Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Облік грошових коштів на поточних рахунках у національній валюті у банках. Облік грошових коштів на інших рахунках у банках.





В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет расчетные взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, а также с государственным бюджетом, органами, социального страхования и пенсионного обеспечения обес­печение и т.д. Четкая организация расчетов оказывает непо­средственное влияние на ускорение оборачиваемости обо­ротных средств.

Расчеты между предприятиями (организациями) в процес­се их хозяйственной деятельности осуществляются, как правило, безналичным путем, то есть перечислением денежных средств со счета предприятия-плательщика на счет предприя­тия-получателя. Финансовым посредником в этих расчетах является банк.

Порядок осуществления расчетов через банковскую систе­му регламентируется Инструкцией № 7 «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины» (с изм. и доп.), утверж­денной постановлением Правления НБУ № 204 от 02.08.96 г.

Для хранения временно свободных денежных средств и проведения безналичных расчетов предприятия от­крывают текущие счета в банках согласно Инструкции «О порядке открытия и использования счетов в национальной и иностранной валюте», утверж­денной постановлением ПравленияНБУ №527 от 18.12.98 г.

Для открытия счета предприятие должно представить уч­реждению банка: заявление на открытие счета, копию свидетельства о государственной регистрации, копии документа, подтверждающих взятие предприятия на учет в ГНИ и ПФУ, копию устава, карточки с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера предприятия и оттиском печати.

В случае открытия двух и более текущих сче­тов в национальной валюте предприятие обязано в течение трех рабочих дней со дня открытия или закрытия следующего счета определить один из счетов как основной, с которого будет погашаться задолженность в бесспорном порядке. Номер этого счета сообщается ГНИ и банкам, в которых открыты дополнительные счета в нацио­нальной и иностранной валюте. В случае недостаточности средств на основном счёте для погашения бесспорной задолженности предприятие обязано в течение 3-х рабочих дней перечислить недостающую сумму с др. счетов на основной счёт или произвести погашение задолженности с дополнительных счетов.

Прием и выдача денежных средств или безналичные пере­числения банк осуществляет по расчетно-платежным докумен­там установленной формы. Наиболее распространенными из них являются: объявления на взнос наличными, денежные и расчетные чеки, платежные поручения, платежные требования-поручения, заявления на выставление аккредитива и др.

При внесении денег на счет банку представляется объявле­ние на взнос наличными (ОВН). Оправдательным докумен­том при этом является квитанция, заполняемая вместе с ОВН, отмеченная банком. Денежный чек является распоряжением о выдаче с текущего счета указанной в чеке суммы наличных денежных средств на выплату заработной платы, пенсии, пособия, ко­мандировочные и хозяйственные нужды. Оправдательным документом при этом является корешок, который остается в чековой книжке предприятия. Расчетный чек это - письменное поручение банку перечислить со счета чекодателя на счёт получателя указанную в чеке сумму. Платеж­ное поручение является приказом банку на пере­числение средств с текущего счета предприятия на счёт другого предприятия или организации. Платежное требование-поручение используется при расчетах между предприятиями за товарно-материальные ценности (работы, услуги). Оно заполняется поставщи­ком и передается покупателю вместе с отгруженной продукци­ей (товаром) или после оказания услуг, а также может пере­сылаться в банк покупателя для акцепта и взыскания платежа. Оплачивается только при наличии средств на текущем счете покупателя и его письменного согласия на полную или частич­ную оплату. Кроме указанных ис­пользуются и другие банковские документы.

Платежные документы, которые сдаются в банк, бухгалтер регистрирует в журнале с отметкой о дате, их исполнения (по выписке банка).

О зачислении или списании средств с текущего счета, предприятие узнает из выписки, которая является 2-м экземпляром лицевого счета предприя­тия в банке. К ней обязательно прилагаются документы, на осно­вании которых были списаны с текущего счета или зачислены на него денежные средства.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по текущему счету и является основанием для бухгалтерских за­писей. По выписке и приложенным к ней документам проверяют пра­вильность зачисления или списания денежных средств. Об ошибках сообщают банку на следующий день. В проверенной выписке напротив каждой суммы проставляются корреспондирующие счета, после чего она используется для ведения синтетического учёта операций по текущим счетам в банках на одноименном активном счёте 31, который имеет два субсчёта:


311 «Текущие счета в национальной валюте»;

312 «Текущие счета в иностранной валюте».

По кредиту этого счета делаются за­писи в ж/о, по дебету – в ведомости. Здесь же в ведо­мости указывают остаток денежных средств на текущих счетах на начало и конец месяца.

Остаток на конец месяца = остатку на начало месяца + итог ведомости № 2 – итог ж/о.

Обязательное условие для заполнения упомянутых регистров – исполь­зование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Для этого суммы, относимые на одни и те же счета по выписке, складывают и итогами записывают в ж/о и ведомость. В результате количество занятых строк в ж/о и ведомости должно быть равно коли­честву полученных за месяц выписок.

Схема бухгалтерских записей по текущим счетам в банках представлена в таблице 1.

Таблица 1

Схема бухгалтерских записей по текущим счетам в банках

№ п/п Содержание операции    
Дт Кт Сумма  
  Поступление средств от покупателей        
  Поступление средств на целевые мероприятия (на социальную защиту граждан, для выплаты помощи многодетным семьям и т.д.)        
  Зачисление средств, поступивших из кассы        
  Поступление средств в погашение прочей дебиторской задолженности        
  Отражены ошибочно зачисленные суммы        
  Поступление средств в погашение дебиторской задолженности, ранее списанной на убытки        
  Получение с текущего счёта наличных в кассу        
  Перечисление в бюджет налогов        
  Перечисление средств органам социального страхования и в ПФ        
  Перечисление средств поставщикам        
  Перечисление средств разным кредиторам        

Как отмечалось выше порядок и формы безналичных расчетов между предприятиями и организациями регламентируются Инструк­цией № 135 «О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте».

Безналичные расчеты осуществляются в нацио­нальной валюте Украины через банк путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя с помощью таких форм расчетных документов: платежные поручения; пла­тежные требования-поручения; расчетные чеки; аккредитивы; векселя; платежные требования; инкассовые поручения (распо­ряжения).

Расчеты платежными поручениями являются одной изна­иболее распространенных форм расчетов.Платежное поручение яв­ляется письменным распоряжением клиента об­служивающему банку о перечислении с его счета указанной суммы на счет другого предприятия (организации). С помощью платежных поручений осуществля­ются расчеты по платежам как товарного характера (за продукцию, товары, работы, услуги), так и нетоварного характера (в бюджет и внебюджетные фонды, банку по ссудам и т.д.).


Платежные поручения принимаются банком к исполнениюв течение 10 календарных дней со дня выписки.

В случаях бесспорного списания средств (взыскание недоимки и штрафов по платежам в бюджет по распоряжению налоговой инспекции,ис­полнительным документамсудебных органов и др.) применяются инкассовые платёжные поручения.

Пла­тежное требование-поручение представляет собой комбиниро­ванный расчетный документ, состоящий из двух частей:

верхняя — требование поставщика непосредственно к покупа­телю (плательщику) оплатить стоимость поставленных ему по со­глашению товарно-материальных ценностей (работ, услуг);

нижняя — поручение плательщика своему банку перечис­лить с его счета причитающуюся поставщику сумму.

Платежное требование-поручение выписывается поставщи­ком и посылается вместе с расчетными и отгрузочными доку­ментами непосредственно покупателю (или в обслуживающий его банк) с требованием оплатить стоимость отгруженных по договору товарно-материальных ценностей и предоставленных услуг. Платежное требование-поручение принимается к исполне­нию банком покупателя (плательщика) только при наличии де­нежных средств на его счете и письменного согласия на полную или частичную оплату.

При аккредитивной форме расчетов предприятие-покупатель перечисляет часть средств в учреждение банка по месту нахождения поставщика для предстоящей оплаты отгружаемых в адрес покупателя то­варов на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявле­нии. Указанные средства хранятся на аккредитиве до выполне­ния поставщиком своих обязательств перед покупателем.

Срок действия аккредитива устанавливается покупателем в пределах 15 дней.

Аккредитивы могут открываться как за счет собственных средств (покрытый аккредитив), так и за счет кредитов банка (непокрытый аккредитив) и предназначены для расчетов толь­ко с одним поставщиком. На сумму выставленного аккредитива делается бухгалтерская запись: Дт 313 «Прочие счета в банке в национальной валюте», субсчет «Аккредитивы» Кт 311, 601 «Краткосрочные кредиты банков в нац. валюте».

При получении извещенияисполняющего банка о списании денежных средств с аккредитива в оплату товаров, работ, услуг делается запись:

Дт 63 Kт 313, субсчет «Аккредитивы».

По истечении срока, предусмотренного в аккредитивном за­явлении, аккредитив закрывается, а неиспользованный остаток средств перечисляется на текущий счет покупателя или обра­щается на погашение банковского кредита, что оформляется записью:

Дт 311, 601 Кт 313 (субсчет «Аккредитив»).

Чеки применяются для осуществления рас­четов в безналичной форме между юридическими лицами, а также юридическими и физическими лицами с целью сокраще­ния расчетов наличными за полученные товары, выполненные работы и предоставленные услуги. Расчетный чек — это доку­мент, содержащий письменное распоряжение собственника счета (чекодателя) учреждению банка уплатить чекодержателю укапанную в чеке сумму денежных средств.


Срок действия чековой книжки — один год, расчетного чека — 3 месяца. По согласованию с учреждением банка срок дей­ствия неиспользованной чековой книжки может быть продлен. Чек из чековой книжки предъявляется к оплате в банк чекодер­жателя не позже 10 календарных дней (день выписки чека не учитывается). Обмен чека на наличные и получение сдачи из суммы чека наличными юридическим лицам не разрешается. В случае расчетов физических лиц с предприятиями торговли и услуг расчетным чеком разрешается к получению чекодержате­лем из суммы чека наличными, не более 20% от суммы чека.

Чековые книжки (расчетные чеки) выдаются учреждениями банков при условии перечисления предприятием (собственни­ком) соответствующей суммы на специальный счет в банке.

В бухгалтерском учете на сумму лимита чековой книжки делают запись:

Дт 331 «Денежные документы в национальной валюте» (субсчет «Расчетные чековые книжки и расчетные чеки») Кт 311.

На сумму выписанных предприятием и оплаченных банком расчетных чеков, предъявленных к оплате за товары и услуги, делают запись:

Дт 63, 68 "Расчеты по прочим операциям", Кт 331.

Для расчетов чековые книжки выдаются до­лжностным лицам подотчёт, что отражаются записью Дт 372 Кт 685. По мере предъявления отчета на сумму ис­пользованных чеков делается обратная запись: Дт 685 Кт 372. Предприятие- поставщик на сумму полученных расчетных чеков в счет оплаты за реализо­ванные товары и услуги делает запись: Дт 331 Кт 361. При получении выписки банка о зачислении денежных средств по расчетным чекам: Дт 311 331.

 







Date: 2016-07-05; view: 274; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию