Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль Бразилии в консолидации южноамериканской подсистемы. (Руслан)





Со второй половины ХХ века интеграционные процессы становятся важным фактором мировой политики. Интенсивность развития этих процессов в различных регионах сильно различается. В этот период появилось более тридцати «зон свободной торговли», «таможенных союзов» и других образований, которые, однако, не всегда оказывались эффективными.

Специалист в области интеграции Ю.В. Шишков подчеркивает, что для реального интегрирования необходимы три важных условия:

– достаточно высокий уровень развития промышленности и диверсификации производства, что делает национальные экономики взаимодополняемыми и заинтересованными в сотрудничестве;

– рыночная экономика с развитыми рыночными механизмами;

– развитая политическая демократия и правовое государство (См. Сорок лет Римским договорам. Европейская интеграция и Россия. – СПБ: Петрополис, 1997, с. 226-228.).

Проведение структурной модернизации экономики, уход от власти военных и восстановление демократии оказали влияние на развитие новой волны интеграционных процессов в Латинской Америке. Подписание в 1991 г. Асунсьонского соглашения положило начало формированию МЕРКОСУР, нового интеграционного объединения, в состав которого вошли Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай.

Модель интеграции МЕРКОСУР носила рыночный характер, в ее основе лежал принцип «открытого регионализма», ориентированный на либерализацию взаимной торговли, открытие рынков как средства проведения структурных реформ и модернизации национальных экономик. Как ведущая региональная держава, Бразилия стала локомотивом этого процесса. На начальном этапе интеграции ресурсы концентрировались на немногих перспективных направлениях сотрудничества. Наиболее последовательно использовалась взаимодополняемость экономик этих стран в энергетике.

В рамках МЕРКОСУР гарантировалась стабильность поставок энергоносителей. В 1993 г. принимаются «Основные направления энергетической политики», рассматривавшие энергоносители в качестве стратегического товара и устанавливавшие принцип приоритетного обеспечения по мировым ценам стран-членов МЕРКОСУР нефтью и природным газом.

Так, по аргентино-бразильскому соглашению от 1995 г. бразильская нефтяная компания «Петробраз» получила право на разработку и эксплуатацию месторождений природного газа Агурагуэ в провинции Сальта. В соответствии с этим соглашением сотрудничество охватывало всю технологическую линию – от добычи газа до его переработки и реализации. Газопровод связал провинцию Сальта и штат Сан-Паулу.

В середине 90-х годов основой отраслевого взаимодействия в МЕРКОСУР становится нефть, и Аргентина превратилась в важнейшего поставщика нефти для Бразилии. В последнее время в связи с открытием крупных месторождений нефти, расположенных на шельфе Атлантического побережья Бразилии, в отраслевом сотрудничестве большую роль стали играть природный газ и электроэнергия.

Инвестиции в энергетические проекты стали самыми крупными в сравнении с другими отраслями. Ранее в этой сфере преобладали двусторонние соглашения, но в МЕРКОСУР на первое место выходит многостороннее сотрудничество. Энергоресурсы входящих в это объединение полноправных стран-членов МЕРКОСУР, а также Чили и Боливии, значительны, достигая 30,7 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте, но распределены они неравномерно, что создает основу для сотрудничества 1.

К примеру, в 2000 году в рамках этого интеграционного объединения находилось в эксплуатации, прокладывалось и планировалось построить 18 газопроводов (9 уже функционировали, 3 строились и 6 проектировались) 2. В настоящее время прорабатывается возможность создания энергетического кольца, которое в перспективе должно объединить основные энергосистемы Южной Америки, а затем и Центральной Америки, Мексики и США.

Для Бразилии МЕРКОСУР является не только экономическим, но и политическим проектом, который должен привлечь широкие слои населения. Бразильское руководство придает большое значение политической составляющей этого объединения, и уже высказывалось намерение создать в будущем общий парламент блока, избираемый прямым голосованием.

За последние 10 лет МЕРКОСУР прошел несколько этапов развития. В 1998-2002 гг. его страны переживали нестабильность, глубокий экономический и социальный кризис, падение деловой активности. Экспорт и импорт резко снизились, а торговый баланс колебался от дефицита в 14 млрд. дол. в 1998 г. до прироста в 29,2 млрд. дол. в 2002 году.

Для второго этапа, 2003-2006 гг., характерно позитивное развитие как внутреннего, так и внешнего рынка, отмечался стабильный рост экспорта и импорта. В 2006 г. рекордного показателя – 55,5 млрд. дол. – достигло положительное торговое сальдо.

Последний этап, с 2007 г. до первой половины 2008 г., отличался ростом внутренних потребностей, ростом мировых цен на традиционные экспортные товары региона.

Объем экспорта МЕРКОСУР в первой половине 2008 г. составил 129,1 млрд. дол., увеличившись на 27,5% в сравнении с тем же промежутком 2007 года. Импорт составил 115,8 млрд. дол., продемонстрировав рост на 50,7% в сравнении с тем же периодом 2007 года 3.

Все входящие в это интеграционное объединение страны продолжают сокращать свой внешний долг, при этом наилучшие показатели характерны для Уругвая и Аргентины. Бразилия успешно решила проблему с выплатой внешней задолженности и выступила с предложением о создании специального фонда для оказания помощи в решении этого вопроса другими странами.

Что касается бразильского экспорта в страны МЕРКОСУР, то он рос очень динамично в сравнении с ее экспортом в остальные страны мира. Если ее общий экспорт увеличился в 2007 г. на 16,6%, то в страны блока вырос на 24,1%, достигнув 17,4 млрд. долларов. При этом на Аргентину приходится 83,1% бразильского экспорта в зоне МЕРКОСУР. Импорт из МЕРКОСУР в Бразилию вырос на 29,7%, достигнув 11,6 млрд. долларов. 90% этого импорта поступает из Аргентины. Торговля тесно связывает экономики двух крупных стран Южной Америки, усиливая их взаимодополняемость 2.

В 2006-2007 гг. Бразилия сбалансировала свою торговлю в МЕРКОСУР, хотя раньше бразильский импорт рос быстрее, чем продажи в рамках блока. Это положительно сказалось на всех сторонах процесса интеграции, поскольку экономика Бразилии доминирует в блоке.

До 70% бразильских предпринимателей ведут деятельность в рамках этого рынка. С созданием интеграционного объединения резко активизировалась деятельность бразильских кампаний в Аргентине и Парагвае. Инвестиции Бразилии в Аргентине в 2005 году достигли 2 млрд. дол. – около 40% всех иностранных капиталовложений в этой стране 3. В то же время бразильские инвестиции в других странах мира составили в 2007 г. 7,1 млрд. долларов.

В целом экономическое пространство МЕРКОСУР стало привлекательным для иностранных капиталовложений. В этом плане 2007 г. оказался наиболее благоприятным для прямых иностранных инвестиций, объем которых составил 41,5 млрд. дол., что на 62,7% больше в сравнении с 2006 годом.

Что касается периодически возникающих в отношениях между членами блока осложнений и споров, то Бразилия демонстрирует готовность идти на значительные уступки в интересах других членов, допуская, в том числе, и отступления от объединительных принципов. Так, Бразилия согласилась на продление существующих изъятий из Единого внешнего тарифа, пошла навстречу Аргентине в вопросе о создании специального механизма защитных мер во взаимной торговле и сохранении специального режима в торговле автомобилями, запчастями 1.

В последние годы страны блока стали уделять значительное внимание проблеме асимметричного развития. В 2006 г. было одобрено создание Структурного координационного фонда МЕРКОСУР (FOCEM) Fondo de Convergencia Estructural del MERCOSUR., бюджет которого изначально составил 50 млн. дол., а в 2007 достиг уже 75 миллионов. Бюджет Фонда на 70% состоит из взносов Бразилии. Принят Устав FOCEM, и формируется Технический совет (Technical Unit), состоящий из четырех представителей. В сентябре 2006 г. были приняты 15 проектов, 13 из которых (134 млн. дол., или 80% всех выделенных ресурсов) предназначались Парагваю 2. Бразилия планирует, что в ближайшие десять лет Фонд аккумулирует сумму в 1 млрд. долларов. Эти средства предназначены для структурных преобразований, стимулирования конкурентоспособных отраслей производства, социального развития слаборазвитых регионов 3.

В 2006-2008 гг. в рамках блока был одобрен целый ряд инициатив по укреплению интеграции. Были приняты региональные программы по подготовке персонала, поддержке производственного сектора, координации торговых потоков, работе отдельных комитетов и всей политики развития.

В июне 2008 г. Бразилией выдвигается Стратегический план для преодоления асимметрии в МЕРКОСУР. В нем предлагались меры по интеграции экономик стран, не имеющих выхода к морю, развитию инфраструктуры, поддержке конкурентоспособности экономик, разрабатывались вопросы о доступе к рынку, определению инструментов регулирования проблем сообщества.

28 октября 2008 г. главы МИД и министры финансов стран Южной Америки, собравшиеся в столице Бразилии на экстренную встречу для обсуждения мирового экономического кризиса, пришли к выводу, что популярная в прошлые десятилетия протекционистская политика государства изжила себя и сегодня была бы серьезной ошибкой. Страны-члены МЕРКОСУР приняли также решение скоординировать свои усилия в сфере макроэкономики с целью защиты региона от глобального финансового кризиса, который к тому времени уже серьезно ударил по местным курсам акций и валют, спугнув инвесторов.

Министр иностранных дел Бразилии Сельсо Аморим заявил, что Южная Америка лучше перенесет «глобальный экономический шторм», продолжив курс на интеграцию региональных экономик. В качестве примера он привел недавние переговоры между Аргентиной и Бразилией о том, чтобы заключать торговые сделки друг с другом в песо и реалах, а не в долларах 1.

Участники 36-го совещания глав стран-членов МЕРКОСУР, которое состоялось 16 декабря 2008 г. в Косте де Сауипе в Бразилии, призвали укреплять региональное объединение, чтобы совместными усилиями преодолеть нынешний международный финансовый кризис. Очередной председатель МЕРКОСУР, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва заявил на церемонии открытия саммита, что страны Латинской Америки, в том числе и члены МЕРКОСУР, совместно отреагировали на кризис и смогут справиться с ним. Он подчеркнул, что страны блока, с одной стороны, должны в дальнейшем укреплять торговые контакты, а с другой - принять активное участие в создании нового международного финансового порядка. По его словам, МЕРКОСУР не будет пассивно противостоять кризису, а рассчитывает сыграть важную роль в формировании нового многостороннего и многополярного международного порядка.

Следует отметить, что МЕРКОСУР становится центром притяжения и для других стран. Так, в 2002 г. о своем желании присоединиться к блоку на основании формулы «4+1» заявили Канада и Мексика. Два года спустя Мексика и Венесуэла стали новыми ассоциированными членами этого объединения 2.

В декабре 2002 г., после седьмого раунда переговоров между АСН и МЕРКОСУР, было подписано Соглашение о взаимодополняемости экономик, предусматривающее совместное развитие физической интеграции в Южной Америке, поощрение взаимных инвестиций и подписание договора о создании Южноамериканской Зоны свободной торговли не позднее 31 декабря 2003 г. 3. К этому сроку, однако, не был решен ряд вопросов, касающихся норм происхождения товаров и программы либерализации торговли.

1-2 апреля 2004 г. в Буэнос-Айресе состоялось 8-е совещание стран-членов МЕРКОСУР и Андского сообщества, посвященное завершению переговоров по резолюции о принятии Договора об экономическом взаимодополнении №59. Были закончены переговоры по Программе либерализации торговли и Специальным требованиям к происхождению товаров, которые решено было включить как дополнение к Договору.

Новым шагом в развитии интеграционных процессов становится создание Союза южноамериканских наций (УНАСУР). По инициативе президента Бразилии роль объединяющего центра в формировании Союза отводится МЕРКОСУР. Эта инициатива бразильской дипломатии получила воплощение в декабре 2004 г., на Третьем совещании президентов стран Южной Америки в г. Куско, на котором было принято решение о создании Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН) на основе УНАСУР. Первый саммит сообщества прошел 30 сентября 2005 г. в г. Бразилиа, а второй – 9 декабря 2006 г. в г. Кочабамба. В этих встречах принимали участие представители Аргентины, Боливии, Бразилии, Колумбии, Чили, Эквадора, Гайаны, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая и Венесуэлы.

Важным шагом стала одобренная на первом саммите институционализация сообщества. Предусматривалось ежегодное проведение встреч глав государств, министров иностранных дел (раз в полгода), ротационное годичное председательство в объединении и создание координационной тройки 1. Положительную оценку получило создание форума политических консультаций и координации, состоящее из соответствующих структур АСН, МЕРКОСУР, а также представителей Гайаны и Суринама.

На третьем саммите президентов 12 стран-членов сообщества в январе 2008 г. в г. Картахена предложенный проект учредительного договора был одобрен всеми странами, но пока еще не все страны ратифицировали его 2. В договоре подчеркивается, что интеграция является решающим шагом для укрепления многостороннего сотрудничества и господства права в международных отношениях при создании многополярного мира, где будут господствовать равенство, суверенитет и культура мира в пространстве, свободном от ядерного оружия и оружия массового уничтожения Ibidem..

Бразильское руководствополагает, что для создания в перспективе общерегиональной ЗСТ необходимо соединить имеющиеся соглашения об экономической интеграции на основе механизма взаимного ассоциированного членства между МЕРКОСУР и АСН с присоединением и остальных государств. Активные переговоры о расширении сотрудничества президент Бразилии ведет с Мексикой и странами Центральной Америки 3.

По мнению Бразилии, «Боливарианская Альтернатива для Латинской Америки», которую отстаивает Венесуэла, является одним из объединительных течений в регионе с ярко выраженной идеологической направленностью, но она не конкурирует с бразильской инициативой по созданию Сообщества южноамериканских наций.

Динамизм развития МЕРКОСУР ставит это интеграционное объединение, прежде всего Бразилию, на одно из первых мест в политических приоритетах Европейского Союза. ЕС является ведущим торговым партнером Бразилии, на него приходится 22,5% от ее общего товарооборота. В 2007 г. импорт ЕС из Бразилии составлял 32,3 млрд. евро, а экспорт – 21,2 млрд. евро. ЕС является также ведущим инвестором в бразильскую экономику с объемом инвестиций в 2006 г. в 88 млрд. евро 1.

На 1-м саммите ЕС-Бразилия (июль 2007 г.) стороны заключили договор о стратегическом партнерстве. В коммюнике «К стратегическому партнерству ЕС и Бразилии» («Towards an EU-Brazil Strategic Partnership»), подчеркивались растущая роль Бразилии на международной арене, в региональном объединении и глубокие двусторонние связи этой страны с Европой. Там же выдвигался ряд инициатив по укреплению этих отношений в рамках стратегического партнерства. В том же году стороны заключили договор об энергетическом партнерстве и развитии взаимовыгодного сотрудничества в производстве биотоплива.

Согласно планам стратегического сотрудничества на 2007-2013 гг., Бразилии предназначалось 61 млн. евро на реализацию двух ключевых задач: углубление двустороннего сотрудничества и решение проблем окружающей среды

В ходе 2-го саммита ЕС-Бразилия (22 декабря 2008 г.) и макроэкономического и финансового диалога ЕС – Бразилия (22 июля 2009 г.) отмечалась необходимость укрепления сотрудничества между ЕС и Бразилией и интеграционных связей ЕС и МЕРКОСУР 2.

Анализ стратегии ЕС в отношении Бразилии показывает ее значительные качественные изменения. Бразилия стала восприниматься не только как торговый партнер и довольно выгодная сфера приложения капитала, но и превратилась в важного стратегического союзника Европейского Союза в МЕРКОСУР и в Латинской Америке.

Устойчивая экономическая и политическая стабильность, налоговая дисциплина, поощрение свободного рынка и другие факторы сделали Бразилию крайне привлекательным партнером и в рамках БРИК, что может благоприятно сказаться на укреплении этого блока и усилении в нем роли Бразилии.

- исторически латиноамериканская интеграция представлялась в качестве противовеса панамериканизму;

- несмотря на то, что в целом латиноамериканская интеграция ведет свою историю еще от идей объединения континента, выдвигавшихся прогрессивными деятелями XIX века (О'Хиггинсом, Сан Мартином, Мартинесом де Росасом и т.д.), Бразилия присоединилась к интеграционным усилиям латиноамериканских государств лишь в XX веке, что было обусловлено историческими обстоятельствами;

- значительное влияние на развитие интеграционной политики Бразилии периодически оказывали особенности ее внутреннего политического и экономического развития. Так, процессы демократизации, проходившие в Бразилии в середине 80-х годов, привели к активизации ее внешней политики. Неудачный же ход неолиберальных реформ в Бразилии и приход к власти левонационалистически ориентированного политика в начале XXI века форсировали южноамериканскую интеграцию и повысили степень участия в ней Бразилии, привели к созданию Южноамериканского союза наций, благодаря которому Бразилия смогла противостоять созданию АЛКА;

- создание Зоны свободной торговли Америк отвечало интересам, прежде всего, США; Бразилии же и другим латиноамериканским государствам она грозила поглощением их рынков, и именно поэтому создание АЛКА в формате объединения 34-х государств Западного полушария в обозримом будущем вряд ли возможно;

- Бразилия призвана стать лидером одного из полюсов многополярного мира, общие контуры которого, по мнению автора, представляют собой следующее: в основе данной конфигурации будет лежать геостратегическая ось Каракас — Бразилиа — Буэнос-Айрес, на нее по системе концентрических кругов будет накладываться Меркосур, самым же «внешним кругом» в данной конфигурации должен стать Южноамериканский союз наций;

- несмотря на рост потенциала Бразилии, она вряд ли откажется от латиноамериканской интеграции, поскольку именно за счет нее она способна преодолевать свою уязвимость и повышать переговорный потенциал в нынешнем противоречивом мире;

- в настоящее время роль Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии достаточно высока, и, несмотря на попытки таких стран, как Аргентина, Венесуэла, Мексика и даже США оспорить у Бразилии лидерские позиции в регионе, в обозримом будущем это вряд ли возможно.

Date: 2016-08-30; view: 1727; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию