Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение предмета и задач методики обучения слабослышащих детей языку как науки





ГЛАВА I. Предмет и задачи методики обучения слабослышащих детей русскому языку

Определение предмета и задач методики обучения слабослышащих детей языку как науки

Методика обучения слабослышащих детей русскому языку входит в состав педагогических наук. Эти науки исследуют один и тот же объект — закономерности процесса обучения и воспитания. При этом каждая из них имеет свой особый предмет исследования, свои практические задачи, методы исследования. Все педагогические науки тесно связаны между собой. Методика обучения русскому языку в специальной школе в определенном смысле ближе по своим предмету и задачам к методике русского языка в массовой школе. Эта близость — результат того, что и та, и другая методики обслуживают один и тот же участок общественной практики (в данном случае существование каждой из них оправдано необходимостью школьного обучения русскому языку). Поэтому целесообразно остановиться на том, как определяются предмет и задачи методики русского языка в массовой школе, имея в виду, что специальная методика возникла позже массовой.

В учебных пособиях по методике русского языка в массовой школе последняя определяется как наука «о путях и условиях обучения русскому языку». Указывается, что предметом ее исследования являются закономерности процесса обучения русскому языку. Подчеркивается объективный характер этих закономерностей, отмечается важная роль смежных наук (психологии, дидактики, лингвистики) в их познании и развитии методики в целом (СНОСКА: См.: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе.— М., 1980.— С. 25; Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.— М., 1979.— С. 3).

В монографическом исследовании по теории методики русского языка определены ее задачи как науки: «Задачи методики начального обучения родному языку как педагогической науки состоят: 1) в изучении закономерностей этого обучения, в установлении закономерных связей между объектом обучения (в данном случае русским языком как учебным предметом), деятельностью учителя, преподающего этот учебный предмет, и деятельностью учащегося, усваивающего его; 2) в установлении на основе указанных закономерностей нормативных требований к обучающей деятельности учителя» (СНОСКА: Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского.— М., 1965.— С. 7 и след).

Из приведенной характеристики задач методики русского языка видно, что она является одновременно наукой и теоретической и практической. Правомерно это отнести и к специальной методике русского языка. Здесь также существует взаимосвязь теории и практики. Формирование ее теоретической базы осуществляется на основе отбора, анализа, синтеза и использования данных из смежных областей научного знания.

Однако сфера смежных наук, в которую вовлекается специальная методика русского языка, оказывается более широкой, что обусловлено большей сложностью ее задач, большей широтой ее предмета исследования. В приведенном определении задач, которые ставит перед собой методика русского языка в массовой школе, мы не находим слов: формирование речи, словесного мышления. И это естественно, так как учитель массовой школы имеет дело с учащимися, практически владеющими средством общения.

Методика обучения русскому языку в школе слабослышащих относится к области специальной педагогики, или дефектологии. Она ориентируется на определенный контингент аномальных детей, поэтому правильность ее выводов должна рассматриваться под углом зрения соответствия целям, задачам, которые ставит перед собой школа для слабослышащих детей.

Знание особенностей развития слабослышащих детей, особенностей построения педагогического процесса в данном типе школ помогает внести существенные уточнения в предмет специальной методики русского языка.

Для этого следует учесть существенные различия в понятиях «обучение русскому языку слышащих учащихся» и «обучение русскому языку слабослышащих». В первом случае имеется I виду процесс осознания детьми той языковой системы, которой они практически владели еще до начала школьного обучения. На этой основе учащиеся начальных классов овладевают грамотой (элементарными навыками чтения и письма), изучают фонетику, лексику, словообразование, грамматику,.орфографию. В процессе поучения языку происходит дальнейшее развитие практических умений в области использования языка, совершенствуются устная и письменная речь слышащих учащихся.

Для слабослышащих учащихся школьное обучение начинается и условиях глубокого речевого недоразвития и связанных с ним особенностей познавательной деятельности. Поэтому под обучением языку в школе слабослышащих в первую очередь понимают формирование у них речи как средства общения и орудия познания. Лишь по мере практического овладения языком слабослышащие учащиеся приобретают возможность изучать его как систему, приобретать сведения о нем, усваивать основы науки о языке. Речевое недоразвитие в той или иной форме сохраняется и у учащихся старших классов школы слабослышащих. Следовательно, изучение языка в специальной школе происходит в условиях становления речи учащихся, в ходе практического овладения языком.

Таким образом, обучение слабослышащих языку — это и процесс практического овладения им, и процесс усвоения знаний о нем в условиях, когда речевое недоразвитие еще полностью не устранено. Поэтому специальной методикой русского языка разработаны и разрабатываются на основе конкретных психолого-педагогических исследований не только принципы и методы формирования речи, обучения языку как предмету в условиях речевого недоразвития, но и особые средства коррекции остаточных явлений речевого недоразвития в процессе изучения учащимися языка как предмета школьного образования.

С учетом всего изложенного предмет методики русского языка в школе слабослышащих можно определить следующим образом.

Предметом специальной методики русского языка являются закономерности педагогического процесса, в котором происходит обучение слабослышащих учащихся языку как средству общения и орудию мышления, а также изучение ими основ науки о языке (при неполной сформированности речи).

Процесс практического овладения языком и процесс изучения языка исследуются с учетом взаимодействия и органической взаимосвязи в них объекта обучения (речь, речевая деятельность, система языка, языковой материал), деятельности учителя* направленной на формирование речевых навыков и языковых знаний у детей, и деятельности учащихся, приобретающих эти навыки и знания. Практическим результатом такого исследования являются нормативные требования к построению обучения слабослышащих детей словесной речи и к изучению ими языка как предмета школьного образования.

Следует все же отметить, что абсолютного разграничения между процессом практического усвоения языка и его теоретическим изучением провести невозможно. С одной стороны, овладевая речью как особым видом деятельности, учащиеся пользуются языковым материалом осознанно и, следовательно, приобретают определенные знания об этом материале, о его закономерностях. С другой,— изучая язык, слабослышащие учащиеся тем самым развивают свою речь, совершенствуют навыки пользования языком в общении (устном и письменном).

Изучение закономерностей процесса обучения русскому языку в школе слабослышащих дает специальной методике материал, который используется в двух направлениях. Во-первых, опираясь на данные смежных наук, специальная методика создает свои теоретические основы, т. е. формируется как наука, и, во-вторых, использует эти основы для практической разработки системы обучения языку в школе для слабослышащих, а именно: его задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.

Исходя из сказанного, можно определить, что специальная методика обучения русскому языку ставит перед собой две задач и (соответственно особенностям ее как особой педагогической дисциплины):

создавать, расширять и углублять теоретическую базу построения педагогического процесса обучения языку в школе для слабослышащих;

§ разрабатывать, опираясь на эту базу, систему школьного обучения языку детей с частичным нарушением слуха и глубоким недоразвитием речи. Последовательное раскрытие этой системы составляет содержание специальной (практической) части методики русского языка в школе для слабослышащих.

Однако обособление двух этих задач условно, так как в результате решения как первой, так и второй из них создается возможность для анализа и обобщения педагогического опыта, ЧТО в свою очередь дает новый материал, обогащающий теоретические основы методики, арсенал ее практических средств, благодаря чему совершенствуется школьная практика. Поэтому правильнее говорить о двух сторонах единой задачи создания научно обоснованной системы школьного обучения слабослышащих детей языку, цель которой — формировать речь, обеспечивать усвоение программного материала сначала элементарного, а затем и систематического курса русского языка.

Date: 2016-08-30; view: 502; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию