Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология как наука и мировоззрение





ВВЕДЕНИЕ

Социология как наука и мировоззрение

Объект и предмет социологии

Объяснение и понимание в социологии

Структура социологии

Уровнево-логическая структура социологии

Теоретико-парадигмальная структура социологии

Содержательно-тематическая структура социологии

Институциональная структура социологии

Лекция 1

Социология как наука и мировоззрение

Начнем с наиболее употребимого и внешне прозрачного определения, согласно которому социология – наука о том, как устроено общество, из каких элементов оно состоит и каковы связи между этими элементами. В то же время такое определение нуждается в уточнении. В частности, с учетом того, что социология как наука всегда актуализирована. Это следует понимать в том смысле, что она всегда нацелена – помимо универсалий – на решение актуальных проблем. Понятно, что современная социология направляет свой интерес на те аспекты социальной реальности, которые отражают «функционирование социальных общностей и форм их самоорганизации», а также на социальные изменения и социальные отношения, характерные для обществ современного типа. Изучая эти процессы и явления, социология стремится к вычленению закономерностей, соотнося их с наработанными универсалиями.

Уязвимым местом социологии и других общественных наук является более тесная, по сравнению с другими науками, связь их проблематики с насущными проблемами повседневной жизни. Иными словами, социологи изучают то, в чем и с чем живут люди, «населяющие» общество. Поэтому существуют обыденные представления об общественном устройстве. Можно ли утверждать, что каждый человек это стихийный социолог? В социологии есть такая позиция, она связана со школой этнометодологии. Однако научному знанию присущ ряд особенностей, отличающих его от знания обыденного. Вот основные из них. Научное знание систематично, объективно, логически «прозрачно» и непротиворечиво. Оно опирается на проверенные и обоснованные способы получения знания, именуемые методами, квантифицируемо и поддаётся трансляции. Разумеется, приведённое описание содержит элементы идеализации, но наука стремится такой быть. Пример: результаты общенациональных опросов общественного мнения. На основании выборочного опроса 1500 человек делаются выводы о мнениях всего населения таких стран как Россия или США. Американцы верят «Гэллапу», но не верят в используемый институтом метод.

Важнейшим результатом научной деятельности является получение объективного и надситуативного (общезначимого) знания. Примером может служить революция в методологии социологического изучения семьи, произведённая американским исследователем Э. Шортером. Эта революция совершилась совсем недавно, в конце 1970-х годов и связана с переходом исследователей семьи к новому типу документальных источников, на первый взгляд совершенно неинтересных записям в церковных книгах, судебным запискам и даже надписям на могильных камнях. Но, благодаря кропотливому изучению этих источников, исследователи радикальным образом изменили представление о семейной жизни простых людей.

Вместе с тем, понимание научности в социологии даже классиками дисциплины далеко от единообразия. Так, Э. Дюркгеймом предложена позитивистская версия, во многом уподобляющая социологию естественным наукам, а М. Вебером антипозитивистская версия, акцентирующая своеобразие социогуманитарного знания. Однако оба этих автора сходны друг с другом и отличны от К. Маркса в своём отношении к эмпирическим исследованиям. К. Маркс придерживается антиэмпирицистской позиции, согласно которой надёжное знание об обществе возможно получить, только используя интеллектуальные абстракции и спекулятивные рассуждения. Эмпирия вводит исследователя в заблуждение. Пример действие закона прибавочной стоимости. Однако все эти авторы, почти все исследователи, претендующие на научность, считают, что науке должны быть присущи объективность, законосообразность выводов, методологическая чёткость.

Должна ли социология быть «инженерной» дисциплиной? Сама жизнь доказывает, что социология это бесспорно практически полезная наука. Вместе с тем, смыслы практической полезности социологии могут быть поняты по-разному. Социологи могут проводить маркетинговые исследования, и это означает производство практически полезного знания (охотно покупаемого, в конце концов). Другим примером является знание, продуцируемое отраслевыми социологиями. Так, социология труда даёт инженерное (манипулятивное) знание и она же представляет собой ресурс для агентов, действующих на рынке труда, предоставляя объективную картину о факторах, механизмах и закономерностях, определяющих состояние этого сегмента общества.

Социологическое знание двояко. Это результат профессиональной деятельности и одновременно это компонента повседневного восприятия и конструирования реальности. Одной из форм проникновения социологического знания в повседневность является изучение социологии как академического предмета. Следует иметь в виду, что социология это не только наука или род деятельности. Это мировоззрение, взгляд на мир, который, будучи однажды приобретён, уже не «отключается», но лишь корректируется. В этой связи предлагается ряд понятий, описывающих новое состояние, связанное с обретением социологического взгляда на мир. Одно из них «социологическое воображение». «Социологическое воображение» это, на данном этапе обучения, умение связать личную ситуацию или конкретное явление с широкими социальными причинами, механизмами и процессами. В этой связи цель курса: систематизировать стихийное социологическое мышление аудитории и сделать его наукообразным в положительном смысле.







Date: 2016-07-25; view: 901; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию