Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная структура общества. Социальная стратификация.
Общество как целостная система структурировано, а одним из важнейших срезов этой структурированности является социально-стратификационная структура. Социально-стратификационная структура общества есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, слоев (страт), их социальных позиций и взаимодействий между ними.. Важнейшая отличительная ее особенность состоит в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, но отнюдь не свойствам отдельных ее элементов. Исходной "клеточкой" социально-стартификационной структуры является социальная группа. Это - совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом., осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других. Характерными чертами социальной группы являются: 1) способ взаимодействия между членами; 2) осознание членства, принадлежности к данной группе; 3) осознание единства членов группы. В социологии различают первичные и вторичные группы. Первичные - такие группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством (семья, игровая группа детей, соседство). Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обусловлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять определенные функции. Наряду с первичными и вторичными группами социологи различают: условные группы, в которых объединены условно, в интересах научного анализа, люди, реально не взаимодействующие между собой, но представляющие определенную общность, обладающую сходством каких-либо признаков (половых, возрастных и т.п.), например, женщины Беларуси, белорусские студенты; лабораторные группы, реальные группы, квазигруппы, которые образуются из случайно оказавшихся вместе, не связанных реальными взаимодействиями людей (аудитория, толпа, социальные круги). Важнейшее значение имеет дифференциация социальных групп на малые и большие. Малая группа - это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы подразделяются на формальные, в которых четко определены позиции и роли их членов, руководствующихся определенными групповыми нормами и ожиданиями и неформальные, складывающиеся стихийно, характеризующихся отсутствием предписанных статусов, ролей, властных отношений (группа друзей, компания сверстников). Специфический вид малой группы - референтная группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки, мнения которой ориентируются в своем поведении. Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в общественную деятельность и соответствующую систему общественных отношений (коллектив вуза, предприятия, население страны или города, например, москвичи, минчане, украинцы). Наряду с социальными группами в обществе существует дифференциация людей по определенным социальным общностям. В зависимости от того, по каким признакам объединяются люди и их группы в социальные общности, последние подразделяются на различные виды. Основными видами социальных общностей являются:1) семейные; 2) профессиональные; 3) социально-стратификационные (рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п.); 4) этнонациональные (белорусы, русские, чукчи и т.п.); 5) территориальные (горожане, сельчане, псковичане); 6) вероисповедальные (христиане, православные, католики, мусульмане); 7) культурные и субкультурные (поклонники классической музыки, поп-музыки и др.); 8) политические (члены коммунистической или либерально-демократической партии и т.п.). Социальная стратификация обладает несколькими признаками, наиболее существенные из которых состоят в следующем: 1) в процессе стратификации происходит дифференциация людей на высшие и низшие слои, страты, классы; 2) стратификация разделяет людей на привилегированное меньшинство (знать, богатые) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные, не имеющие доступа к власти и т.п.); 3) стратификация приводит к возникновению у низших и ущемленных слоев стремления продвинуться в более обеспеченные, привилегированные слои, что порождает социальные противоречия и конфликты. Существует определенный набор критериев (признаков), по которым осуществляется социальная стратификация. П. Сорокин выделил три таких критерия: 1) уровень дохода (богатые и бедные); 2) политический статус (имеющие власть и не имеющие ее); 3) профессиональные роли (учителя, инженеры, врачи и т.д.). Социальные слои и классы находятся в процессе изменений и развития. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т.е. подвижностью слоев и классов. Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое. По скорости протекания стратификационные перемещения бывают медленные и быстрые; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые. В стратификационной динамике важное значение имеют социокультурные критерии. Наиболее важными из них являются: 1) этнонациональные (дифференциация на белорусов, русских, украинцев и т.п.); 2) мировоззренческие (верующие, неверующие, колеблющиеся между верой и неверием, атеисты); 3) религиозно-конфессиональные (православные, католики, протестанты, мусульмане и др.); 4) образовательные (лица с высшим, средним, неполным средним образованием); 5) социокультурные (приверженцы народной, элитарной, массовой культуры, субкультуры и т.п.); 6) идейно-политические (поборники либерально-демократической, коммунистической, праворадикалистской идеологии и т.п.); 7) ценностно-ориентационные (сторонники религиозной, светской морали, нравственного релятивизма и т.п.). Эти семь критериев находятся в сложной взаимосвязи как между собой, так и с каждым из стратификационных признаков имущественной и социально-статусной стратификации. Многообразие их взаимоперекрещивающихся связей и взаимодействий предопределяет сложную и неустойчивую панораму социально-стратификационных трансформаций в современном постсоветском белорусском и российском обществе.
Date: 2016-07-05; view: 368; Нарушение авторских прав |