Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление методической системы обучения слабослышащих детей русскому языку как итог разработки и развития ее теоретических основ





В 50—60-е годы был выполнен ряд исследований, которые имели конкретно-методическую направленность на разработку основных разделов специального обучения языку. Продолжались (начатые Р. М. Боскис) исследования овладения слабослышащими детьми словарем и грамматическим строем языка, результатом чего была коллективная монография Р. М. Боскис, К. Г. Коровина, С. А. Синяка (СНОСКА: См.: Боскис Р. М., Коровин К - Г., Синяк В. А. Формирование грамматического строя яз>1ка у тугоухих учащихся.— М., 1955). В первой ее части давалось систематизированное изложение основных особенностей речи слабослышащих детей, анализировалось состояние обучения языку в специальных школах и впервые формулировались принципы построения работы собственно по обучению русскому языку во 2-м отделении школы слабослышащих.

Изучение авторами монографии состояния обучения слабослышащих детей языку (имеется в виду период начала 50-х годов) позволило им сделать вывод о непригодности для обучения тугоухих учащихся (2-го отделения) грамматике той системы, какая применялась в массовой школе и использовалась в рассматриваемый период в школе слабослышащих (СНОСКА: Там же.— С. 19, 26).

 

Сопоставив особенности речевого развития слабослышащих и существующий процесс обучения, не соответствующий этому своеобразию, авторы сформулировали конкретные задачи специального обучения языку, а также принципы, обеспечивающие их решение.

Ценным в рассматриваемом исследовании было указание на конкретные организационно-методические пути и средства реализации принципов обучения. Так, принцип максимального обогащения в специальном обучении речевой практики в сочетании с систематической учебной работой по овладению основными закономерностями языка реализовался в форме бесед, классного и внеклассного чтения, самостоятельных письменных работ (СНОСКА: Вопрос о роли и методике проведения самостоятельных письменных работ в школе слабослышащих первоначально был предметом изучения в исследовании: Коровин К. Г. Работа над развитием самостоятельной речи при обучении тугоухих детей русскому языку // Учебно-воспитательная работа в специальных школах.— М., 1953.— Вып. 1); принцип создания в педагогическом процессе условий для постепенного перехода от наглядного отражения явлений окружающего мира к более отвлеченному и обобщенному их осознанию обеспечивался введением в методическую систему такого дидактического средства формирования речи, как учебная ситуация.

Таким образом, по сравнению с общедидактической направленностью принципов обучения слабослышащих детей, характерной для рассмотренной выше работы Р. М. Боскис и К. Г. Коровина (СНОСКА: Боскис Р. М., Коровин К - Г. Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования их речи//Изв. АПН РСФСР.— М., 1954.— Вып. 62), в данном исследовании эти принципы получали прямое методическое выражение. Это обстоятельство свидетельствовало о значительном продвижении в оформлении специальной методики обучения слабослышащих русскому языку как самостоятельной дисциплины, в оснащении ее необходимым арсеналом средств для практической реализации принципов обучения.

Важное значение для развития специальной методики имела разработка в монографии содержания грамматического раздела занятий по формированию речи, построенного на структурно-семантической (или функциональной) основе.

Вторая часть коллективной монографии содержала и разработку методики формирования грамматического строя речи на начальном этапе обучения.

Таким образом, данное исследование решало проблему структуры и (в значительной мере) конкретной наполняемости специальной программы по русскому языку для школы слабослышащих, первый, экспериментальный вариант которой был создан в 1956 году.

Значение монографии Р. М. Боскис, К. Г. Коровина, В. А. Синяка для развития методической системы специального обучения языку состояло и в том, что она (особенно ее вторая часть) освещала подходы и способы разработки дидактического материала для первых учебников для школы слабослышащих, серия которых впервые была разработана в 60-е годы.

Однако в ходе дальнейших исследований К. Г. Коровиным и А. Г. Зикеевым были получены новые данные, послужившие основанием как для более детальной разработки содержания обучения языку, так и конкретно-методических средств его реализации в учебном процессе.

В 50—60-е годы были выполнены исследования А. Г. Зикеева по вопросам формирования общения, словарной работы, грамматической пропедевтики на уроках развития речи (СНОСКА: См.: 3икеев А. Г. Развитие разговорно-обиходной речи в 1 классе второго отделения школы для тугоухих детей // Специальная школа.— М., 1958.— Вып. 1 и 2; Употребление побудительных предложений тугоухими учащимися I класса второго отделения//Специальная школа.— М., 1959.— Вып. 2; Особенности работы по формированию речи на первоначальном этапе обучения слабослышащих детей // Изв. АПН РСФСР.— М., 1961.— Вып. 117; Словарная работа в связи с практическим изучением словообразования во II—VII классах школы слабослышащих // Там же; Пути формирования речевого общения у слабослышащих учащихся // Специальная школа.— М., 1967.— Вып. 4. И др. работы). Материалы этих исследований позволили разработать важнейший раздел методической системы — «Развитие речи», определили его задачи, содержание, принципы, методы, виды упражнений.

К середине 60-х годов в результате исследований, проведенных в секторе обучения и воспитания слабослышащих НИИ дефектологии, в основном сложилась система специального обучения языку этой категории аномальных детей, что явилось большим достижением в развитии сурдопедагогики, поскольку задача формирования речи у детей с недостатками слуха является решающей в системе специального обучения в целом. Это позволило Р. М. Боскис, подводя итоги прошедшего этапа научно-исследовательской работы, подчеркнуть: «Экспериментальные исследования сектора обучения и воспитания слабослышащих детей Института дефектологии дают нам основание обозначить сейчас в дефектологии в значительной мере оформившуюся новую область специальной педагогики — специальное обучение детей с частичным нарушением слух а» (СНОСКА: Боскис Р. М. Исследование проблемы обучения и воспитания слабослышащих детей // Вопросы специального обучения слабослышащих детей. // Изв. АПН РСФСР.—М., 1965.—Вып. 139.—С. 3).

Разработка теории специального обучения слабослышащих детей языку и оформление соответствующей методики как особой дисциплины осуществлялись не только за счет исследований по вопросам формирования у учащихся речи как средства общения. В 60-е и 70-е годы разрабатывались принципиальные вопросы методики обучения слабослышащих детей грамоте, правописанию (СНОСКА: См.: Коровин К. Г. К вопросу обучения грамоте иорфографии в школе слабослышащих// Изв. АПН РСФСР.— М., 1961.—Вып. 117), изучения элементарного курса грамматики (СНОСКА: См.: Коровин К. Г. Усвоение основных грамматических категорий слабослышащими детьми в процессе изучения элементарного курса грамматики // Изучение слабослышащих детей в процессе обучения / Под ред. Р. М. Боскис— М., 1972).

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1718

 

Первая преграда перед школой учимся писать
§ Леворукий ребенок - тетрадь для занятий с детьми, методические рекомендации § Психологические особенности леворуких младших школьников § Развитие графических навыков - как способ коррекции зрительных нарушений у детей при подготовке их к обучению в школе § «Учимся писать буквы» § Ребёнок идет в школу - как найти свое место в жизни § Работа с родителями - проблемы, пути решения

 

Россия могучая держава!
§ История Отечества - политический и социальный опыт России: содержание, функции, методология, принципы и источники изучения § Отечественная история - Россия в конце XVI - XVII вв § История России XX век - самодержавие на пути к праху § История России XIX века - социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в

 

Языки мира

Английский язык • Немецкий язык • Французский язык • Итальянский язык • Испанский язык • Шотландский язык • Нидерландский язык • Исландский язык • Датский язык • Шведский язык• Литовский язык • Латышский язык

Славянские языки

Русский язык • Белорусский язык • Украинский язык

Праславянский язык • Западнославянские языки • Восточнославянские языки • Древнерусский язык • Западнорусский письменный язык • Русинский язык • Полабский язык • Лужицкий язык• Верхнелужицкий язык • Нижнелужицкий язык • Кашубский язык • Южнославянские языки • Старославянский язык • Церковнославянский язык

Польский язык • Чешский язык • Словацкий язык • Болгарский язык • Македонский язык • Сербский язык • Черногорский язык • Хорватский язык • Боснийский язык • Словенский язык

Проекты по теме:

м

Date: 2016-08-30; view: 569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию