Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сoциология в постсовременности
5.1. Современная социология и её перспективы
Состояние парадигмальной и отраслевой фрагментации как сущностная черта современной социологии. Оценки данного состояния. “Борьба школ” как симптом незрелости дисциплины, отсутствия определённости её предметного поля и методологии. Разнообразие теорий и школ как адекватное отражение комплексности социальных явлений (П. Сорокин). Попытки построения универсальных классификаций социологических школ и преодоления негативных последствий отраслевой фрагментации. Возможные условия и основания достижения теоретического консенсуса в социологии. Понятие “социологический канон”. Кризис социологии. Организационный (институциональный) и теоретический аспекты кризиса. История диагносцирования кризисов. Современные варианты определения кризиса: сциентистский (Дж. Тёрнер) и гуманистический (С. Сидман, П. Бергер). Метатеоретические дискуссии 70-80-х годов как попытка преодоления кризисных явлений. Работа П. Бергера “Социология: неприглашение”. Симптомы кризиса и пути выхода.
5.2. Статусы социологии: проблематизация и тенденции изменений
Парадигмальный статус социологии. (Перенесено в 5.1) Понятие парадигмы в истории науки (Т. Кун) и понятие парадигмы в метатеоретических дискуссиях и работах обществоведов. Мультипарадигмальность как состояние современной социологии. Классификации парадигм как попытка построения различных историко-социологических нарративов. Тема “классиков” в современной социологии. Причины актуализации “классиков”, дискуссионность статуса “классиков”. Дискурсивный статус социологии. Понятие дискурса. Технический и политический смыслы дискурса. Социологический дискурс: средство самоконституирования дисциплины или механизм самоизоляции? Социология и обыденное знание. Предметный статус социологии. Предмет социологии и предметы других социальных наук: есть ли особый предмет у социологии? Гуманистическая (П. Бергер) и сциентистская (Дж. Тёрнер) точки зрения. Понятия “социологическая перспектива” (Э. Гидденс), “социологическое воображение” (Ч. Райт Миллс), “социологическое мышление” (З. Бауман). Операциональный статус социологии. Проблема соотношения теоретического и эмпирического уровня социологического знания: операционализируемость понятий и моделей теоретической социологии. Необходимость и проблематичность теоретического уровня в социологии: “Knowledge for what?”. “Теория среднего уровня” Р.К. Мертона. Прикладная социология: её методы, темы, сферы и способы применения. Социолог и “поллстер”, социолог и социоинженерная деятельность. Возможные стратегии распространения и использования социологического знания в современном обществе. Пример: “Приглашение в социологию” П. Бергера.
5.3. Легислативная и интерпретативная функции современного социологического знания
Brief overview или краткий экскурс в эпоху возникновения социологии: социология как попытка понять процессы модернизации и овладеть ими. З. Бауман: “Законодатели и интерпретаторы”, актуализация “вечной темы” или новая глава в истории социологии? Интерпретативный подход. Интерпретативная стратегия сегодня. Реконструкция внеакадемических феноменов: Э. Кэмпбелл “Девушки в бандах”. Реконструкция внутридисциплинарной истории: Э. Эбботт “Факультет и дисциплина”.
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
1. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ.; под ред. С.А. Ерофеева. – М.: ОАО “Изд-во “Экономика”, 1999. – 428 с. 2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд‑во МГУ, 1994. – 496 с. 3. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ., под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 255 с. 4. Бауман З. Философские связи и влечения постмодернистской социологии // Вопросы социологии. – 1992. – Том 1. – № 2. – С. 5-24. 5. Бергер П. Приглашение в социологию. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 168 с. 6. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с. 7. Волков Ю. Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Серия “Учебники, Учебные пособия”. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999. – 672 с. 8. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах. Зима. 1993. – М., 1993. – Т. 1. – Вып. 1. – С. 57–82. 9. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ., под ред. В.А. Ядова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с. 10. Григорьев С. И., Растов Ю. Е. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентов социогуманитарных вузов. – М.: “Издательство Магистр”, 1999 – 248 c. 11. Джонсон Т., Дандекер К. и Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах. Зима. 1993. – М., 1993. – Т. 1. – Вып. 1. – С. 83-106. 12. Дюркгейм Э. Метод социологии. – М.: Наука. 1991. 13. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Соч. 2-е изд. – Т. 3. – С. 24. 14. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение // Пер. с англ. О.А. Оберемко. – М.: Издательский дом “Стратегия”, 1998. – 264 с. 15. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: “Добросвет”, “Книжный дом “Университет”, 1998. – 596 с.
ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
16. Abboтт, A. Department and Discipline: Chicago Sociology at One Hundred. The University of Chicago Press. – Chicago and London, 1999. – 249 p. 17. Alexander J.C. Twenty Lectures: Sociological Theory Since World War II. – Columbia University Press, New York, 1987. – 393 p. 18. Berger P. Sociology: a Disinvitation? // Dialogue. – USIA, Washington, D.C., 1993 – № 4. – Pp. 38-42. 19. Campbell, A. The girls in the gang. 2-nd ed. – Blackwell Publishers. Oxford (UK) and Cambridge (MA), 1991. – 295 p. 20. Giddens A. The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. – University of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1986. – 402 p. 21. Layder D. Understanding Social Theory. – Sage Publications; London, Thousand Oaks and New Delhi, 1994. – 230 p. 22. Levine Donald N. Visions of the Sociological Tradition. – The university of Chicago Press, Chicago and London, 1995. – 365 p. 23. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. – The Free Press, New York, 1968. – 702 p. 24. Merton R.K. The Role-Set // Merton R.K. On Social Structure and Science. – Chicago and London. The University of Chicago Press, 1996. – P.386. – Pp.113-122. 25. Parsons T. The Early Essays. Edited and with an Introduction by Charles Camic. – The University of Chicago Press, Chicago and London.1991. – 299 p. 26. Seidman S. Contested Knowledge. Social Theory in the Postmodern Era. – Blackwell, Oxford, UK and Cambridge, Mass., 1994. – 361 p.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Date: 2016-07-25; view: 288; Нарушение авторских прав |