Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расчет конических передачКонические зубчатые передачи применяются при необходимости передачи вращающего момента между валами, оси которых пересекаются. Угол между осями обычно равен 90°. Но возможен угол и отличный от 90°. Конические колеса выполняются с прямыми, тангенциальными, круговыми и другими криволинейными зубьями. По сравнению с цилиндрическими зубчатыми передачами конические имеют большую массу и габаритные размеры, дороже в изготовлении и требуют тщательной регулировки закрепления при монтаже и в процессе эксплуатации. Кроме того, в коническом зацеплении возникают осевые силы, дополнительно нагружающие подшипники. Нагрузочная способность конической прямозубой передачи приблизительно на 15 % ниже цилиндрической.
Рис. 3.4.1. Виды конических зубчатых колес с прямыми а, тангенциальными б и круговыми в зубьями
Область применения конических колес с прямыми зубьями ограничена окружной скоростью до 3 м/с. Колеса с косыми (тангенциальными) зубьями используют редко, так как они очень чувствительны к погрешностям изготовления и монтажа и трудоемки в изготовлении. При окружных скоростях более 3 м/с в основном применяют зубчатые колеса с круговыми зубьями. Они проще в изготовлении, менее чувствительны к погрешностям изготовления и монтажа. Их зубья обладают высокой изгибной прочностью, а передачи с такими колесами – большой плавностью зацепления. Существенный недостаток передач с косыми и круговыми зубьями – возникающие в них осевые усиления, которые при изменении направления вращения колес меняются по значению и направлению. Основные кинетические и геометрические параметры. В зависимости от размеров сечений по длине зубья конических колес выполняют трех форм Рис. 3.4.2. Формы зубьев конических колес
Осевую форму 1 применяют для конических передач с прямыми и тангенциальными (косыми) зубьями, а также для передач с круговыми зубьями при нормальном модуле , угле наклона линии зуба на среднем диаметре °и общем числе зубьев .Для этой формы характерны нормальные понижающиеся зубья и совпадения вершин делительного и внутреннего конусов. Осевая форма 2 характеризуется равноширокими зубьями и несовпадением вершин делительного и внутреннего конусов. При такой форме ширина впадины постоянная, а толщина зуба по делительному конусу увеличивается пропорционально расстоянию от вершины. Это основная форма для колес с круговыми зубьями, так как позволяет обрабатывать одновременно обе поверхности зубьев. Осевой форме 3 присущи равновысокие зубья, так как образующие делительного и внутреннего конусов параллельны между собой. Такую форму применяют для круговых зубьев при и средних конусных расстояниях Для конических колес удобнее задавать и измерять размеры зубьев на внешнем торце. Так, в колесах с зубьями формы I задают внешний окружной модуль , значение которого может быть нестандартное. В конических колесах с зубьями формы II принято применять нормальный модуль на середине ширины зубчатого венца. Для нарезания круговых зубьев используют немодульный инструмент, позволяющий обрабатывать зубья в некотором диапазоне модулей. Поэтому допускается использование передач с нестандартными и даже дробными модулями. Между модулями и существует следующая зависимость: , (3.4.1.) где – коэффициент относительной ширины колеса; b – ширина зубчатого венца; – внешнее конусное расстояние; – угол наклона линии При выборе следует помнить, что его увеличение улучшает плавность зацепления, но при этом возрастает осевое усиление зацеплении и, как следствие, увеличиваются габаритные размеры подшипниковых узлов. Для трансмиссий обычно применяют . При ведущей шестерне конические передачи выполняют, как правило, с передаточным отношением . В передачах с круговыми зубьями предельное значение . Если шестерня ведомая, то передаточное отношение должно быть не более 3,15. Число зубьев шестерни обычно задают в пределах Минимальное число зубьев шестерни конических передач, при котором отсутствует подрезание зубьев, определяют по формулам: для прямозубых передач с исходным контуром по ГОСТ 13754-81: . (3.4.2) Для передач с круговыми зубьями при выполнении исходного контура по ГОСТ 16202-81: , (3.4.3) где – половина угла делительного конуса. Для выбора в конических передачах рекомендуется: для зубчатых передач с твердостью рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса число зубьев шестерни определяется по графикам на рис. 3.4.3 в зависимости от внешнего делительного диаметра шестерни . Рис.3.4.3. Графики для определения зубьев конической шестерни а – прямозубой; б – с круговыми зубьями
г
а б в
и геометрические размеры конического зацепления
Таблица 3.4.1 Условные обозначения и основные формулы геометрического расчета параметров ортогональной конической передачи с круговыми зубьями, изготовленными по форме 1
Окончание табл. 3.4.1
При твердости ≤350 и ≤350 значение , определенное по графику, увеличивают в 1,6 раза; при и ≤350 – в 1,3 раза. Подробный расчет для прямозубых конических передач приведен в Основные зависимости для определения геометрических параметров ортогональной конической передачи с круговыми зубьями, изготовленными по форме 1 и форме 2 указаны в таблицах 3.4.1. и 3.4.2. Схема сил, действующих в прямозубом коническом зацеплении приведена на рис. 3.4.4, а, б, в, геометрические размеры конического зацепления – на
Таблица 3.4.2 Основные формулы геометрического расчета параметров ортогональной конической передачи с круговыми зубьями, изготовленными по форме 2
Окончание табл. 3.4.2.
В конических передачах >1, чтобы повысить сопротивление заеданию в зацеплении, в шестерню рекомендуется выполнять с положительным смещением ( для прямозубых передач, для передач с круглыми зубьями), а колесо – с равным ему по абсолютной величине отрицательным смещением ( или ). Значение и определяют по таблицам ГОСТ 19624-74, . (3.4.4) Для конических зацеплений с ≥2,5 применяют тангенциальную коррекцию, за счет которой увеличивается толщина зуба шестерни при соответственном уменьшении толщины зуба колеса, что приводит к выравниванию их прочности на изгиб. Коэффициент тангенциального смещения (изменения расчетной толщины зуба исходного контура) (3.4.5) где a, b – постоянные коэффициенты, характеризующие инструмент: a = 0,03, Тангенциальная коррекция не требует специального инструмента, ее выполняют разведением резцов, обрабатывающих противоположные стороны зубьев. Применение высотной коррекции в сочетании с тангенциальной позволяет одновременно уменьшить вероятность заедания зубьев и выровнять прочность зубьев шестерни и колеса.
Проектный и проверочный расчеты конических передач на контактную выносливость По критериям эти расчеты аналогичны расчетам цилиндрических передач, отличаясь лишь уточнением некоторых коэффициентов и определением внешнего делительного диаметра колеса вместо межосевого расстояния. Для прямозубых конических колес и колес с круговыми зубьями при βm =35° и = 0,285 ориентировочное значение внешнего делительного диаметра мм, можно определить по формуле . (3.4.6) где – расчетный вращающий момент на колесе, Н м; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса. Для конических передач коэффициент можно определятьпо графикам (см. рис. 3.3.2) при = 0,285; u – передаточное число, должно соответствовать одному из стандартных значений; – допустимое контактное напряжение, МПа; – коэффициент вида зубьев: для конических передач с прямым зубом = 0,85; для передач с круговым зубом его определяют по формулам таблицы 3.4.3. Таблица 3.4.3 Формулы для определения коэффициентов и
Полученное значение округляют до стандартного, по которому выбирают ширину венцов колес (табл. 3.4.4). Затем определяют внешний делительный диаметр шестерни ,и по графикам (см. рис. 3.4.3) определяют число зубьев шестерни z 1ичисло зубьев колеса . Полученное число зубьев округляют до целого числа в ближайшую сторону и уточняют фактическое передаточное число: . Отклонение расчетного значения и от заданного не должно превышать 4 %. С точностью до второго знака после запятой определяют внешний окружной модуль для колес: с прямыми зубьями ; (3.4.7) с круговыми зубьями . (3.4.8) Все остальные геометрические размеры вычисляют по формулам, приведенным в таблицах 3.4.1 и 3.4.2.. После определения геометрических параметров колес и передачи в целом их проверяют на контактную выносливость по формуле . (3.4.9) Таблица 3.4.4 Основные параметры конических передач (по ГОСТ 12289-76)
Параметры, входящие в эту формулу, определяют следующим образом: по рисунку 3.3.3; по рисунку 3.4.5; по таблице 3.3.8; по таблице 3.4.3. Коэффициент , учитывающий механические свойства материала шестерни и колеса, для стали равен 190 МПа. Коэффициент учитывающий форму сопряженных поверхностей, вычисляют по формуле (3.3.14). Для колес с прямыми зубьями можно принимать = 2,5; с круговыми зубьями (при β m =35° =2,26). Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий: для прямозубых конических передач
, (3.4.10) для конических передач с круговыми зубьями . (3.4.11) Коэффициент торцевого перекрытия зубьев вычисляют по формуле (3.3.18).
|