Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение готовности сил и средств управления





 

Обеспечение постоянной готовности личного состава и технических средств управления силами и средствами в сложной обстановке на пожаре является важнейшим условием своевременного развертывания системы управления, эффективного и качественного ее функционирования в ходе ведения тактико-технических действий.

Для обеспечения высокой готовности сил и средств управления и сис­темы управления в целом разрабатывается и осуществляется комплекс ме­роприятий организационного, технического и методологического характера.

К числу основных мероприятий можно отнести: обеспечение постоян­ной готовности личного состава и технических средств управления к рабо­те; определение необходимого состава сил и средств для развертывания системы управления, соответствующей принятому РТП решению; плани­рование размещения и непосредственное развертывание элементов систе­мы управления на местности по принятой схеме; готовность к возможной передислокации.

Объем и содержание каждого из перечисленных мероприятий зависят от характера решаемых или планируемых задач и конкретных условий об­становки.

Постоянную готовность к работе обеспечивают, прежде всего, оперативная, специальная и техническая подготовка должностных лиц ор­ганов управления, специалистов связи, автоматизации и обслуживания системы управления. Большое значение имеет целеустремленная подготовка личного состава подразделений, обеспечивающих функционирование сис­темы управления.

Личный состав органов управления, пожарных частей и подразделе­ний должен обеспечить функционирование системы управления в сложных условиях обстановки пожара, выполнять задачи в короткие сроки и с высо­ким качеством. Все должностные лица должны быть подготовлены к круг­лосуточному несению службы, выполнению поставленных задач при неполном составе расчетов на пожарных автомобилях за счет перехода на другие режимы работы, обеспечения взаимозаменяемости и др. Эти качества вырабатывают­ся в процессе целенаправленной повседневной деятельности органов управления, успешного освоения профессиональной и специальной подго­товки на пожарно-тактических занятиях и учениях, в ходе проведения групповых упражнений и деловых игр по решению пожарно-тактических задач.

В постоянной готовности к работе должны находиться технические средства управления, что является важнейшим условием поддержания вы­сокой готовности к работе системы управления.

Определение необходимого состава сил для развертывания системы управления силами и средствами на пожаре должно быть тесно связано с реальной обстановкой. Для создания системы управления исполь­зуются штатные силы и средства.

Начальник оперативного штаба в соответствии с решением и указа­ниями РТП распределяет имеющийся состав сил и средств на пункте раз­мещения оперативного штаба, определяет организацию связи в ходе тактико-технических действий.

Указания начальника оперативного штаба по этим вопросам являются основой для планирования организации управления силами и средствами на пожаре.

Практическое осуществление перечисленных мероприятий планирует­ся заблаговременно, что должно обеспечивать наилучшее использование имеющихся сил и средств. Поэтому исследование путей их решения со­ставляет один из важнейших разделов теории управления силами и средст­вами на пожаре.

Мероприятия по обеспечению готовности сил и средств управления к работе на пожаре, а также деятельность РТП и оперативного штаба по их ор­ганизации и осуществлению должны проводиться по за­ранее разработанному плану. При этом в результате изменения обстановки может возникнуть необходимость проведения новых мероприятий, объем и содержание которых будут самыми различными. Поэтому должны постоянно исследоваться эти вопросы, учитывая направления развития структу­ры и состава системы управления, а также технических средств управле­ния и их транспортной базы.

Места развертывания пунктов управления силами и средствами на по­жаре определяются не только с учетом удобства их размещения на местно­сти. Главное - достижение устойчивого и качественного управления сила­ми и средствами.

Необходимо сочетать стремление повысить качество управления за счет приближения пунктов размещения оперативных штабов к пожарным подразделениям, ведущим тактико-технические действия. Опыт показывает, что неудач­ный выбор мест развертывания оперативных штабов может привести к вы­нужденному их перемещению, в том числе и в напряженные периоды ту­шения пожара, когда РТП особенно необходимо непрерывно управлять си­лами и средствами.


Не менее важным является устойчивость и непрерывность в управлении силами и средствами на пожаре.

Устойчивость управления определяется способностью РТП и других должностных лиц органов управления выполнять свои функции в сложной, резко меняющейся обстановке при воздействии опасных факторов пожара на систему управления. Требование повышения устойчивости управления вызвано тем, что нарушение управления силами и средствами на пожаре может привести к снижению эффективности использования сил и средств, значительному материальному ущербу и продолжительности ликвидации пожара. Как свидетельствует опыт тушения пожаров, обстановка, складывающаяся на пожаре, снижает эффективность управления силами и средст­вами. Чтобы не допустить этого, необходимо глубокое исследование по вы­явлению возможных факторов, влияющих на управление, уязвимых мест в системе управления и выработки практических мероприятий по обеспече­нию защиты пунктов и средств управления и достижению его непрерывно­сти.

Непрерывность управления предполагает наличие у РТП и сотрудни­ков оперативного штаба постоянной возможности получать данные об об­становке на пожаре, его развитии, о положении, состоянии и характере действий пожарных подразделений, непрерывно воздействовать на ход действий.

Для достижения непрерывности управления необходим комплекс ме­роприятий организационного, технического и методического характера. В проводимых мероприятиях должно учитываться, что обстановка будет ме­няться резко и быстро. РТП уже не имеет возможности лично наблюдать за положением и действиями подразделений. Данные обстановки будут добы­ваться с помощью лиц, ведущих разведку, передаваться по техническим средствам связи, обрабатываться и отображаться на пунктах управления с помощью различных средств оргтехники. После оценки обстановки и при­нятия решения задачи подразделениям будут ставиться также по техниче­ским средствам. Для достижения устойчивости управления потребуется заблаговре­менно предусматривать и непрерывно проводить во всех звеньях управле­ния мероприятия, направленные на обеспечение живучести, надежности работы, и в случае потери управления на его восстановление в короткие сроки.

В качестве критериев оценки устойчивости управления силами и сред­ствами на пожаре могут быть использованы показатели уровня функцио­нирования системы управления и наличия возможности осуществления управления в самых сложных условиях пожара. Под уровнем функциониро­вания системы управления понимается отношение ее фактических воз­можностей в рассматриваемом интервале времени к максимальным воз­можностям, которыми располагает система управления при полной укомплектованности должностными лицами, оргсредствами в нормаль­ных условиях их работы. Если уровни функционирования системы управ­ления в рассматриваемом интервале времени не будут ниже определенного значения, при котором управление силами и средствами на пожаре осуще­ствляется достаточно качественно, а также обеспечивается возможность его резервирования, то управление считается устойчивым.

Для оценки непрерывности управления может использоваться критерий, показывающий отсутствие в рассматриваемом интервале времени мо­ментов, когда уровни функционирования системы управления становятся ниже уровня, при котором может осуществляться качественное управле­ние. Если таких моментов нет, то управление силами и средствами на по­жаре в рассматриваемом интервале времени является непрерывным.


В качестве вспомогательных критериев могут использоваться вероят­ности выхода из строя управляющей системы и средств связи, при которых функции управления выполняются в достаточном объеме.

Защита систем управления от опасных факторов пожара является ком­плексной задачей. Она будет решаться за счет тщательной организации и систематического осуществления различных мероприятий оперативно-тактического и специального характера подготовки пунктов управления, средств связи. Особенно это просматривается при управлении силами и средствами при тушении пожаров фонтанов, ЛВЖ и ГЖ в резервуарах, складов лесоматериалов, зданий повышенной этажности с массовым пре­быванием людей и др.

Живучесть системы управления характеризуется возможностями со­хранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в условиях воз­действия опасных факторов пожара. Она достигается правильным выбором размещения органов управления на пожаре, комплексным применением средств связи и другими мероприятиями.

Техническая надежность системы управления силами и средствами на пожаре характеризуется малой вероятностью различных отказов функцио­нирования элементов системы управления и способностью к быстрому устранению возникающих отказов.

Таким образом, необходимым условием обеспечения устойчивости и непрерывности управления является комплексное проведение мероприятий по достижению живучести систем и технических средств управления, непре­рывности в работе оперативных штабов на пожаре.

Для достижения устойчивости и непрерывности управления силами и средствами на пожаре в сложных условиях тушения пожара, органы управ­ления постоянно решают задачу защиты, себя от воздействия опасных факторов пожара, а при их угрозе, в необходимости быстрой своевремен­ной смены места дислокации, своевременной организации связи с участками и позициями, быстром восстановлении нарушенного управле­ния.

Для оценки эффективности решения указанных задач в целях дости­жения устойчивости и непрерывности управления силами и средствами необходимо располагать методологическим аппаратом и соответствующи­ми критериями.

При определении путей совершенствования системы управления сложной и многогранной представляется проблема повышения оператив­ности управления силами и средствами на пожаре. Требование оператив­ности управления отражает способность органов управления своевременно решать свои задачи при подготовке к тушению, реагировать на изменения обстановки и влиять на тактико-технических действий в интересах успешного тушения пожара.

На пожаре особую актуальность приобретают временные показатели в решении управленческих задач. В основе оперативности управления лежит фактор времени. Тактико-технические действия приобрели высокоманевренный, дина­мичный характер. Обстановка на пожаре может быстро и резко меняться, порождая сложные ситуации.


Постоянно следить за обстановкой, быстро, порой мгновенно, уточ­нять принятые и принимать новые решения на изменение действий под­разделений пожарной охраны, не допуская развития пожара, уточнять за­дачи подразделениям, поддерживать и вновь организовывать их взаимо­действие - таким будет наиболее типичный режим работы оперативного штаба. При этом объем управленческих задач имеет тенденцию постоянно возрастать, а время на его выполнение сокращается. Создается определен­ное несоответствие между объемом задач и временем, отведенным на их выполнение. Без постоянного совершенствования технической оснащенно­сти и методов работы оперативных штабов на пожаре они не смогут обес­печить своевременную реакцию РТП на изменения обстановки. Следова­тельно, действия пожарных подразделений могут оказаться запоздалыми. В данном случае окажется нарушенным требование о соответствии требуе­мого и фактического времени при решении задач управления.

Решение проблемы повышения оперативности управления должно но­сить комплексный характер и тесно увязываться с совершенствованием систем получения, обработки и отображения, данных обстановки, передачи информации в вышестоящие, взаимодействующие органы; с улучшением методов работы РТП и других должностных лиц органов с широким ис­пользованием средств автоматизации и оргтехники; с необходимостью упорядочения потоков информации и ответственности за ее достоверность. Каждое из этих направлений требует глубоких исследований.

В теории управления силами и средствами должны разрабатываться требования и к техническим средствам управления, чтобы непрерывно шел процесс совершенствования технической базы управления, и достигались необходимые показатели оперативности функционирования системы управления.

Непрерывное руководство деятельностью подчиненных под­разделений по реализации принятого решения предусматривает, в частно­сти, постоянное знание обстановки и быструю реакцию на ее изменения, упреждение развития пожара, твердость и настойчивость в достижении намеченных целей, всесторонне обоснованные уточнения ранее принятых или своевременную выработку новых решений, быстрое и четкое доведе­ние задач до пожарных подразделений.

В достижении высокого качества управления возрастает роль методов прогнозирования и моделирования с широким привлечением математиче­ского аппарата и электронно-вычислительной техники. Эффективность этих методов и средств непосредственно зависит от умения должностных лиц органов управления правильно и творчески их использовать в своей практической деятельности. Многочисленные расчеты на ЭВМ, связанные с подготовкой решения на применение в тушении современных огнетушащих средств, показывают, что только за счет рационального распределения имеющихся сил и средств с учетом их тактических возможностей и пра­вильной организации взаимодействия может быть существенно повышена эффективность действий подразделений пожарной охраны.

Однако с помощью только математических методов можно оценить далеко не все важные факторы обстановки на пожаре и сложные зависимо­сти между ними. Поэтому математические методы, практически реализуе­мые в оперативных расчетах, позволяют, как правило, получать не сами решения, а лишь объективные количественные данные для их обоснова­ния.

Для окончательного принятия решения нужен творческий и всесто­ронний анализ обстановки, базирующийся на знаниях, опыте, логике, интуиции РТП, сотрудников оперативного штаба и результатах инженерных расчетов. Это важное положение необходимо постоянно учитывать при решении задач управления с использованием средств автоматизации.

 

 







Date: 2016-08-30; view: 341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию