Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обеспечение готовности сил и средств управления
Обеспечение постоянной готовности личного состава и технических средств управления силами и средствами в сложной обстановке на пожаре является важнейшим условием своевременного развертывания системы управления, эффективного и качественного ее функционирования в ходе ведения тактико-технических действий. Для обеспечения высокой готовности сил и средств управления и системы управления в целом разрабатывается и осуществляется комплекс мероприятий организационного, технического и методологического характера. К числу основных мероприятий можно отнести: обеспечение постоянной готовности личного состава и технических средств управления к работе; определение необходимого состава сил и средств для развертывания системы управления, соответствующей принятому РТП решению; планирование размещения и непосредственное развертывание элементов системы управления на местности по принятой схеме; готовность к возможной передислокации. Объем и содержание каждого из перечисленных мероприятий зависят от характера решаемых или планируемых задач и конкретных условий обстановки. Постоянную готовность к работе обеспечивают, прежде всего, оперативная, специальная и техническая подготовка должностных лиц органов управления, специалистов связи, автоматизации и обслуживания системы управления. Большое значение имеет целеустремленная подготовка личного состава подразделений, обеспечивающих функционирование системы управления. Личный состав органов управления, пожарных частей и подразделений должен обеспечить функционирование системы управления в сложных условиях обстановки пожара, выполнять задачи в короткие сроки и с высоким качеством. Все должностные лица должны быть подготовлены к круглосуточному несению службы, выполнению поставленных задач при неполном составе расчетов на пожарных автомобилях за счет перехода на другие режимы работы, обеспечения взаимозаменяемости и др. Эти качества вырабатываются в процессе целенаправленной повседневной деятельности органов управления, успешного освоения профессиональной и специальной подготовки на пожарно-тактических занятиях и учениях, в ходе проведения групповых упражнений и деловых игр по решению пожарно-тактических задач. В постоянной готовности к работе должны находиться технические средства управления, что является важнейшим условием поддержания высокой готовности к работе системы управления. Определение необходимого состава сил для развертывания системы управления силами и средствами на пожаре должно быть тесно связано с реальной обстановкой. Для создания системы управления используются штатные силы и средства. Начальник оперативного штаба в соответствии с решением и указаниями РТП распределяет имеющийся состав сил и средств на пункте размещения оперативного штаба, определяет организацию связи в ходе тактико-технических действий. Указания начальника оперативного штаба по этим вопросам являются основой для планирования организации управления силами и средствами на пожаре. Практическое осуществление перечисленных мероприятий планируется заблаговременно, что должно обеспечивать наилучшее использование имеющихся сил и средств. Поэтому исследование путей их решения составляет один из важнейших разделов теории управления силами и средствами на пожаре. Мероприятия по обеспечению готовности сил и средств управления к работе на пожаре, а также деятельность РТП и оперативного штаба по их организации и осуществлению должны проводиться по заранее разработанному плану. При этом в результате изменения обстановки может возникнуть необходимость проведения новых мероприятий, объем и содержание которых будут самыми различными. Поэтому должны постоянно исследоваться эти вопросы, учитывая направления развития структуры и состава системы управления, а также технических средств управления и их транспортной базы. Места развертывания пунктов управления силами и средствами на пожаре определяются не только с учетом удобства их размещения на местности. Главное - достижение устойчивого и качественного управления силами и средствами. Необходимо сочетать стремление повысить качество управления за счет приближения пунктов размещения оперативных штабов к пожарным подразделениям, ведущим тактико-технические действия. Опыт показывает, что неудачный выбор мест развертывания оперативных штабов может привести к вынужденному их перемещению, в том числе и в напряженные периоды тушения пожара, когда РТП особенно необходимо непрерывно управлять силами и средствами. Не менее важным является устойчивость и непрерывность в управлении силами и средствами на пожаре. Устойчивость управления определяется способностью РТП и других должностных лиц органов управления выполнять свои функции в сложной, резко меняющейся обстановке при воздействии опасных факторов пожара на систему управления. Требование повышения устойчивости управления вызвано тем, что нарушение управления силами и средствами на пожаре может привести к снижению эффективности использования сил и средств, значительному материальному ущербу и продолжительности ликвидации пожара. Как свидетельствует опыт тушения пожаров, обстановка, складывающаяся на пожаре, снижает эффективность управления силами и средствами. Чтобы не допустить этого, необходимо глубокое исследование по выявлению возможных факторов, влияющих на управление, уязвимых мест в системе управления и выработки практических мероприятий по обеспечению защиты пунктов и средств управления и достижению его непрерывности. Непрерывность управления предполагает наличие у РТП и сотрудников оперативного штаба постоянной возможности получать данные об обстановке на пожаре, его развитии, о положении, состоянии и характере действий пожарных подразделений, непрерывно воздействовать на ход действий. Для достижения непрерывности управления необходим комплекс мероприятий организационного, технического и методического характера. В проводимых мероприятиях должно учитываться, что обстановка будет меняться резко и быстро. РТП уже не имеет возможности лично наблюдать за положением и действиями подразделений. Данные обстановки будут добываться с помощью лиц, ведущих разведку, передаваться по техническим средствам связи, обрабатываться и отображаться на пунктах управления с помощью различных средств оргтехники. После оценки обстановки и принятия решения задачи подразделениям будут ставиться также по техническим средствам. Для достижения устойчивости управления потребуется заблаговременно предусматривать и непрерывно проводить во всех звеньях управления мероприятия, направленные на обеспечение живучести, надежности работы, и в случае потери управления на его восстановление в короткие сроки. В качестве критериев оценки устойчивости управления силами и средствами на пожаре могут быть использованы показатели уровня функционирования системы управления и наличия возможности осуществления управления в самых сложных условиях пожара. Под уровнем функционирования системы управления понимается отношение ее фактических возможностей в рассматриваемом интервале времени к максимальным возможностям, которыми располагает система управления при полной укомплектованности должностными лицами, оргсредствами в нормальных условиях их работы. Если уровни функционирования системы управления в рассматриваемом интервале времени не будут ниже определенного значения, при котором управление силами и средствами на пожаре осуществляется достаточно качественно, а также обеспечивается возможность его резервирования, то управление считается устойчивым. Для оценки непрерывности управления может использоваться критерий, показывающий отсутствие в рассматриваемом интервале времени моментов, когда уровни функционирования системы управления становятся ниже уровня, при котором может осуществляться качественное управление. Если таких моментов нет, то управление силами и средствами на пожаре в рассматриваемом интервале времени является непрерывным. В качестве вспомогательных критериев могут использоваться вероятности выхода из строя управляющей системы и средств связи, при которых функции управления выполняются в достаточном объеме. Защита систем управления от опасных факторов пожара является комплексной задачей. Она будет решаться за счет тщательной организации и систематического осуществления различных мероприятий оперативно-тактического и специального характера подготовки пунктов управления, средств связи. Особенно это просматривается при управлении силами и средствами при тушении пожаров фонтанов, ЛВЖ и ГЖ в резервуарах, складов лесоматериалов, зданий повышенной этажности с массовым пребыванием людей и др. Живучесть системы управления характеризуется возможностями сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в условиях воздействия опасных факторов пожара. Она достигается правильным выбором размещения органов управления на пожаре, комплексным применением средств связи и другими мероприятиями. Техническая надежность системы управления силами и средствами на пожаре характеризуется малой вероятностью различных отказов функционирования элементов системы управления и способностью к быстрому устранению возникающих отказов. Таким образом, необходимым условием обеспечения устойчивости и непрерывности управления является комплексное проведение мероприятий по достижению живучести систем и технических средств управления, непрерывности в работе оперативных штабов на пожаре. Для достижения устойчивости и непрерывности управления силами и средствами на пожаре в сложных условиях тушения пожара, органы управления постоянно решают задачу защиты, себя от воздействия опасных факторов пожара, а при их угрозе, в необходимости быстрой своевременной смены места дислокации, своевременной организации связи с участками и позициями, быстром восстановлении нарушенного управления. Для оценки эффективности решения указанных задач в целях достижения устойчивости и непрерывности управления силами и средствами необходимо располагать методологическим аппаратом и соответствующими критериями. При определении путей совершенствования системы управления сложной и многогранной представляется проблема повышения оперативности управления силами и средствами на пожаре. Требование оперативности управления отражает способность органов управления своевременно решать свои задачи при подготовке к тушению, реагировать на изменения обстановки и влиять на тактико-технических действий в интересах успешного тушения пожара. На пожаре особую актуальность приобретают временные показатели в решении управленческих задач. В основе оперативности управления лежит фактор времени. Тактико-технические действия приобрели высокоманевренный, динамичный характер. Обстановка на пожаре может быстро и резко меняться, порождая сложные ситуации. Постоянно следить за обстановкой, быстро, порой мгновенно, уточнять принятые и принимать новые решения на изменение действий подразделений пожарной охраны, не допуская развития пожара, уточнять задачи подразделениям, поддерживать и вновь организовывать их взаимодействие - таким будет наиболее типичный режим работы оперативного штаба. При этом объем управленческих задач имеет тенденцию постоянно возрастать, а время на его выполнение сокращается. Создается определенное несоответствие между объемом задач и временем, отведенным на их выполнение. Без постоянного совершенствования технической оснащенности и методов работы оперативных штабов на пожаре они не смогут обеспечить своевременную реакцию РТП на изменения обстановки. Следовательно, действия пожарных подразделений могут оказаться запоздалыми. В данном случае окажется нарушенным требование о соответствии требуемого и фактического времени при решении задач управления. Решение проблемы повышения оперативности управления должно носить комплексный характер и тесно увязываться с совершенствованием систем получения, обработки и отображения, данных обстановки, передачи информации в вышестоящие, взаимодействующие органы; с улучшением методов работы РТП и других должностных лиц органов с широким использованием средств автоматизации и оргтехники; с необходимостью упорядочения потоков информации и ответственности за ее достоверность. Каждое из этих направлений требует глубоких исследований. В теории управления силами и средствами должны разрабатываться требования и к техническим средствам управления, чтобы непрерывно шел процесс совершенствования технической базы управления, и достигались необходимые показатели оперативности функционирования системы управления. Непрерывное руководство деятельностью подчиненных подразделений по реализации принятого решения предусматривает, в частности, постоянное знание обстановки и быструю реакцию на ее изменения, упреждение развития пожара, твердость и настойчивость в достижении намеченных целей, всесторонне обоснованные уточнения ранее принятых или своевременную выработку новых решений, быстрое и четкое доведение задач до пожарных подразделений. В достижении высокого качества управления возрастает роль методов прогнозирования и моделирования с широким привлечением математического аппарата и электронно-вычислительной техники. Эффективность этих методов и средств непосредственно зависит от умения должностных лиц органов управления правильно и творчески их использовать в своей практической деятельности. Многочисленные расчеты на ЭВМ, связанные с подготовкой решения на применение в тушении современных огнетушащих средств, показывают, что только за счет рационального распределения имеющихся сил и средств с учетом их тактических возможностей и правильной организации взаимодействия может быть существенно повышена эффективность действий подразделений пожарной охраны. Однако с помощью только математических методов можно оценить далеко не все важные факторы обстановки на пожаре и сложные зависимости между ними. Поэтому математические методы, практически реализуемые в оперативных расчетах, позволяют, как правило, получать не сами решения, а лишь объективные количественные данные для их обоснования. Для окончательного принятия решения нужен творческий и всесторонний анализ обстановки, базирующийся на знаниях, опыте, логике, интуиции РТП, сотрудников оперативного штаба и результатах инженерных расчетов. Это важное положение необходимо постоянно учитывать при решении задач управления с использованием средств автоматизации.
Date: 2016-08-30; view: 341; Нарушение авторских прав |