Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оформление методической системы обучения слабослышащих детей русскому языку как итог разработки и развития ее теоретических основ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В 50—60-е годы был выполнен ряд исследований, которые имели конкретно-методическую направленность на разработку основных разделов специального обучения языку. Продолжались (начатые Р. М. Боскис) исследования овладения слабослышащими детьми словарем и грамматическим строем языка, результатом чего была коллективная монография Р. М. Боскис, К. Г. Коровина, С. А. Синяка (СНОСКА: См.: Боскис Р. М., Коровин К - Г., Синяк В. А. Формирование грамматического строя яз>1ка у тугоухих учащихся.— М., 1955). В первой ее части давалось систематизированное изложение основных особенностей речи слабослышащих детей, анализировалось состояние обучения языку в специальных школах и впервые формулировались принципы построения работы собственно по обучению русскому языку во 2-м отделении школы слабослышащих. Изучение авторами монографии состояния обучения слабослышащих детей языку (имеется в виду период начала 50-х годов) позволило им сделать вывод о непригодности для обучения тугоухих учащихся (2-го отделения) грамматике той системы, какая применялась в массовой школе и использовалась в рассматриваемый период в школе слабослышащих (СНОСКА: Там же.— С. 19, 26).
Сопоставив особенности речевого развития слабослышащих и существующий процесс обучения, не соответствующий этому своеобразию, авторы сформулировали конкретные задачи специального обучения языку, а также принципы, обеспечивающие их решение. Ценным в рассматриваемом исследовании было указание на конкретные организационно-методические пути и средства реализации принципов обучения. Так, принцип максимального обогащения в специальном обучении речевой практики в сочетании с систематической учебной работой по овладению основными закономерностями языка реализовался в форме бесед, классного и внеклассного чтения, самостоятельных письменных работ (СНОСКА: Вопрос о роли и методике проведения самостоятельных письменных работ в школе слабослышащих первоначально был предметом изучения в исследовании: Коровин К. Г. Работа над развитием самостоятельной речи при обучении тугоухих детей русскому языку // Учебно-воспитательная работа в специальных школах.— М., 1953.— Вып. 1); принцип создания в педагогическом процессе условий для постепенного перехода от наглядного отражения явлений окружающего мира к более отвлеченному и обобщенному их осознанию обеспечивался введением в методическую систему такого дидактического средства формирования речи, как учебная ситуация. Таким образом, по сравнению с общедидактической направленностью принципов обучения слабослышащих детей, характерной для рассмотренной выше работы Р. М. Боскис и К. Г. Коровина (СНОСКА: Боскис Р. М., Коровин К - Г. Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования их речи//Изв. АПН РСФСР.— М., 1954.— Вып. 62), в данном исследовании эти принципы получали прямое методическое выражение. Это обстоятельство свидетельствовало о значительном продвижении в оформлении специальной методики обучения слабослышащих русскому языку как самостоятельной дисциплины, в оснащении ее необходимым арсеналом средств для практической реализации принципов обучения. Важное значение для развития специальной методики имела разработка в монографии содержания грамматического раздела занятий по формированию речи, построенного на структурно-семантической (или функциональной) основе. Вторая часть коллективной монографии содержала и разработку методики формирования грамматического строя речи на начальном этапе обучения. Таким образом, данное исследование решало проблему структуры и (в значительной мере) конкретной наполняемости специальной программы по русскому языку для школы слабослышащих, первый, экспериментальный вариант которой был создан в 1956 году. Значение монографии Р. М. Боскис, К. Г. Коровина, В. А. Синяка для развития методической системы специального обучения языку состояло и в том, что она (особенно ее вторая часть) освещала подходы и способы разработки дидактического материала для первых учебников для школы слабослышащих, серия которых впервые была разработана в 60-е годы. Однако в ходе дальнейших исследований К. Г. Коровиным и А. Г. Зикеевым были получены новые данные, послужившие основанием как для более детальной разработки содержания обучения языку, так и конкретно-методических средств его реализации в учебном процессе. В 50—60-е годы были выполнены исследования А. Г. Зикеева по вопросам формирования общения, словарной работы, грамматической пропедевтики на уроках развития речи (СНОСКА: См.: 3икеев А. Г. Развитие разговорно-обиходной речи в 1 классе второго отделения школы для тугоухих детей // Специальная школа.— М., 1958.— Вып. 1 и 2; Употребление побудительных предложений тугоухими учащимися I класса второго отделения//Специальная школа.— М., 1959.— Вып. 2; Особенности работы по формированию речи на первоначальном этапе обучения слабослышащих детей // Изв. АПН РСФСР.— М., 1961.— Вып. 117; Словарная работа в связи с практическим изучением словообразования во II—VII классах школы слабослышащих // Там же; Пути формирования речевого общения у слабослышащих учащихся // Специальная школа.— М., 1967.— Вып. 4. И др. работы). Материалы этих исследований позволили разработать важнейший раздел методической системы — «Развитие речи», определили его задачи, содержание, принципы, методы, виды упражнений. К середине 60-х годов в результате исследований, проведенных в секторе обучения и воспитания слабослышащих НИИ дефектологии, в основном сложилась система специального обучения языку этой категории аномальных детей, что явилось большим достижением в развитии сурдопедагогики, поскольку задача формирования речи у детей с недостатками слуха является решающей в системе специального обучения в целом. Это позволило Р. М. Боскис, подводя итоги прошедшего этапа научно-исследовательской работы, подчеркнуть: «Экспериментальные исследования сектора обучения и воспитания слабослышащих детей Института дефектологии дают нам основание обозначить сейчас в дефектологии в значительной мере оформившуюся новую область специальной педагогики — специальное обучение детей с частичным нарушением слух а» (СНОСКА: Боскис Р. М. Исследование проблемы обучения и воспитания слабослышащих детей // Вопросы специального обучения слабослышащих детей. // Изв. АПН РСФСР.—М., 1965.—Вып. 139.—С. 3). Разработка теории специального обучения слабослышащих детей языку и оформление соответствующей методики как особой дисциплины осуществлялись не только за счет исследований по вопросам формирования у учащихся речи как средства общения. В 60-е и 70-е годы разрабатывались принципиальные вопросы методики обучения слабослышащих детей грамоте, правописанию (СНОСКА: См.: Коровин К. Г. К вопросу обучения грамоте иорфографии в школе слабослышащих// Изв. АПН РСФСР.— М., 1961.—Вып. 117), изучения элементарного курса грамматики (СНОСКА: См.: Коровин К. Г. Усвоение основных грамматических категорий слабослышащими детьми в процессе изучения элементарного курса грамматики // Изучение слабослышащих детей в процессе обучения / Под ред. Р. М. Боскис— М., 1972).
Языки мира Английский язык • Немецкий язык • Французский язык • Итальянский язык • Испанский язык • Шотландский язык • Нидерландский язык • Исландский язык • Датский язык • Шведский язык• Литовский язык • Латышский язык Славянские языки Русский язык • Белорусский язык • Украинский язык Праславянский язык • Западнославянские языки • Восточнославянские языки • Древнерусский язык • Западнорусский письменный язык • Русинский язык • Полабский язык • Лужицкий язык• Верхнелужицкий язык • Нижнелужицкий язык • Кашубский язык • Южнославянские языки • Старославянский язык • Церковнославянский язык Польский язык • Чешский язык • Словацкий язык • Болгарский язык • Македонский язык • Сербский язык • Черногорский язык • Хорватский язык • Боснийский язык • Словенский язык Проекты по теме: м
|