08-30; view: 341; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию