Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западная социология 20-го века.





С момента своего зарождения социология как самостоятельная наука начала развиваться по нескольким научным направлениям. Сначала это были научные школы, затем парадигмы. Структура социологического знания усложнялась. В первой половине XX века появились национальные научные школы: французская, немецкая, итальянская, английская, американская, российская.

На первом этапе становления социологии (XIX – начало XX веков) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е годы XX века центр социологических исследований смещается в США и 30–50-е годы XX века вошли в историю как «американский этап» в развитии социологии. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая, в основном, развивалась на инициативной основе. Указанный период характеризуется бурным развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений и процессов.

Современный этап развития социологии (с середины XX века по настоящее время) ознаменован созданием академической социологии, способной решать познавательные и практические задачи, используя при этом эмпирический материал. Все это дает основание утверждать, что социология получила общественное признание и утвердилась как равноправная университетская дисциплина наряду с философией, историей и экономикой.

В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий, отработан широкий арсенал методов сбора и обработки социологической информации. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических направлений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:

1. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции О. Конта, Э. Дюркгейма

2. Смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию (М. Вебер). Среди современных теорий, соответствующих данному подходу называют символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель).

3. Сосредотачивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида. У истоков находился П. Сорокин.

4. Марксистский подход по типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксисткой традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как первые три подхода рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

 

9. Развитие социологии в дореволюционной в России, социология в СССР.

 

Зарождение социологии в России началось в середине XIX века. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории, которая к концу XIX века достигла уровня, не уступавшего европейскому.

Большое влияние на развитие отечественной социологии оказали взгляды Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера.

Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.

 

Первый этап

1860-1890-е гг. возникает и формируется под эгидой идей Огюста Конта. Одной из главных задач этого периода было утверждение предмета социологии, как во мнении российского научного сообщества, так и в широком общественном мнении, где значительную роль сыграла периодическая печать. В этот период формировался предмет социологии, происходило осмысление ее роли и места в общей системе социальных наук. Отличительной особенностью того периода (как и всей истории отечественной социологии) являлась острая взаимная критика и полемика между различными школами и внутри каждой из них. Событием, которое в известном смысле подвело итог научного развития социологической мысли за тот период, был выход в свет в 1897 г. первого русского учебника по социологии Н. Кареева «Введение в изучение социологии».


Второй этап

1890--1900-е гг. С одной стороны, его можно рассматривать как промежуточный с точки зрения институционализации социологии. Для этого периода свойственно также не только усиливающееся влияние марксистской социологии, но и ее размежевание на два течения: ортодоксальный марксизм (В.И. Ленин) и «легальный» марксизм (П. Струве, М. Туган-Барановский). Важнейшим событием второго этапа стал начавшийся в конце 1880-х годов и развернувшийся в полную силу в 1890-е годы общемировой процесс институционализации социологии. С институциональной точки зрения финальным аккордом в формировании отечественной социологии явилось открытие в 1908 г. частного Психоневрологического института с первой российской социологической кафедрой, формирование нового теоретического направления - неопозитивизма, идеи которого активно развивал и утверждал П. Сорокин.

Третий этап

1910--1917 гг. Заключительный этап существования социологической науки в России, когда ядро ее развития составляла неопозитивистская ориентация. Его начало условно можно датировать 10-м годом, и 1920-е годы насильственной высылки ведущих ученых-обществоведов за пределы страны и разгрома социологической науки. Политические последствия Октябрьской революции 1917 г. не сразу сказались на характере существования социологии и ее теоретических приоритетах. Национализация всех типографий и цензура, введенная советским правительством, лишили возможности печатать что-либо, не укладывавшееся в коммунистическую и марксистскую идеологию. Публикуются фундаментальные труды по социологии крупнейших представителей неокантианства: П.И. Новогородцева, В.М. Хвостова, Продолжилось развитие процесса институционализации социологии. В 1913 году по инициативе крупнейших русских ученых Ковалевского, де Роберти и их ученика П. Сорокина в России начинается издание первого в стране отраслевого социологического сборника «Новые идеи в социологии». На его страницах публикуются научные труды отечественных и зарубежных ученых.

Нарастает процесс институционализации социологии: 1912 г.- открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; 1916 году - учреждается русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского; 1917 г. - вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Социологический теория русский дореволюционный

Однако в стране после октябрьского переворота 1917 г. утверждалась тоталитарная диктатура, не нуждавшаяся в социологической науке. С «критикой» П.А. Сорокина выступил В.И. Ленин. Итогом стала высылка ведущих ученых-обществоведов за пределы страны и полный разгром русской социологии как науки. Возрождение социологии относят к 1960-м годам.

 







Date: 2016-07-05; view: 587; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию