Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что получим в итоге?





Задачи

Каким способом?

Методы

Во введении ставится проблема исследования, обосновывается ее актуальность.

Началом любого исследования является постановка проблемы. Проблему можно сравнить с вопросом, который исследователь задает природе и на который он должен ответить. Постановка проблемы - отправной мо­мент исследования.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе, здесь автор должен суметь объяснить насколько он правильно понимает выбранную им тему, а также оценить ее с точки зрения современности и социальной значимости.

От формулировки научной проблемы и освещения актуальности избранной темы, логично перейти к цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Под целью подразумевается ожидаемый результат исследования. Цель обычно близка по формулировке к названию дипломной работы.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта.

Например, в работе «Развитие навыков чтения у младших школьников» объектом изучения будут навыки чтения, а предметом – динамика их развития.

Во введении иногда указывается гипотеза исследования, в которой в самом общем виде прогнозируются возможные результаты исследования. Гипотеза должна звучать достаточно кратко и недвусмысленно. На основе гипотезы строится схема дальнейшего исследования и составляется его план, представляющий собой последовательность исследовательских шагов, или этапов исследования. План выражается в задачах исследования. Каждая задача соответствует определенному этапу исследования или исследовательскому шагу.

Обязательным элементом введения является указание на методы исследования, которые будут подобранны автором для решения поставленных задач. Основное требование к ним - валидность, т.е. способность данного метода (данной методики) решать поставленную задачу.

Во введении также указывается теоретическое и практическое значение исследования, т.е. вклад в теорию исследования данной проблемы и возможность использования полученных результатов в практике научной, научно-методической и учебной работы.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа, дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Таким образом, введение – важнейшая и ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует исследователя на дальнейшее раскрытие темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики.

Введение

В современной школе особое место должны занимать такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, делать процесс обучения продуктивным, творческим и поисковым. К одной из наиболее эффективных, гибких и универсальных технологий обучения относится игра.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, во­ображения, практически всех познавательных процессов. Так, например, общая педагогическая и конкретная ди­дактическая ценность учебной игры состоит в том, что она позволяет ее участ­никам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на готовность к поступку и речевому действию. Общие вопросы методики преподавания иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на начальном этапе получили освещение в трудах отечественных специалистов Г.В. Ро­говой[51], И.Н. Верещагиной[51], Е.И. Пассова[44], Д.Б. Эльконина[60], Е.И. Негневицкой [41], а также целого ряда зарубежных ученых, методистов и психологов.

Е.И. Пассов выделяет следующие цели использования игры в ходе учеб­но­го процесса: формирование определенных навыков; развитие и активизация определенных ре­чевых умений; обучение умению общаться; развитие важнейших спо­соб­но­с­тей и психических функций; запоминание речевого материала ([44], c.277).


Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитание чувства коллективизма.

В методической литературе отмечается, что наиболее эффективными видами игр, которые могут быть использованы учащимися старших классов, являются ролевые игры. Эти аргументы легли в основу выбора темы дипломной работы.

Актуальность данной проблемы может быть аргументирована целым рядом факторов.

Во-пер­вых, необходимость интенсификации учебного процесса постоянно ставит задачу поиска и обновления конкретных средств под­дер­жа­ния и развития у учащихся интереса к изучаемому материалу, активизации их дея­тель­но­сти на протяжении не только отдельно взятого, но и всей системы занятий. Констатация того факта, что в качестве эффективного средства решения этой за­да­чи выступают учебные игры, актуализирует необходимость отбора, оценки и дидактической систематизации постоянного расширяющегося парка учебных игр, адаптации их к конкретным учебным задачам.

Во-вторых, одной из наиболее важных целей преподавания ино­ст­ран­но­го языка является обучение основам устной речи, создающей реальные условия для реализации когнитивной и ком­муникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обу­че­ния к условиям реального общения, что, в свою очередь, повышает мотивацию к изучению ино­ст­ранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию успешнее всего может быть осуществлено в процессе четко организованной игровой деятельности.

В-третьих, игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервы возможности личности, создает условия для развития воображения, творчества, активной мыслительной и речевой деятельности, учит детей работать в коллективе, воспитывает культуру общения.

Объектом исследования является процесс обучения английскому языку учащимися старших классов.

Предметом исследования выступает функциональная специфика учебной ролевой игры как способ активизации и развития речевой деятельности учащихся старших классов.

Целью данной дипломной работы является анализ возможностей использования ролевых игр как средства активизации и развития речевой деятельности учащихся старших классов при обучении иностранному языку.

Гипотеза: Использование ролевых игр при обучении иностранному языку в старших классах способствует активизации и развитию речевой деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели и проверки основных положений гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Представить концептуальные обоснования необходимости и целесообразности использования ролевых игр в обучении иностранному языку.

2. Определить роль и место «игрового обучения иностранному языку».

3. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития учащихся старших классов.

4. Определить пути активизации и развитии речевой деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку на основе использования ролевых игр.

5. Подготовить материал для активизации обучающей деятельности учителя и учебно-речевой деятельности учащихся, экспериментально проверить их эффективность.

Решение указанных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования:


1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования.

2. Анализ практического материала современных отечественных и зарубежных учебников и учебно-методических комплексов.

3. Наблюдение за процессом обучения учащихся старших классов.

4. Изучение опыта работы учителей общеобразовательной школы в решении поставленной проблемы.

5. Экспериментальная проверка игровой организации учебного процесса и применения ролевых игр на уроке иностранного языка.

6. Статистический анализ полученных результатов экспериментального обучения.

Теоретическая значимость работы состоит в раскрытии сущности активизации и развития речевой деятельности у учащихся старших классов в процессе обучения английскому языку на основе ролевых игр, заключающаяся в описании концептуальных идей (принципов), обеспечивающих взаимосвязанное и взаимозависимое функционирование трех составляющих учебного процесса: учителя, ученика и содержания обучения, и теоретически обоснованы наиболее эффективные приемы и методы обучения как будущего учителя, так и учащихся.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования на практических занятиях по английскому языку в старших классах общеобразовательных школ.

Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, насчитывающий 76 научно-теоретических источников, 3 словарей, 12 газетных и журнальных изданий.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, выдвигаются цели и задачи исследования, определяются методы, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе « Теоретические основы активизации и развития речевой деятельности в процессе обучения английскому языку» раскрывается сущность понятия «речевая деятельность», уточняется понятие «активизация и развитие процесса обучения речевой деятельности», определяются пути активизации и развития речевой деятельности, рассматриваются особенности осуществляемой субъектами процесса деятельности.

Во второй главе « Методика ролево-игровой организации процесса обучения английского языка в старших классах » описывает модель активизации и развития речевой деятельности на основе ролевых игр; представлен комплекс упражнений-задач для активизации обучающей деятельности учителя иностранного языка и комплекс упражнений-задач для активизации учебно-речевой деятельности учащихся; излагается ход и результаты экспериментальной проверки эффективности предлагаемой методики.

В заключении и выводах по главам обобщаются результаты исследования.

Теоретическая часть

Первая часть работы представляет собой теоретическое обоснование рассматриваемой проблемы. По своей структуре теоретическая часть, как правило, совпадает с главой 1 и включает несколько (2-3) разделов и, если необходимо, подразделов.


В теоретической части автором излагается анализ научной и научно-методической литературы по теме работы, который способствует рассмотрению данной проблемы детально, глубоко и критически, часто с разных позиций. В своей совокупности разделы теоретической части должны решать теоретические задачи исследования.

Важным моментом содержания теоретической части является последовательность изложения, которая, как правило, основана на направлении от общего к частному. Или: при теоретическом осмыслении проблемы развития речевой деятельности на уроках иностранного языка, логично проводить исследование по следующей схеме: «язык» - «речь» - «речевая деятельность» - «способы формирования и развития речевой деятельности».

Содержание отдельных разделов, как и всей теоретической главы, следует излагать в соответствии с хорошо продуманным планом.

При теоретическом анализе проблемы необходимо последовательно ввести и определить основные понятия, чтобы не нарушить логику изложения. Объяснять значение (трактовку) понятия следует при первом его упоминании. Если для одного и того же понятия существуют различные термины, необходимо выбрать один и только его использовать в дальнейшем изложении.

При описании различных подходов к проблеме или понятию следует представить результат их обобщения, т.е. найти и охарактеризовать сходства и различия в подходах и взглядах. Необходимо иметь в виду, что в центре описания находится именно проблема, а не взгляды на нее. Иначе, результатом описания станет выборка фрагментов работ различных ученых.

Одним из основных достоинств анализа научной литературы, демонстрирующих самостоятельность автора дипломной (курсовой) работы, является его эксплицитно выраженное мнение, критика, обоснование выбора того или иного подхода и/или определения понятия (термина) в качестве основы для его исследования. Например:

 

(2) В общих вопросах методики преподавания иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности мы опирались на труды отечественных специалистов Г.В. Ро­говой[51], И.Н. Верещагиной[51], Е.И. Пассова[44], Д.Б. Эльконина[60], Е.И. Негневицкой [41], а также целого ряда зарубежных ученых, методистов и психологов. Е.И. Пассов выделяет следующие цели использования игры в ходе учеб­но­го процесса: формирование определенных навыков; развитие и активизация определенных ре­чевых умений; обучение умению общаться; развитие важнейших спо­соб­но­с­тей и психических функций; запоминание речевого материала ([44], c.277). Проведенные нами исследования доказали, что научить творчески пользоваться языком можно только в ходе активного общения (взаимодействия) учащихся на этом этапе. Поэтому способы обучения, направленные в первую очередь на усвоение системы языка, должны быть заменены новыми, интерактивными формами обучения, объединяющими учащихся – субъектов учебного процесса и придающими процессу обучения поистине деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней активности учащегося.

Это дает нам основание утверждать, что ролевая игра является средством интенсивного обучения речевой деятельности.

 

Излагать мнения ученых следует либо своими словами, либо в форме цитат, которые выделяются кавычками. И в том и в другом случае в конце изложения ставится сноска на источник. В тексте работы необходимо избегать большого количества цитат и фамилий ученых (фамилии указываются в сносках).

Сильные позиции разделов и, соответственно, всей теоретической части, т.е. первый и последний абзацы, должны быть представлены мнением автора работы. Не следует начинать и заканчивать разделы цитатами.

Являясь теоретической базой, теоретическая часть не должна включать в себя информацию, не связанную с практической частью. Не имеет смысла излагать какой-либо вопрос подробно (на нескольких страницах или в объеме раздела/подраздела), если он не используется и не прослеживается в дальнейшем ходе исследования.

При изложении теории вопроса необходимо избегать повторов (в том числе перифразов), двусмысленности, противоречий и непонятых самим автором терминов и формулировок.

 

Практическая часть

Практическая часть работы представляет собой собственно авторское исследование языкового материала (текстов, словарей и т.д.), результаты эксперимента, статистического анализа и др.

Важнейшим этапом работы над практической частью является выбор методов исследования и/или разработка алгоритма анализа, которые вырабатываются и описываются автором в работе.

Материалами и методами анализа при изучении проблем обучения могут быть:

· Статистическая отчетность - приемы и способы расчетов, с помощью которых количественные показатели, полученные в ходе эксперимента, могут быть обобщены и приведены в систему. С этой целью используются методы математической статистики. Результаты обработки полученных данных при этом могут быть представлены в цифровой, табличной или графической формах.

· Научное наблюдение и обобщение педагогического опыта - метод исследования, в результате применения которого фиксируется ход урока и поведение его участников. Сбор фактов и их описание позволяют обнаружить объективные закономерности в ходе урока и сформулировать методические рекомендации.

· Беседа – широко распространенный метод получения информации в результате анализа ответов участников беседы на поставленные вопросы. Беседа может быть как самостоятельным, так и вспомогательным методом исследования. В условиях проведения эксперимента во время беседы фиксируются мнения об эффективности проведенного занятия, оценивается мастерство учителя.

· Опытное обучение - метод, основанный на проведении массового обучения по предложенной исследователем программе. Оно может быть проведено в масштабе одного класса, группы, нескольких классов и групп. В ходе опытного обучения проверяется гипотеза, сформулированная исследователем. В ходе опытного обучения обычно выделяют следующие этапы: диагностический или констатирующий этап.

Задачами первого этапа будут: отбор участников эксперимента; выявление особенностей развития и активизации речевой деятельности при обучении детей английскому языку в «естественных условиях», т.е. без использования ролевых игр; проведение обучения в соответствии с выдвинутой гипотезой и реализация выдвинутой программы.

Констатирующий этап - анализ результатов опытного обучения, которые послужат основанием для методических выводов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу; объяснение причин полученных результатов, позволяющее рекомендовать их к широкому внедрению в практику.

· Пробное обучение – исследователь формулирует рабочую гипотезу и проверяет ее в ходе занятий в одной из учебных групп, сравнивая результаты обучения с достижениями другой.

При таком подходе исследование приобретает перспективу - провести обу­чение и оценить в итоге, насколько успешно оно прошло.

План исследования будет выглядеть таким образом:

1. Исходная диагностика. Соотношение умений и навыков речевой деятельности до начала обучения.

2. Обучение. Описание «программы» и хода обучения (кто проводил занятия, как
часто, поведение и успехи детей во время обучения и т.д.).

3. Итоговая диагностика. Соотношение умений и навыков речевой деятельности в конце обучения.

По характеру «сдвига» соотношения мы можем судить об эффективности проведенного обучения.

4. Сопоставительный этап. Исследовательский план строится так. Берутся 2 или
даже 3 группы детей.

 

Контрольная   1-я экспериментальная   2-я экспериментальная

 

 

В контрольной группе дети обучаются без активного использования ролевых игр и других игровых технологий. В конце исследования оценивается эффективность методик обучения в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой.

 

 

Выводы по главам и заключение

Каждая глава работы заканчивается выводами, в которых обобщаются основные результаты исследования. Выводы часто соответствуют рубрикации изложенного в главе и коротко и лаконично обобщают содержание каждого раздела, результаты решения поставленных во введении задач. Поэтому выводы часто нумеруются. В выводах следует избегать многозначности и не следует возвращаться к рассуждению, аргументации и цитировании. Вывод – это основной тезис раздела (-ов).

В заключении обычно отмечается, насколько успешно решены задачи и достигнуты цели, поставленные и оговоренные во введении к работе; какие следствия можно получить из данной работы, и какое практическое или теоретическое значение они имеют. Например,

 

 







Date: 2016-08-29; view: 248; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию