Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы автономного управления ракетами





Николай Алексеевич ПИЛЮГИН (05.05.1908, Красное Село под Петербургом – 02.08.1982) – русский ученый, академик, дважды Герой Социалистического Труда. Основоположник отечественных систем автономного управления ракетно-космическими комплексами, космическими кораблями и межпланетными аппаратами. Главный конструктор автономных систем управления, член Совета главных конструкторов ракетной и ракетно-космической техники. Разрабатывал системы управления ракет Р-1, Р-7 (выводившей на орбиту Спутник-1 и первого космонавта), руководил разработкой систем управления многих межпланетных станций, ракет «Протон», космического челнока «Буран». Его именем названа улица в Москве, Научно-производственный центр автоматики и приборостроения, Научно-исследовательское судно. В мае 2008 г. у здания НПЦ автоматики и приборостроения в Москве установлен памятник Пилюгину.

Илл.: http://mosarchiv.mos.ru/images/vystavki/pilugin/16_3.jpg

Лит.: Лапыгин В. Л., Вязов С. М. Вклад академика Н. А. Пилюгина в дело отечественного ракетостроения. К 90-летию со дня рождения // Ракетостроение и космонавтика. – 1998.

Скафандр

Ученый, писатель, почетный член Академии наук СССР Николай Алексеевич МОРОЗОВ (25.06.1854, пос. Борок Ярославской губ. – 30.06.1946, там же). В монографии «Периодические системы строения вещества» утверждал о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, что, по словам академика И. В. Курчатова, «современная физика полностью подтвердила». Морозов с 1918 г. до конца своей жизни был директором Естественно-научного института им. Лесгафта. Руководил Русским обществом любителей мироведения, располагавшимся в здании института. членами общества начиналась разработка ряда проблем, связанных с освоением космоса. Морозов предложил высотный герметический авиационный костюм – прообраз современного космического скафандра. Он же изобрел спасательный экваториальный пояс, позволяющий автоматически превратить верхнюю часть воздушного шара в парашют и обеспечить плавный спуск гондолы или кабины на землю. В 1939 г. Морозовым создан научный центр в пос. Борок, где сейчас работают Институт биологии внутренних вод и Геофизическая обсерватория «Борок» РАН.

Илл.: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/25/Morozov 1910.jpg

Лит.: Поповский М. А. Побежденное время: Повесть о Николае Морозове. – М., 1975. – 479 с.

Славистика

Юрий Иванович ВЕНЕЛИН (04.05.1802, с. Большая Тибава в Подкарпатье (ныне – с. Тибава Свалявского р-на Закарпатской обл. Украины – 22.03.1839) – один из основателей славянофильства, первооткрыватель для современной мировой науки родственных связей между славянами и венетами, основавшими Венецию, этрусками, основавшими Болонью и Рим, вандалами, основавшими Андалузию, русин. Происходя из червонной

(подкарпатской или угорской) Руси, он был угро-русским и словенским просветителем, вождем болгарского национального возрождения. Его книга «Древние и нынешние болгары в политическом, народописном, историческом и религиозном отношении к России» иници-

ировала зарождение национально-освободительного движения болгар против владычества турок. Его «Конспект преподавания истории и славянского языка и литературы»стал первой программой преподавания славистики.

В русофобское время, когда был уничтожен Институт славяноведения, его имя и труды были преданы забвению. До 2004 г. прождала издания его книга «Древние и нынешние словене». Именно в этой книге Венелин впервые пророчески ввел в литературу само название будущего (тогда еще не существовавшего) государства Словении. Венелин доказывал, что история славян начинается задолго до истории древних Рима и Афин и во многом оказала на них влияние. Великий славист, языковед и историк, безвестный в России, поскольку большинство академических историков были норманисты. Венелин не дожил до 37 лет. Он завещал нам: «Ничто так цельно и так долговременно не сохраняется, как слово в устах человека, слово – как клад, завещанный нам отдаленнейшими предками». В некрологе Венелина Иван Молнар говорит, что он оставил после себя бесценное наследство, «которым может истинно гордиться русская народная история как в наше, так и во всякое время, пока будет существовать русский народ и русское народное чувство».

Илл.: http://mesogaia­sarmatia.narod.ru/images/venelin.jpg

Лит.: Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства. – М.: Институт русской цивилизации, 2011.

Славянофильство

Национальная идеология русского народа, сыгравшая большую роль в формировании русского мировоззрения, обозначившего мировое значение русского народа. Славянофилы обоснованно и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. «Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, – писал


И. В. Киреевский, – все то препятствует развитию и благоденствию народа русского; все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений».

Славянофильство зародилось в кон. 1830-х гг., а в 1840– 1850-х гг. собрало самые мощные национальные силы. Круг единомышленников-славян о филов был широк и объединял выдающихся русских писателей и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Вокруг них группировались И. С. Аксаков, И. Д. Беляев, Д. А. Валуев, А. Ф. Гильфердинг, Н. Д. Иванишев, П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. И. Ламанский, В. Н. Лешков, Н. А. Попов, В. А. черкасский, Ф. В. чижов. Славянофилов поддерживали и

являлись выразителями их идей русские писатели С. Т. Аксаков,

В. И. Даль, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков и др.Мировоззренческие учения славянофилов оплодотворяли научную деятельность русских ученых Ф. И. Буслаева, О. М. Бодянского, Г. П. Галагана, В. И. Григоровича, И. И. Срезневского, М. А. Максимовича, Н. А. Ригельмана.

Илл.: И. В. Киреевский: http://www.pravilovery.ru/katalog/09/ view/09_01_02­2.jpg;

К. С. Аксаков: http://www.ruskline.ru/images/2010/19172.jpg

Лит.: Энциклопедический словарь русской цивилизации. – М., 2000.

Слойки Забабахина

Академик, генерал-лейтенант, научный руководитель Российского федерального ядерного центра в г. Снежинске челябинской обл. – Всесоюзного НИИ технической физики Евгений Иванович ЗАБАБАХИН (03.01.1917, Москва – 27.12.1984, г. Снежинск) родился в семье служащих. Автор фундаментальных научных трудов и открытий в области кумулятивных систем (кумуляция в сложных системах – «слойки Забабахина», влияние теплопроводности на фокусировку ударной волны, влияние вязкости и вращения на схождение оболочек), в области физики высоких давлений (уравнения состояния конденсированных сред и взрывчатых веществ, полиморфные фазовые превращения), в области физики взрыва (воздействие на различные среды, организация необходимого режима воздействия). Лауреат Ле-

нинской и трех Сталинских премий. Его имя было присвоено РФЯЦ-ВНИИТФ и улице в Снежинске.

Илл.: http://rus­eng.org/upload_img/1207d2af80a95c4840fe2adaece

7c3c7_big.jpg

Лит.: Cлово о Забабахине. – М., 1995. – 180 с.

Соборность


Духовный приоритет русского народа, одно из основополагающих понятий русской цивилизации. Наиболее полно это понятие раскрыто в трудах Алексея Степановича и Дмитрия Алексеевича ХОМЯКОВЫХ. «В вопросах веры, – писал А. С. Хомяков, – нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения,

младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора». Соборность – это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Развивая идеи И. В. Киреевского о духовной цельности, Хомяков пишет об особом соборном состоянии человека, истинной вере, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.

Д. А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, – целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию «лад» и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.

Основной принцип Православной Церкви, писал Д. А. Хомяков, состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. «Соборность – это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности». Главное усилие постижения истин веры состоит в соединении с Церковью на основе любви, т. к. полная истина принадлежит всей Церкви в целом. В Православии человек находит «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть совершенного в нем самом, – Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий». Хомяков совершенно справедливо отождествляет принципы соборности и общинности как «сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу и Его истине и на взаимную любовь ко всем, кто любит Бога».

Соборность есть, на самом деле, единство и, на самом деле, во множестве, поэтому и в Церковь входят все, и в то же время она едина; каждый, кто воистину в Церкви, имеет в себе всех, сам есть вся Церковь, но и обладаем всеми (С. Н. Булгаков). Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости (Н. А. Бердяев).


Соборность – одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать прежде всего насилие. Католические страны, справедливо считал Хомяков, обладали единством без свободы, а протестантские – свободой без единства.

Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди, – Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество.

Таким образом, известная формула «Православие, Самодержавие, Народность» возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности.

Илл.: http://www.artsait.ru/art/h/homykov/img/1.jpg

Лит.: Платонов О. Соборность // Энциклопедический словарьрусской цивилизации. – М., 2000. – С. 825–826.







Date: 2016-08-30; view: 408; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию