Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология религии и проблема адекватности религиозного мышления.





Психоло́гия рели́гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности[1], а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи. Хотя психология религии как самостоятельная дисциплина возникла в конце XIX столетия, все три главные задачи решались в течение многих столетий до этого[2].

Многие области религии в настоящее время остаются неисследованными психологией. Хотя религия и духовность играют большую роль в жизни многих людей, остаётся невыясненным, почему в одних случаях они ведут к положительным результатам, а в других — к отрицательным. Этим и обусловлена необходимость исследования того, каким образом и в каком направлении религия и духовность оказывают влияние на жизнь людей. Плодотворные результаты могут быть достигнуты за счёт продолжающегося диалога между психологией и теологией[3].

Психология религии стремится решить три задачи:

тщательно описать исследуемые объекты, под которыми могут подразумеваться как всеобщая религиозная практика (например, традиционные ритуальные церемонии), так и индивидуальные переживания, воззрения и поведение.

объяснить на языке психологии происхождение таких феноменов;

выяснить влияние этих феноменов на жизнь отдельных людей и всего общества.

Основными признаками религиозного мышления (имеется в виду любая из монотеистических религий, поскольку именно в них особенно скрупулёзно разработаны правила движения мысли) являются, предположительно, следующие: 1 отказ в том или ином виде от главенствующего в реалистическом мышлении принципа каузальности, поскольку верующий человек признаёт единственно приемлемой роль в происходящем божественного провидения; 2. отсутствие практического применения результатов мышления. Иными словами, религиозное мышление не преследует эвристических целей, оно в первую очередь имеет психотерапевтическое значение (утешение, надежда и т.п.). Эта функция религиозного мышления оценивается по-разному. Например, с точки зрения последовательного, если не сказать фундаменталистского материализма, религия есть дурман, “опиум народа”. С другой стороны, именно религиозное мышление уже в дописьменную эпоху оказалось способным представить мир в его целостности, разумности и предсказуемости, освободив тем самым человека от тревоги, страха и ощущения неопределённости; 3. религиозное мышление лишено принципов критичности и достоверности. Критика допускается и существует только в отношении религиозных постулатов другого вероисповедения, ереси, сектанства, но не своего собственного, удостовериться же в адекватности религиозных когнитивных схем не то что практически невозможно, в них не следует даже сомневаться, поскольку они рассматриваются как ниспосланные человеку свыше. Многие верующие люди демонстрируют двойственность умственной деятельности, в которой в разных пропорциях представлены реалистическое и религиозное мышление (здесь не имеется в виду ханжество, показное благочестие). Религиозные структуры мышление могут стать объектом и патологического процесса, в частности, галлюцинаций и бреда (например, пациент отождествляет себя с некоей высшей силой).

 

37. Психология профессионального спорта и проблема деформации личности спортсмена.

 

Признание профессионального статуса спортсмена привело к необходимости изучения всестороннего влияния спорта как профессии на личность. Анализ научных публикаций по деятельности и личности спортсменов показывает, что основное внимание в них уделялось формированию спортивно-значимых качеств, ив меньшей степени изучались индивидуально-психические различия. Деструктивные же изменения личности в спорте не являлись предметом специальных исследований.

Любая профессиональная деятельность рельефно влияет на личностные особенности. Поскольку совершенствуются механизмы психического отражения, и видоизменяется система знаний, которая переносится во внутренний мир личности [3]. Благодаря занятиям спортом человек преображается, приобретает новые качества. Эти позитивные изменения описываются выражением «личностный рост».

Однако спорт имеет и деформирующее действие. Трансформация начинается уже на начальных этапах подготовки спортсменов, когда преобразуются обыденные установки и стереотипы [2].

Психологический механизм профессиональной деформации может адекватно анализироваться с позиций процессов согласования, борьбы или конфликта между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения этих норм применительно к особенностям конкретной ситуации [1].

Рассматривая профессиональную деятельность, в качестве одного из центральных факторов развития человека исследователи советского периода вели речь преимущественно о позитивных эффектах погружения личности в спортивную среду.

Трактовка личности как совокупности репродуктивных свойств (сформированных в деятельности уже освоенной в обществе) привело к пониманию того, что спортсмен способен лишь воспроизвести результат, вложенный в него системой тренировок при канонизации опыта тренера.

На определенном этапе может происходить такое слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты и нормы, как регуляторы активности, проявляются в сфере личностного общения с представителями иных профессиональных сообществ [4]. Сфера спорта в этом отношении не является исключением.

Обсуждение результатов. Феномен воздействия на психические характеристики человека может затрагивать различные стороны его психики: мотивационную, когнитивную, регулятивную. Развитие личностных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами. Каждая профессия, в том числе и спорт, имеет свой ансамбль деформаций. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач(тренировки, соревнования) формирует привычки, склад мышления и стиль общения, личность приобретает определенные черты вплоть до дисгармоничности личности.

В самом общем виде в структуре спортивной деятельности выделяют три ее принципиальных компонента - предметно-операциональный (технико-тактические действия, развитие силовых показателей организма), когнитивный/процесс решения мыслительных задач, планирование тренировки, игры и формирование образа действия/и коммуникативный / взаимодействие с противником и партнерами по команде, общение в системе тренер-спортсмен/).

Каждый из компонентов обладает определенным влиянием на личность. Предметно-операциональная деятельность может развивать такие личностные черты спортсмена как терпеливость и самоконтроль, психомоторику и сенсорику. Когнитивная составляющая, связанная с самостоятельным проектированием сложных технико-тактических действий может усилить самодостаточность, интегративные свойства памяти и внимания. Коммуникативная составляющая - может усилить личностную доминантность. Но при этом стремление к доминированию над соперником так или иначе, будет проявляться и вне ее, что может сопровождаться формированием неадекватно завышенного уровня самооценки личности спортсмена с одной стороны, и ростом недоверчивости к окружающим с другой. Тенденция рассматривать кого-то из своего окружения в качестве потенциального соперника ведет к росту уровня общей агрессивности.

Влияние перечисленных групп факторов на личность спортсмена не равноценно. Более существенными выглядят факторы когнитивной группы, поскольку они в принципе могут формировать однобокие интересы. Не секрет, что основная проблема, с которой сталкиваются бывшие спортсмены после окончания спортивной карьеры, обусловлена именно снижением привлекательности для них других видов деятельности.

Особый акцент следует сделать на рассмотрении факторов коммуникативно-ролевой группы. Воздействуя на область межличностных отношений, коммуникативные факторы способны в той или иной мере лишать эти отношения эмоциональной насыщенности либо придавать им специфический эмоциональный фон, делать их формальными, неискренними или искусственными и т. д. Социальные последствия такого рода отношений проявляются в преимущественном оценивании другого как носителя спортивно-значимых качеств: и физических, и психологических. Естественно, что у спортсмена, стоящего на более высокой ступени пьедестала может появится ощущение избранности, превосходство и даже пренебрежения по отношению к своему коллеге, то, что в спорте именуется «звездной болезнью». Парадоксально, но и в оценке себя такие спортсмены опираются, прежде всего, на качества, обеспечивающие предметно-операциональную сторону деятельности.

Факторы коммуникативно-ролевой группы закрепляют в форме привычки и определенного способа обращения к другому человеку, стиль коммуникативных контактов. Спортивная среда, накладывая на личность определенные коммуникативно-ролевые рамки, в принципе способна стать источником серьезных личностных дисгармоний вплоть до аномалий. Следует, однако, провести грань между однобокостью личности и личностной деформацией. Если основу профессиональной однобокости составляют определенные дисгармонии сферы интересов спортсменов, то личностная деформация дисгармонизирует социальные пласты мотивационно-потребностной сферы, затрагивая сущностные качества человека, на фоне которых однобокость интересов личности является явлением уже вторичным.

Развитие явлений деформации личности спортсмена можно представить процессом, проходящим через следующие стадии:

стадию перестройки системы личностных смыслов, в ходе которой происходит смещение или размывание социального ядра мотивационной сферы (спортивная деятельность представляется спортсмену единственной, имеющий значение и смысл);

стадию закрепления внутриличностной дисгармонии (нарушения личностного здоровья, отнесения себя к типу личности «спортсмен» и соответствующее самовосприятие на уровне идентификации себя с другими «настоящими спортсменами»);

стадию характерологических изменений (нарушения здоровья на индивидуально-психическом уровне) «болезнь характера», что сопровождается самооправданием отклоняющегося поведения;

стадию закрепления целостной структуры личности по деформированному типу.

Таким образом, развитие личностной деформации спортсмена начинается с дисгармонии и деформации системы отношений и связанных с ними личностных смыслов индивида, после чего этот процесс распространяется на уровень индивидуально-психического здоровья, трансформируя черты характера и нарушая социальное поведение человека в целом.

 

Date: 2016-08-30; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию