Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рекомендации по использованию языка и стиля изложения
Поскольку дипломная работа является прежде всего квалификационной работой, её языку и стилю следует уделять самое серьёзное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура дипломной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре и лингвистической эрудиции её автора. Требования к языку и стилю дипломной работы как части письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Некоторые студенты полагают, что существует свод «писаных правил» научной речи. Однако, на наш взгляд, можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, уже закреплённых традицией. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит своё выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на: · последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), · противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), · причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), · переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим, остановимся на …, рассмотрев, перейдём к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть), · итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, всё сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать …). В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.). Следует отметить, что не всегда подобные слова и словосочетания украшают слог, тем не менее они являются своеобразными «дорожными знаками» (Ф. А. Кузин), которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мыслительного пути. Любой читающий работу (будь то научный руководитель, рецензент или член Государственной комиссии и др.) понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, а слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят знакомящегося с работой к восприятию противопоставления, «ибо» - объяснения. Подобные слова используются в дипломных работах для показа логических связей. В некоторых случаях словосочетания рассмотренного выше типа не только помогают обозначить переходы авторской мысли, но и способствуют улучшению рубрикации текста. Например, слова «приступим к рассмотрению» могут заменить заглавие рубрики. Они, играя роль невыделенных рубрик, разъясняют внутреннюю последовательность изложения. На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка. Отсюда делается понятным, почему эмоциональные языковые элементы не играют в дипломных работах особой роли. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а следовательно, использование специальной терминологии. Следует твёрдо помнить, что научный термин выражает сущность того или иного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте терминологию различных научных школ и направлений, помня, что каждая/каждое из них может иметь свой базовый терминологический аппарат. Фразеология научной прозы также весьма специфична. Она призвана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т. п.), с другой стороны, обозначать определённые понятия, являясь, по сути дела, терминами (такие, например, фразеологические обороты и сложные термины, как «языковая картина мира», «сложное синтаксическое целое», «актуальное членение предложения» и т. п.). Рассмотрим далее грамматические особенности научной речи, также существенно влияющие на языково-стилистическое оформление текста дипломного исследования. С точки зрения морфологии следует отметить в ней наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т. п.). В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, поскольку именно такие прилагательные в отличие от качественных способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Как известно, от относительных прилагательных нельзя образовать формы степеней сравнения. Поэтому в тексте дипломной работы при необходимости использования качественных прилагательных предпочтение отдаётся аналитическим формам сравнительной и превосходной степени. Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побыстрее»), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-. Особенностью языка научной прозы является также отсутствие экспрессии. Отсюда доминирующая форма оценки – констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются здесь частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчёркивает последовательность перечисления особенностей и признаков. Глагол и глагольные формы в тексте дипломных работ несут особую информационную нагрузку. Авторы дипломных работ обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования. Основное место в научной прозе занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания. Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко – сослагательное наклонение и почти совсем не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, «В данном разделе рассматриваются…» и т.д.). В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, «Эти данные служат достаточным основанием для вывода…»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределённости их значения рекомендуется не использовать в тексте дипломного сочинения. При написании текста дипломного сочинения следует учитывать также синтаксические особенности научной речи. Как известно, научная речь характеризуется строгой логической последовательностью изложения, именно поэтому отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные) должны быть очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий должен вытекать из предыдущего или являться следующим звеном в повествовании или рассуждении. В случае приведения определённых доказательств, доводов или обоснований, выявления причинно-следственных отношений между явлениями следует использовать сложные предложения (различных видов) с чётко выраженными синтаксическими связями. Традиционно в итоговых вариантах текстов выпускных квалификационных работ преобладают сложные союзные предложения. В этой связи следует назвать наиболее частотно используемые подчинительные союзы «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Достаточно употребительны также производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с …», «в результате», «в отличие от …», «наряду с …», «в связи с …» и т. п. Автору дипломной работы следует принимать во внимание, что он должен отдавать предпочтение не сложносочинённым, а сложноподчинённым предложениям. Объясняется это тем, что подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и тому подобные отношения, а также тем, что отдельные части в сложноподчинённом предложении более тесно связаны между собой, чем в сложносочинённом. Части же сложносочинённого предложения как бы нанизываются друг на друга, образуя своеобразную цепочку, отдельные звенья которой сохраняют известную независимость и легко поддаются перегруппировке. Безличные, неопределённо-личные предложения в тексте дипломных работ используются при описании фактов, явлений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях разделов, глав и параграфов, в подписях к рисункам, диаграммам, иллюстрациям. Письменную научную речь характеризуют и собственно стилистические особенности, речь о которых достаточно подробно идёт в курсе «Стилистики». Отметим лишь самые значимые моменты, на которые в первую очередь следует обращать внимание при написании текста дипломного сочинения. Основная стилевая черта научной речи - объективность изложения - вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить истину. В этой связи авторам дипломных работ особо внимательно относиться к употреблению в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря подобным словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).
Date: 2016-08-29; view: 296; Нарушение авторских прав |