Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные институты
3.1. Понятие социального института: основные определения и подходы Социальный институт как тематическое и проблемное поле. Предваряющее определение. Социальные институты в контексте здравого смысла и повседневного опыта: основные проблемы. Социальный институт как объект научного анализа: круг проблем и место социологии. Основные варианты определения социальных институтов. Институты как установленный порядок правил и моделей поведения. Институты как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, Институты как массовые социальные образования, управляемыенормами и ролями. Институты как функционально обусловленные образования. Институты как тотальные (бюрократически организованные) учреждения. Институты как типы и формы социальных практик. Классификация социальных институтов: проблема оснований. Классификация институтов по природе. Основные варианты: 1. Философский идеализм: институт как разумная тотальность. Ферментация (корпоративность), удовлетворение потребностей и контроль как составляющие разумной тотальности; 2. Институт как предприятие – как координация усилий для пользы общего дела, приобретающий характер нормативности и инвариантности; 3. Институт как обезличенный правовой порядок. Понятие автономности организационно-правовой “кристаллической решетки” общества. Приоритет институционного над нормативным в трактовке института как обезличенного юридического порядка; 4. Институт как распространенный образ мысли. Престижное потребление и символическое потребление, предпринимательский дух и сословная этика как примеры социальных институтов. Понятие институционной инерции; 5. Институты как система социальных установлений (нормативных конструктов). Институты как система социальных образований (морфологических структур). Институты – объединения. Институты – организации. Институты – корпорации. Институты – организмы. Институты – агрегаты. Институты – экоморфные система. Институты как сверхколлективные образования; 6. Институт как объединение по интересам на основе индивидуальных способностей, склонностей, интересов (антропологическая природа); 7. Институты как функциональные объединения людей. Наиболее распространенная традиция в социологии; 8. Институты как образцы поведения, существующие в символической форме. Классификация институтов по источникам формирования. 1. Акционистский подход. Механизмы институционализации. Понятие интерсубъективности. Понятия интернализации и экстернализации. 2. Функционалистский подход: институты как априорно функционально необходимые образования. Трактовка института в классическом функционализме (Э. Дюркгейм). Трактовка института в структурном функционализме (Т. Парсонс): источники, функции, виды. Трактовка института в динамическом функционализме (Р. Мертон): ценностные паттерны как основа институциональности. Трактовка института в радикальном функционализме: (Н. Луман) институты как системы дискурсивных различений. Реляционные институты как ролевая “сетка” социума. Регулятивные институты как факторы социального контроля, определяющие границы допустимого и запретного (право). Интегративные институты,задающие общественные ориентиры, идеалы и обеспечивающие ролевое и ценностное единство социума. Классификация подходов по “широте охвата ”: макросоциологическая и микросоциологическая трактовки. Понятия «институт» и «институция». Классификация институтов по функциям. Реляционные институты, регулятивныеинституты, интегративные институты. Классификация социальных институтов по сферам общественной жизни. Социальное назначение СИ. Классификация, основанная на видах деятельности: материально-преобразовательная деятельность; духовно-преобразовательная деятельность; деятельность, которая воплощается в таких институциональных образованиях как производство, экономика, рекреация; эстетическая деятельность; коммуникативная деятельность.
3.2. Социальный институт как проблема: сущность, признаки, аспекты
Институт как безличная тотальность и его признаки. Социальный институт – устойчивая совокупность общественных отношений. Социальный институт – механизм регуляции взаимодействия и поведения в формальных группах. Признаки институциональных отношений: специализация; формализация, организация, стандартизация. Символизированные нормы и предписания. Система формального и неформального контроля. Материальные средства и условия. Структура социального института: основные элементы и их иерархия. Функции социального института. Социальные институты как теоретическая и мировоззренческая проблемы. Социальный институт как проблема социальной статики (статический аспект проблемы): основные аспекты. Социальный институт как проблема социальной динамики (динамический аспект проблемы). Источники генезиса. Стадии становления. Понятие институционализации. Факторы институционализации. Механизмы институционализации. Современность и институциональные трансформации. Нормативная автономизация и рационализация как характеристики современных институтов.
3.3. Семья как социальный институт
Семья как совокупность брачных и родственных отношений, санкционируемых и поддерживаемых и регулируемых с помощью социальных норм и ценностей. Основные институциональные характеристики семьи: потребности, которым отвечает данная структура, семья как “идея общности”, нормы, правила и процедуры (ритуалы) семейного взаимодействия, организационное, предметное и символическое оформление данной институциональной структуры. Институциональные функции семьи: регуляции сексуального поведения, репродуктивная (генеративная), функция социализации и защиты, экономическая и хозяйственно-бытовая, эмоционально-психологической поддержки, рекреационная. Эволюция института семьи, основные ее формы. Патриархальная семья, ее структура и функции. Индустриальная революция и причины упадка института патриархальной семьи. Функциональная трансформация семьи и переход к нуклеарной семье. Структурно-функциональные особенности нуклеарной семьи. Основные подсистемы нуклеарной семьи: брачная, родительская и пр. Основные тенденции в развитии современной семьи. Рост разводов и его причины. “Кризис семьи” или возникновение новой институциональной формы?
3.4. Образование как социальный институт
Институт образования как совокупность различных форм организации транслирования, сохранения и усвоения социально значимой информации и моделей поведения. Образование как цель и образование как средство. Институциональные характеристики образования: социальные потребности и интересы, ведущие к институциализации образования; “идеология” образования; конструирование нормативной модели образования (образовательные стандарты); учебный процесс как социальное взаимодействие – статусно-ролевая модель; организационная структура образования; символическо-смысловое содержание образовательной деятельности. Функции института образования: трансляция и закрепление социально значимого опыта, воспроизводство социально-профессиональной структуры, закрепление социально одобряемых моделей поведения (функция социализации), гносеологическая функция, мировоззренческая функция, функция социального контроля, интегративно-коммуникативная функция. Образование и социальная стратификация: образование как ранговый параметр и фактор социальной идентификации. Эволюция института образования: основные этапы. Факторы институциализации и социальные функции образования в доиндустриальную эпоху. Эзотерический характер образования и его социальные функции в традиционном обществе. Индустриальная революция, возникновение классической науки и формирование новой институциональной модели образования. Профессионализация образования и его массовый характер. Складывание современной организационной структуры образования: школа и университет. Образование в постиндустриальном обществе. Социальная стратификация, мобильность и образование. Феномен “избыточного образования”. Новые тенденции в развитии содержания и организационных форм образовательного процесса и их влияние на институциональную трансформацию образования.
3.5. Религия как социальный институт
Религия как система соотносимых с областью сакрального убеждений, культовых действий и ритуалов, объединяющих людей в социальные группы и организационные структуры (община, церковь). Основные институциональные компоненты религии: социетальные, социальные, индивидуальные аспекты возникновения и функционирования религии; вера в сверхъестественное как основа религиозного мировоззрения; религиозные практики; религиозный культ как основа нормативной регуляции поведения; статусно-ролевая структура и условия членства; церковная (общинная) организация. Институциональная специфика различных типов религий. Институциональные функции религии. Мировоззренческая (экзистенциальная) функция, ее содержание. Нормативная функция, типология и характер действия религиозных норм. Социально-интегративные и дифференцирующие функции религии. Функции социального контроля. Религиозная принадлежность как стратификационный и статусный индикатор. Влияние религиозной самоидентификации на социальную активность и поведение. М. Вебер и его анализ протестантской этики. Основные этапы и закономерности институциональной эволюции религии. Условия и факторы институциализации религии. Религия и миф – проблемы демаркации. Характер и функции религии в обществах традиционного типа: соотнесенность религиозного и светского. Институциональная трансформация религии в период Нового времени: секуляризация и превращение религии в периферийный институт.
3.6. Средства массовой информации как социальный институт
Массовая коммуникация как система распространения информации среди различных аудиторий с целью воздействия при помощи специальных средств на оценки, мнения и поведение людей и создания определенных форм их взаимосвязи. Институциональная структура СМИ. Институциональные цели и потребности, связанные со СМИ. Разделение труда и ролевая дифференциация в системе СМИ. Виды СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет и их институциональная специфика. Институциональная сегментация СМИ. Структурно-функциональные взаимосвязи СМИ с государством, социальными группами и сферами общественной жизни. Коммуникационная структура масс-медиа (Г. Лассуэлл): коммуникатор – информация – каналы информации – аудитория – эффект (результат). Типология информации и ее жанровые особенности. Функции масс-медиа: информационно-коммуникативная; функция распространения идеологического и политического влияния на различные аудитории, или функция пропаганды; функция конструирования общественного мнения; рекреационно-развлекательная; функция просвещения. Информационная революция, информационное общество и новая роль СМИ – конструирование социальной реальности.
3.7. Политические институты
Политика как институциональный комплекс. Понятие власти. Власть как центральный (системообразующий) политический институт. Власть как способность и возможность одних социальных субъектов контролировать действия других субъектов. Типы властных отношений. Формы и способы институциализации власти. Понятие «господство». Типы господства. Государство как основа политической системы. Структурообразующие признаки государства. Изменение экономической и социальной структуры общества как фактор возникновения государства. Теории возникновения государства. Особенности институциализации государства на ранних стадиях развития. Базовые признаки государства. Типы политической власти. Тоталитаризм и авторитаризм как гипертрофирование властной функции. Государство и гражданское общество. 3.8. Экономические институты общества
Понятие экономики как институционального комплекса: основные составляющие. Собственность как центральный экономический институт. Общественное разделение труда как условие формирования экономических отношений. Исторические формы и способы общественного разделения труда. Разделение труда и развитие отношений обмена. Институциализация товарно-денежных отношений, их социальные функции. Типы экономических систем: экономика традиционных обществ, рыночная экономика, плановая экономика. Критерии разграничения и закономерности эволюции. Основные составляющие рыночной экономики: частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция. Структуры рынка: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок финансов. Функции государства в разных экономических системах. Роль государства в рыночной экономике.
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с. 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. – М.: Akademia, 1999. – 786 с. 3. Быченков В.М. Институты: Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности. – М.: Российская академия социальных наук, 1996. – 976 с. 4. Виноградов В.Д., Головин Н.А. Политическая социология: Учебное пособие. – СПб., 1997. 5. Гараджа В.Н. Социология религии: Учебное пособие. – М., 1995. 6. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. Под ред. В.А. Ядова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с. 7. Гросс Н. Социология образования // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. – М.: Прогресс, 1965. – С. 165-183. 8. Девятко И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества // Глобализация и постсоветское общество («АСПЕКТЫ 2001»). – М.: Издательство «Стови», 2001. – С. 8-38. 9. Саймон Б. Общество и образование. – М.: Прогресс. 1989. – 200 с. 10. Семья на пороге третьего тысячелетия. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995.
ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
11. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 509–546. 12. Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. – М., 1984. – 240 с. 13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с франц. – М., 1991. 14. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. – Новосибирск, 1991. – 448 с. 15. Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пос. – Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1991. – 191 с. 16. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – М.: ТЕИС, 2000. – 213 с. 17. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник для вузов. – Минск, 1998. – 190 с.
Date: 2016-07-25; view: 354; Нарушение авторских прав |