Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебно-почерко­ведческой экспертизы





 

Методика многообъектной идентификационной судебно-почерковедческой экспертизы базируется на общих положениях теории и практики судебно-по­черковедческой идентификации. Вместе с тем, она объединяет все многообра­зие разработанных в судебном почерковедении частных и конкретных методов решения идентификационных и диагностических экспертных задач. Их применение имеет ситуативный характер и зависит от специфических свойств элементного состава структуры множества почерковых объектов, представленных на исследование.

Необходимо отметить, что общая задача многообъектной идентификаци­онной судебно-почерковедческой экспертизы не определяется простым сумми­рованием частных задач и подзадач исследования. В этой связи рассматривае­мая методика не может быть представлена в виде набора традиционных качест­венно-описательных и модельных количественных методов.

Как уже отмечалось, при производстве многообъектных идентификацион­ных судебно-почерковедческих экспертиз возникает целый ряд вопросов, свя­занных с порядком проведения и содержанием отдельных звеньев исследования, группировкой объектов, особенностями сравнения и оценки признаков почерка, спецификой оформления заключения эксперта и т. д. Все эти задачи обусловлены, прежде всего, множественным характером объектов исследования. Он же предопределяет обособленность рассматриваемой методики в системе методик судебно-почерковед-ческой идентификации, что позволяет выделить ее в каче­стве самостоятельной.

Процесс производства многообъектной идентификационной судебно-почерковед-ческой экспертизы организован по уровневому принципу. Его сущ­ность заключается в циклической и неоднократной реализации экспертом глав­ных звеньев решения задачи идентификации, последовательном многоступен­чатом углублении и детализации исследования, постепенном плавном переходе от одного уровня к другому.

В данном процессе выделяются три уровня производства экспертизы, каж­дый из которых включает в себя различные стадии, подстадии и этапы. Первый и второй уровни направлены на решение поставленной перед экспертом задачи исследования, третий — на оформление результатов экспертизы.

Первый уровень представляет собой предварительное исследование. Здесь имеет место первоначальное, чисто ориентирующее приближение к решению основной экспертной задачи. Пройдя все стадии и этапы данного уровня, экс­перт составляет гипотетическое представление об особенностях экспертизы, степени ее сложности, возможности и последовательности решения задач и подзадач исследования. В результате это позволяет ему сформировать экс­пертные версии и определить степень их вероятности, провести планирование дальнейшего хода экспертизы.

Содержанием второго уровня многообъектной идентификационной су­дебно-почерковедческой экспертизы является детальный анализ почерковых объектов, сравнительное исследование, оценка его результатов, формирование выводов эксперта.

 

Третий уровень производства экспертизы составляют действия эксперта по оформлению результатов проведенного исследования. Здесь имеет место со­ставление заключения эксперта и выполнение фототаблицы в качестве иллюст­ративного материала.

Внутренняя структурная организация всех трех ранее указанных уровней процесса многообъектной идентификационной судебно-почерковедческой экспертизы имеет взаимозависимый ситуативный характер. Она окончательно формируется по ходу исследования в виде системы основных и дополнительных звеньев. Основные звенья образуются из независящих от специфики решаемых задач стадий и этапов. Результаты их прохождения экспертом при определенных ситуациях служат основанием для проведения дополнительных элементов исследования.

Три уровня производства многообъектных судебно-почерковедческих экспертиз в целом предполагают их производство в соответствии с четырьмя стадиями общей методики проведения идентификационной почерковедческой экспертизы.

Структуру I стадии — стадии предварительного исследования многообъектной идентификаци­онной судебно-почерковедческой экспертизы составляют следующие этапы ис­следования:

1. Ознакомление с материалами, поступившими на экспертизу:

— чтение постановления следователя или определения суда о назначении судебно-почерковедческой экспертизы;

— ознакомление с обстоятельствами дела, имеющими отношение к предмету экспертизы;

— проверка наличия и соответствия материалов, перечисленных в постановлении следователя (определении суда) о назначении судебно-почерковедческой экспертизы;


— уяснение задания, отнесение экспертной задачи к определенному классу, роду, уяснение вопросов эксперту и их группировка;

— определение вида множества почерковых объектов;

— группировка почерковых объектов по классу предстоящего исследования;

— установление наличия следственных (судебных) версий, уяснение их содержания;

— анализ экспертной ситуации, ее содержание.

2. Предварительный анализ исследуемых рукописей:

— установление вида, характера и объема каждой исследуемой рукописи, их последовательную группировку по данным основаниям;

— предварительное изучение признаков письменной речи и почерка в каждой исследуемой рукописи;

— предварительная оценка диагностических признаков в каждой исследуемой рукописи, выдвижение экспертных версий по условиям о их выполнении, группировка рукописей по данным основаниям;

— предварительная оценка идентификационных признаков в каждой исследуемой рукописи, определение их пригодности для идентификационного исследования;

— предварительное сравнение исследуемых рукописей между собой по идентификационным признакам, оценка итогов данного сравнения, выдвижение экспертных версий по общности или различию происхождения рукописей и их группировку по данным основаниям;

— предварительная группировка рукописей по степени их однородности;

— предварительное определение вида и подвида, экспертных задач и подзадач по данной экспертизе, уточнение полученных заданий от следователя.

3. Предварительный анализ сравнительных материалов:

— группировка сравнительных материалов по предполагаемым исполнителям, виду, характеру представленных образцов;

— предварительное изучение признаков письма;

— предварительная оценка диагностических признаков в образцах, их группировка по условиям выполнения;

— предварительная оценка идентификационных признаков в образцах, определение достоверности сравнительных материалов;

— предварительная оценка сопоставимости сравнительных материалов по множеству исследуемых рукописей, отбор наиболее сопоставимых образцов;

— предварительная оценка достаточности сравнительных материалов по количеству и качеству, при необходимости запрос сравнительных образцов.

4. Предварительное сравнение исследуемых рукописей и сравнительных образцов:

— предварительное сравнение исследуемых рукописей с наиболее сопоставимыми сравнительными образцами по диагностическим признакам;

— предварительное сравнение исследуемых рукописей с наиболее сопоставимыми сравнительными образцами по идентификационным признакам;

5. Предварительная оценка результатов сравнения, уточнение и выдвижение следственных версий:

— предварительная оценка результатов предварительного сравнения диагностических признаков, уточнение экспертных версий по условиям выполнения исследуемых рукописей и результатов последних группировок;

— предварительная оценка результатов предварительного сравнения идентификационных признаков, уточнение экспертных версий по условиям выполнения исследуемых рукописей и результатов последних группировок;

— уточнение структуры множества исследуемых рукописей и содержание их компонентов.

6. Планирование дальнейшего исследования:

— анализ экспертной ситуации, уточнение ее содержания;


— уточнение вида и подвида экспертных задач и подзадач, подлежащих решению;

— группировка экспертных задач и подзадач предстоящего исследования в соответствии со структурой множества исследуемых рукописей;

— группировка экспертных задач и подзадач по степени сложности их решения;

— определение методов задач и подзадач предстоящего исследования;

— группировка методов решения экспертных задач и подзадач по характеру выдвинутых версий, контрверсий, степень их вероятности;

— определение последовательности решения задач предстоящего исследования по степени их сложности;

— определение последовательности использования методов исследования при решении экспертных задач исходя из степени вероятности экспертных версий;

— составление плана предстоящих действий.

II стадия — стадия детального исследования:

1. Этап раздельного исследования спорной рукописи:

— детальное изучение признаков письменной речи и почерка в каждой исследуемой рукописи;

— оценка выявленных диагностических признаков, уточнение результатов группировки их по данным основаниям;

— оценка идентификационных признаков, уточнение пригодности рукописи для дальнейшего идентификационного исследования;

— сравнение исследуемых рукописей между собой по выявленным идентификационным признакам, определение общности или различия в их происхождении, уточнение результатов группировки по данным основаниям;

— уточнение результатов группировки по степени однородности;

— уточнение структуры множества исследуемых рукописей и анализ ее компонентов;

— уточнение вида и подвида экспертных задач, подлежащих экспертному исследованию.

2. Этап раздельного исследования сравнительных материалов:

— детальное изучение признаков письменной речи и почерка в сравнительных материалах;

— оценка выявленных диагностических признаков, уточнение экспертных версий по условиям выполнения;

— оценка идентификационных признаков, уточнение достоверности сравнительных материалов;

—оценка сопоставимости сравнительных материалов исследуемым рукописям, отбор наиболее сопоставимых образцов;

— оценка достаточности сравнительного материала по количеству и качеству и запрос дополнительных образцов.

3. Сравнение признаков письма в исследуемых рукописях и сравнительных материалах:

— сравнение признаков письма осуществляется как по таблице-разработке, так и обязательным сравнением с материалами исследования;

— сравнение исследуемых рукописей с наиболее сопоставимыми образцами по диагностическим признакам;

— сравнение исследуемых рукописей с наиболее сопоставимыми образцами по идентификационным признакам.

III стадия — стадия оценки результатов проведенного исследования и формирования выводов эксперта:

— оценка выявленных совпадающих и различающихся признаков осуществляется по принципам общей методики почерковедческой экспертизы;


— оценка результатов проведенного исследования по диагностическим признакам и формирование выводов в отношении состояния личности исполнителя по условиям выполнения исследуемой рукописи;

— оценка результатов сравнения идентификационных признаков и формирование выводов в отношении исполнителя;

— по результатам исследования и оценки может быть сделано пять традиционных видов выводов.

IV стадия — стадия оформления результатов проведенного исследования:

— составление заключения эксперта;

— составление фототаблицы.

Составление заключения:

— определение структуры, оснований группировки объектов и принципов оформления вводной части;

— оформление вводной части;

— определение структуры, оснований группировки объемов и принципов оформления исследовательской части;

— оформление исследовательской части;

— оформление синтезирующих частей и выводов эксперта по результатам исследования;

— формулирование выводов эксперта и их группировки по результатам проведенных исследований.

Составление фототаблицы:

— определение структуры фототаблицы;

— техническая подготовка;

— составление фототаблицы в соответствии с исследованием, синтезирующими частями и выводами.







Date: 2016-08-30; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию